10 способов сделать художественный текст лучше

Порой мне присылают свои произведения молодые (и не очень) энтузиасты – в поисках конструктивной критики, проверить на ошибки или просто так. Я желаемое даю. Но не больше. Почему? Не поверите: сколь чудесным, оригинальным, трогательным бывает содержание при… отвратительной форме подачи («стиль»). Другие проблемы: невзрачные персонажи, отсутствие «НАД-идеи», визуальная убогость. Насколько мне хочется помочь с бедой… и насколько большинству оно не надо!

Обезличенная критика приятнее – поэтому основные замечания собраны в одной статье ; Берите, применяйте, и ваш художественный текст станет заметно лучше!


1. МЕСТОИМЕНИЯ

«Он скинул своё чёрное пальто на её тумбу, примостившуюся перед этим высоким светлым зеркалом, и она своей рукой нежно провела по его русым волосам»

Красиво? Вам понравилось? Согласитесь – не особо.
А если так:

«Он скинул чёрное пальто на тумбу, примостившуюся перед высоким светлым зеркалом, и она рукой нежно провела по его русым волосам»

Уже лучше.

Мораль: лишние местоимения удаляем нещадно! Чтобы понять, какие местоимения лишние, просто вырежьте их, а потом посмотрите – изменился ли смысл предложения ;

2. «ГУСЕНИЦЫ»

«Гусеницы» – подчинённые предложения от одного подлежащего, «главгера» момента. Смотрим пример:

«Почуяв приближение беды, воин натянул тетиву и прищурился, вглядываясь в лесную тень. Что же он там заметил?»

Всё понятно: воин почуял беду, натянул тетиву, прищурился, вглядываясь, и, видимо, что-то заметил. Но… читатель, ты прожил момент вместе с воином? Попробуем так:

«Почуяв приближение беды, воин натянул тетиву. Глаз сощурился: лесная тень… Что же там?»

Теперь воин лишь чует беду и натягивает тетиву, остальное делают другие «герои момента»: глаз, лесная тень. «Что же там?» подано как мысли воина – дополнительно погружает внутрь текста. Старайтесь удалять любые «гусеницы» длиннее двух звеньев, т.е., например, «воин почуял и натянул».

«Воин почуял приближение беды. Скрипнула тетива. Глаз сощурился: лесная тень… Что же там?»

«Гусеница» разбита полностью. Заодно добавилось воздействие на аудиальный канал восприятия – тетива «скрипнула».
Редким исключением может стать ОЧЕНЬ динамичное предложение, где звенья «гусеницы» состоят из одного-двух слов, образы лёгкие. Но пока только начинаете – экспериментировать не стоит.

Все пишут «гусеницами», это нормально. Автор должен видеть «фильм» происходящего, с полным погружением, и затем лишь записывать увиденное. Превращение «изложения» в красивый текст – результат редактирования, НЕ стремитесь сделать текст красивым сразу, в процессе написания.

3. «ТАБЛИЧКА ДЕРЕВО»

Старайтесь избегать лишних уточнений, или рискуете открыто признаться, что считаете читателя идиотом. НЕ вешайте на литературное дерево табличку «дерево»!

«НЕ вешайте на литературное дерево табличку «дерево» – ведь и так ясно, что дерево это дерево, и от вашей таблички ничего не изменится, так зачем лишний раз тыкать читателя носом в это? Читателю не понравится» – пример «таблички» ; Конечно, бывает хуже.

Идеал – понятная читателю яркая лаконичность. Reduction – «сокращение».

4. «РЕАЛИСТИЧНОСТЬ?»

«Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире»
(«Страшная месть» (1831г.) Н.В. Гоголь)

Почувствовали размах мощной, полноводной реки? А теперь вдумайтесь: редкая птица долетит до её середины? Конечно, Николай Васильевич слукавил, но… зато какой образ! Между прочим, вошёл в известные цитаты.
Безусловно, откровенно завираться не стоит, но сильные средства художественной выразительности текст красят. НЕ бойтесь их использовать. Главное – к месту. Писатель, в отличие от журналиста, не сообщает о событии («Днепр широкий и полноводный», «девушка улыбнулась»), а описывает образами («девичье личико просияло»)!

5. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

В вашем распоряжении их много, а не лишь точка, запятая и пара эмоционально окрашенных. НЕ бойтесь двоеточия, многоточия, точки с запятой, тире, их творческого чередования. Так, тире и двоеточие можно использовать не только в зависимости от контекста, но и персонажа: лиричным более свойственна «–», практичным – «:». «;» хорошо разделяет предложение на части, когда разделение точкой чересчур сильно.
А вот скобок стоит избегать: текст из художественного сразу становится как бы немного «учебным», сухим.

6. КОНЕЦ

Конец – всему голова. Предложения, абзаца, описания, главы, части, книги. Конец и начало запоминаются больше – так уделите им больше внимания! Ключевое слово предложения ставьте в конце.

«Звездолёт класса «Гнев» совершил аварийную посадку в орбитальном космопорте; несколько дроидов зажужжали навстречу механическими гусеницам»

Нравится? А если так:

«В орбитальном космопорте звездолёт класса «Гнев» совершил аварийную посадку; несколько дроидов зажужжали механическими гусеницам навстречу»

Чувствуете разницу? Должны. Сейчас, без контекста, ключевые мысли: аварийная посадка и дроиды, катящие навстречу.
На конец абзаца и описания оставляйте самый сильный образ. Главы – образ, мысль и действие. Держите интригу, читателя постоянно должно тянуть – «что же дальше?» Конец части должен одновременно подводить промежуточные итоги и бросать «удочки» в следующую. Конец книги аналогично – немного интриги, «открытого финала» не повредит, но не стоит и злоупотреблять (если не такова главная задумка).

7. СОЗДАВАЙТЕ МИРЫ

…интересные, захватывающие! В которых интересно жить. В которых вы станете лучше.

8. ПЕРСОНАЖИ

Создание персонажей – творчество одно из самых сложных и интересных. Кто-то просто списывает характер со знакомых, кто-то – отдельные черты, а другой придумывает сам всё. Сейчас не о способах создания, а о «содержании» образа и их взаимодействии.

«— Меня зовут Роза, — девочка хихикнула и подсела на кровать. — А тебя? Мне пятнадцать, и я хочу дружить! Я тебя видела сегодня, когда выглядывала в коридор… Мы же тут вдвоём, и всё, да? А мне та-а-ак скучно торчать в комнате одной!.. Там нет ни Голонета, ни даже каких-нибудь голозаписей! Поговорить совсем не с кем… В общем, скукотища. Только эта старая рабыня; и знаешь что? — Роза приблизилась к Ник, голубые глазки игриво блеснули. — Меня от неё тошнит!
Наконец, тишина. Девочка всем видом показала, как от служанки «тошнит»: ладошки сжали шею, физиономия шутливо скривилась. Но вдруг лица коснулось удивление.
— А почему ты молчишь? Тебе она нравится?
Ник смотрела во все глаза. Это живое существо с невинной улыбкой кажется совершенно чуждым привычному миру. Вообще реальности. Ну не бывает же… взрослого ребёнка!
Пальцы сжали шёлк покрывала.
У Розы тёплые ладони. Они уверенно накрыли ледяные пальцы Ник, и светлое лицо озарилось. Большие глаза смотрят прямо в душу! И, хотя Ник не выразила эмоций, это глупое, но по-своему сильное существо явно видит их «волшебным» зрением.
Наконец, молчаливая собеседница тихо ответила:
— А ты удивительная. Роза?
Девочка расплылась в улыбке, приняв слова за похвалу; взгляд стал мечтательным.
— Так меня зовёт мама. Хотя это ненастоящее имя… Но для меня настоящее. Она говорит, что я похожа на распускающийся бутон розы. А как зовут тебя?
Ник подумала с секунду.
— Смотря кто»
(«Идущая во Тьме: Из огня» Darth Elish)

Роза и Ник – взаимодополняющие персонажи. Жар и холод, этика и логика, наивность и осторожность: контраст подчёркнут. Контрастных персонажей стоит ставить ближе, но не слишком – читатель-то не идиот, на самом деле ;

В приведённом отрывке отсутствует «аналитическое описание» характеров девочек, образы созданы за счёт «мелочей»: степени разговорчивости, формы образования предложений (простой разговорный, «детский» стиль Розы; вдумчивый, лаконичный – Ник), мимика (кривляния Розы; внешнее безразличие Ник, за исключением пальцев, сжавших покрывало – элемент углубления образа), даже температура (тепло ладони, «лёд» пальцев).

Создание персонажей, их жизнь внутри произведения очень похожи на игру актёра и анализ психолога. Автор должен проживать (эмоционально, духовно) персонажа в каждый момент. Понимать, откуда у каждой черты характеры «ноги растут», и быть честным пе-ред собой и читателем: если что-то оставляет психическую травму, то придётся персонажу её получить, а последствия должны читаться до конца. Исключение – эпические произведения вроде «Властелина колец», где в центре внимания события, а не личности со сложной психологией.
Ну а если ваше творение претендует и на «эпичность», и на глубокий психологизм, то… что ж, удачи!

Для полного погружения в персонажей у автора НЕ должно быть «ни бога, ни царя, ни отечества». В том смысле, что каждый персонаж наделён не только уникальными психическими свойствами, но и индивидуальной философией, взглядом на мир и объекты в нём (исключение – карикатура). Можете быть в корне не согласны, но описать мысли (и вытекающие из них слова, действия, мотивацию) обязаны ТАК, будто это ВАША точка зрения. А глубоко прорабатывать лишь тех, чьё мировоззрение согласуется с вашим, – обречь читателя на скуку. Как минимум. А то и протест.

Хорошую помощь могут оказать типологии: от простых вроде темпераментов, D&D, ПЙ, до весьма и весьма сложных вроде соционики. Не бойтесь использовать всё. Однако остерегайтесь шаблонов: персонаж – не только представитель типа, а прежде всего живая личность, динамично меняющаяся, размышляющая.

Создайте персонажам внутренний конфликт – наблюдать сразу станет интереснее. Разрыв между желанием и реальностью, между внешним и «содержанием», между чертами характера, кажущимися противоречивыми, и т.д. А потом добавьте характеру динамики!

9. НАД-ИДЕИ И СВЕРХ-ИДЕЯ

Восприятие зависит от контекста.

«Толик вскинул на плечо тучный мешок»

Кто такой Толик? Если фермер, то в мешке, вероятно, картошка. А если для читателя То-лик – серийный убийца? В мешке уже труп. Точно труп! И мурашки по спине…

Повествование состоит из цепочек действий: персонаж ест, болтает, подглядывает и т.п. Но восприятие цепочек зависит от контекста и знаний читателя. У перечисленных трёх глаголов могут быть разные НАД-идеи: желание развлечься, тайная слежка, маскировка депрессии… Создайте читателю контекст и – выбором ситуации – сыграйте на контрасте.

Помимо НАД-идей может быть СВЕРХ-идея – на всё произведение. Например, «я хочу любить свободу» и «я хочу любить Софью» вызовет разное восприятие. Автор должен для себя решить, какой реакции читателя он хочет добиться: КАКИМ тот должен отложить дочитанную книгу?
Вышестоящее определяет нижестоящее.

10. РЕДАКТИРОВАНИЕ

Reduction – «сокращение». Следовательно, основная работа по редактированию текста… ; Нещадное уничтожение сорняков (местоимения, «гусеницы», «таблички дерево», неуместные выражения, тавтологии и проч.); удаление абзацев, если бесполезны для красоты и повествования, мешают экшену, тянут «увязнуть». Иногда – удаление больших сцен, целых глав. Редактирование, пожалуй, второй по длительности процесс после подготовки текста к написанию (задумка, персонажи, сюжет, вложение идей, сбор информации, НАД- и СВЕРХ-идеи, создание мира). Непосредственное написание текста – самое быстрое и простое. Поэтому не бойтесь посвящать редактированию дни напролёт: во-первых, вы сделаете текст лучше, во-вторых – так вы очень здорово развиваетесь в качестве писателя. Со временем выработается умение сразу писать практически без лишних местоимений, «гусениц» и «табличек», а редактировать вы станете уже вещи более глубокого порядка.


Самосовершенствование – бесконечный путь, прекрасный сам по себе. И помните – только труд, труд без оправданий на «отсутствие вдохновения» и прочие глупости позволит вам достичь высот. В любой области. Успехов!:)


(17.01.18)


Рецензии
Великолепный текст. Хотя лично для себя я ничего неожиданного и нового не прочитал потому что всегда следую золотому правилу Чехова:" Литературный Язык должен быть ПРОСТ и ИЗЯЩЕН". Вот именно: писать надо ПРОЩЕ и ПОНЯТНЕЕ! Уверен, что молодым сочинителям ваш текст весьма пригодится!

Алексей Курганов   20.01.2018 06:40     Заявить о нарушении
Спасибо,очень доходчиво, для начинающего Автора, просто руководство к действию!

Галина Емельянова   20.05.2024 16:47   Заявить о нарушении