Роман Соловий. Уроки Реформации необходимо учесть

Роман Соловий: «Опыт Реформации повторить невозможно, но ее уроки необходимо учесть»

Известный богослов размышляет о том, можем ли мы вернуть современное общество в эпоху Позднего Средневековья или раннего модерна, а также о том, какие уроки нам оставила Реформация, как она может сегодня помочь нашим церквям найти себя настоящих, найти свое место в обществе.

Доктор философских наук по специальности «богословие», руководитель Ресурсно-исследовательского центра Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации делится своими мыслями об итогах празднования в Украине 500-летия Реформации (Р-500), перспективах реформировать общество, плюсах и минусах просветительской деятельности протестантов за этот год, а также изменениях, которые произошли в понимании протестантами своей миссии в обществе.

— Роман Павлович, можно ли уже что-то сказать о предварительных итогах Р-500 в Украине?

— Я могу компетентно говорить только о тех проектах, которыми непосредственно занималась Евро-Азиатская аккредитационная ассоциация (ЕААА). Программа Р-500 была нами инициирована еще в 2014 году. Как организация, которая занимается развитием протестантского богословия, мы осознавали значимость юбилея Реформации и поэтому еще заранее начали подготовку к его празднованию. Поскольку в фокусе нашего внимания прежде всего образовательно-научные процессы, то в нашей программе «Реформация 500» приоритеты носили научную и богословскую направленность.

Прежде всего хочу отметить, что в 2015–2017 гг. Мы провели пять международных научно-богословских конференций, посвященных истории и богословию Реформации. Все они проходили в духе диалога с привлечением ведущих украинских и европейских ученых. Конференция в Остроге в 2016 году была крупнейшим за последние годы научным мероприятием, посвященным истории Реформации. К ней присоединились более 90 участников. По материалам конференций мы издали три специальных выпуска международного журнала «Богословские размышления». Кроме этого, на конференциях мы представили ряд изданных нами книг, посвященных Реформации и истории протестантизма. Среди них: «Опасная идея христианства» современного классика протестантской теологии Алистера МакГрата, а также две книги, написанные украинскими учеными, это, в частности, книга «Реформация в Украине» (обновленный пятый том многотомного издания «История религии в Украине», которое издает отделение религиоведения института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины) и сборник статей известного украинского исследователя протестантизма профессора В. И. Любащенко «Реформация и протестантизм: украинский контекст».

Мы также провели шесть межконфессиональных круглых столов, направленных на диалог, открытый разговор о непростой истории протестантско-православных, протестантских-католических отношений, богословских взаимодействий. Эти мероприятия прошли в Киеве, Львове, Одессе, а также за рубежом: в Кишиневе, Минске, Санкт-Петербурге.

Очень интересным проектом программы «Реформация 500» стали просветительские поездки по центрам европейской Реформации. Мы провели четыре таких поездки. В них приняли участие более 170 участников из разных стран мира. Во время этих поездок мы посетили Прагу, Айзенах, Виттенберг, Варбург, Вормс; Цюрих, Женеву, Амстердарм, Страсбург.

Отмечу, что в этих поездках приняли участие и протестанты, и верующие других конфессий, а также отечественные ученые. В рамках этих мероприятий мы реализовали много интересных дискуссий, инициируя процесс переосмысления истории Реформации и роли протестантизма в украинской и восточно-европейской истории.

Давать оценку в общем проекту Р-500, думаю, пока рано. Однако уже сегодня можно констатировать, что тема вышла на широкий круг, получила значительный общественный резонанс, привлекла внимание ученых и общественности. Конечно, хотелось бы, чтобы возвращение к истории и богословию Реформации инициировало внутренние процессы духовного обновления в первую очередь самих протестантских церквей, переосмысления ими своей истории, своей роли в современности, повторного возвращения к своим собственным свободным богословским истокам. Насколько это произошло, сегодня говорить пока трудно.

— На мероприятиях, посвященных Р-500, мы неоднократно слышали мнение, что надо и сегодня реформировать наше общество на всех уровнях: от духовного до политического и экономического. Но скептики считают эту идею утопической. Говорят, если в Европе Реформация состоялась 500 лет назад, то нам надо еще 500 лет ждать, пока у нас произойдет нечто подобное. Итак, реальна ли перспектива всеохватывающей реформации в Украине?

— Я отстаиваю мнение, что опыт европейской Реформации в Украине повторить невозможно, потому что мы живем в совершенно другую эпоху, которая коренным образом отличается от эпохи Позднего Средневековья, в которой жизнь людей была насквозь религиозной. Религиозный фактор был самым влиятельным в общественном бытии, и большинство своих решений и действий средневековый человек делал с оглядкой на трансцендентное, сверяя свою жизнь с волей Божией, с библейским откровением, с вопросом спасения. Сегодня религиозные мотивы не являются определяющими в деятельности большинства людей. Поэтому нельзя рассчитывать на повторение такой масштабности, всеохватности влияния Реформации в современности, который был в XVI веке. Это просто будет историческим анахронизмом. Мы не можем вернуть современное общество, постиндустриальное и постмодерное, в эпоху Позднего Средневековья или раннего модерна. Но следует говорить о другом: о том, какие уроки нам оставила Реформация, как она может сегодня помочь нашим церквам найти себя настоящих, найти свое истинное место в обществе. И здесь есть много тем для разговора, но не в смысле механического повторения опыта Реформации. Реформаторские процессы происходили через обновление Церкви; через возвращение к своим истокам церковь получала свою идентичность и способность влиять на общество. Если в наше время не происходит этот внутренний процесс самоанализа, критического самоочищения, говорить о каком-то масштабном влиянии церквей на общество будет несколько утопическим.

— В течение юбилейного года состоялись различные публичные мероприятия, посвященные Реформации. Но до сих пор огромное количество украинцев вообще не осведомлены об этом историческом феномене, другие же считают, что он не имеет никакого отношения к нашей стране. Что надо для успешного просвещения в этом направлении, рассчитанного на широкий круг?

— Во-первых, надо учитывать, что мы живем в стране, которая в свое время ощутила огромное влияние советской атеистической пропаганды, вытеснение религии, а тем более протестантизма, который отождествлялся с сектантством и считался вообще позорным делом, влиянием западной загнивающей культуры. Во-вторых — в нашей стране протестантизм является социальным меньшинством. Статистически — от одного до двух с половиной процентов граждан в Украине являются протестантами.

Еще один момент. В рамках празднования 500-летия Реформации именно просветительской работе не было уделено должное внимание, то есть, мы почти не имеем на самом деле просветительских публикаций, простых книг для читателя, не посвященного в историю протестантизма. Издавались сборники конференций и научные труды, а вот просветительская работа не получила должного внимания. Слово «Реформация» звучит на слуху, но большинство людей на самом деле слабо представляет себе, каким образом это касается Украины и ее истории. Пожалуй, надо серьезнее работать над включением соответствующих уроков в школьные программы, над подготовкой качественных современных просветительских изданий, обучением специалистов, которые могли бы это сделать. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны, но совершенно очевидно, что их недостаточно.

— Изменилось ли понимание протестантами своей миссии, роли в обществе с тех пор, как Украина получила независимость, и до настоящего момента?

— В начале образования независимой Украины протестантизм был более обеспокоен собственным самосохранением, выживанием. Тем более, что вся предыдущая история была сведена к выживанию в сложных условиях атеистической пропаганды, законодательных и других ограничений.

Вызовы украинской независимости, особенно события последних лет, заставили Церковь поставить перед собой вопрос: зачем мы существуем в этой стране? Наше видение ограничивается обращением отдельных людей в ряды протестантских церквей, или мы несем ответственность за преображение страны, ее обновление, очищение? Я думаю, этот сдвиг в мышлении произошел от служения, направленного на обращение отдельных людей и изменение их жизни — к осознанию общественного измерения своей миссии.

Декабрь 2017 г.


Рецензии