Штампы

Я всегда относился к слову, как к магическому заклинанию, поэтому запоминал яркие фразы, которые говорят люди, и их цитировал в своей дальнейшей жизни. И эти штампы, действительно, приносили мне больше пользы, чем вреда.

1.ТУДА-СЮДА

Тимоха был влюблён в Аллу и у меня возникало подозрение, что чувство было взаимным. Они с ней ходили за ручку, а потом она переставала даже с ним разговаривать. Потом снова ходили за ручку, а потом – снова полный игнор. Он страдал. Я наблюдал за этим с любопытством. И однажды я посоветовал Тимохе: признайся ей в любви. Причём не один в один, а чтобы свидетели были, чтобы все слышали. Как Челентано сделал в кино. С микрофоном.
А Тимоха был диджеем на нашей дискотеке, так что имел все возможности взять микрофон. На своём подиуме он был гораздо более раскованным, чем в жизни. Я, как друг, предупредил Аллу, что будет сюрприз, и ей придется выйти на подиум. Она заинтриговалась и пообещала, что выйдет.
И вот Тимоха вызывает её на подиум. Но когда Алла приближается, то он перестаёт быть уверенным диджеем, а теряется. Мнётся, и говорит в микрофон тихо-тихо: «Алла, я тебя… это… ну ты в курсе… и чтобы все знали… туда-сюда».
Их отношения возобновились через три года, когда он стал известным футболистом. Сейчас он – тренер, у них с Аллой трое детей.
А вот это: «я тебя это… туда-сюда» я скопировал и говорил некоторым девушкам, в чувстве юмора которых, как и в чувстве ко мне, был уверен.

2.В ДВА РАЗА

Моя бабушка пекла блины необыкновенной красоты. Они были тончайшими, с дырочками и узорами, как кружево. И она ставила на стол сметану, которую сделала сама, жидкое сливочное масло и малиновое варенье. Когда она испекала первый блин, то говорила, что его нужно съесть с маслом. Пока я его ел, то она испекала второй и говорила, что его нужно есть со сметаной. "Со сметаной будет в два раза вкуснее", - сообщала она.
Вот это "в два раза вкуснее" впечаталось мне в память, и я его использовал всю жизнь.
Когда я сидел в жюри на поэтических конкурсах, то говорил, что "это стихотворение в два раза лучше". Когда был редактором и требовалось выбрать, какую из двух заметок поставить в номер, то я говорил: "эта заметка в два раза лучше". Женщинам я говорил: "сегодня ты в два раза красивее, чем вчера".
Это "в два раза" всегда вызывало у людей тихий ахуй. Только однажды я прокололся. Одной своей знакомой после довольно долгой разлуки я хотел сказать: "ты стала в два раза больше значить для меня", а сказал просто: "ты стала в два раза больше".

3. УЧИТЕЛЬ

Я не любил своего преподавателя по стилистике русского языка Конькова. И был уверен, что он меня просто ненавидит, поэтому не поставит мне пятака. Но на экзамене он задал разобрать мне три фразы, которые объяснили мне всё, что я тогда не понимал. Я думаю, что он их не случайно подбирал.
Фраза первая: "Тебе, конечно, помогут, но главное ты должен сделать сам"
Я разобрал её безупречно.
Фраза вторая: "Ты симпатичен до тех пор, пока талантлив и не самостоятелен, но если тебя заподозрят в самостоятельной гениальности, то тебе перестанут помогать, а начнут бить".
И эту фразу я разобрал. Я потом не нашел источники. Вероятно, это были его собственные фразы.
Ну а чтобы не ставить мне пятёрку, третью фразу он мне дал из пушкинского "Пророка": "И дольней лозы прозябанье". Этого я разобрать не смог. Хотя теперь знаю, что в подстрочном переводе на современный русский она звучала бы, как появление первой травки на большом поле.
Я ушел с экзамена со своей четверкой. Но первая фраза стала моим девизом на всю жизнь. Вторая фраза объясняла ситуацию, когда я не мог понять, за что меня бьют, если я - лучший. А пушкинская строчка, как заклинание, помогала мне подниматься, когда я разбивался, и требовалось возродиться из пепла.
Мне очень везло с учителями.


Рецензии