Труба

«Лети, лети лепесток!
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели »…

Валентин Катаев «Цветик семисветик»


Куда уходит детство? Граждане, кто знает ответ на этот вопрос, прозвучавший когда-то в популярной песенке?
Я думаю, что оно навсегда остаётся с нами. Банальная, конечно, мысль, но верная.

Идёшь ты себе весной, не спеша по парку, и вдруг лёгкий ветерок доносит до тебя острый запах, лопнувших тополиных почек. И память, внезапно сделав круг, возвращает тебя в детство…
На улице, где прошло моё детство, росли огромные тополя. В то время ещё не было заведено обрубать им ветки, поэтому разрослись они до огромных размеров, наполняя весной всю улицу острым запахом лопнувших почек и опавшими толстыми темно-красными серёжками, которые мы с моим приятелем Витькой собирали в игрушечные кастрюльки, чтобы «сварить суп» .
Руки, от соприкосновения с тополиными серёжками, делались липкими, от чего к ним сейчас же прилипала пыль и земля. Чтобы помыть руки, а также для того чтобы набрать воды в кастрюльки для изготовления супа, мы с Витькой отправлялись на колонку, которая была в самом начале улицы.
Такое грандиозное достижение цивилизации как водопровод и канализация не за долго до моего рождения уже появились в наших домах, но оставшаяся с незапамятных времён колонка всё ещё исправно действовала.
Собственно говоря, поход на колонку был это строжайше запрещён, но как и все дети, мы страшно любили играть с водой.
Заводилой была всегда я, а Витька всегда смотрел на меня разинув рот, и был покорным соучастником всех моих выдумок.
Чтобы открыть воду, нужно было повиснуть на рычаге колонки всей тяжестью тела, то есть ухватиться за него двумя руками и поджав ноги висеть на нём.
Открыть кран так, как это делали взрослые, одной рукой, у нас не было сил.
Я поджимала ноги и повисала как на турнике, а Витька боком приближался к шипящей струе, чтобы ухватить в пригоршни воды. Но силы мои кончались слишком быстро и этот трюк удавался со второго, а то и с третьего раза.
Потом наступала моя очередь мыть руки. Скользкие от воды и грязи Витькины  руки не всегда могли открыть кран. Иногда, если повезёт, нам помогал прохожий и тогда мы могли плескаться вдвоём.
Напор воды был очень силён, а мы - очень неопытны и подходили слишком близко к струе.
Вода забрызгивала ботинки, чулки, пальто. Тайный поход на колонку немедленно становился явным. Наказание, в виде шлепков и стояния в углу, не заставляло себя долго ждать.
Позже, когда мы пошли в школу, в качестве наказания, мы лишались воскресного похода в кино.
На всю Марьину Рощу был один детский кинотеатр, носивший гордое имя «Октябрь». Находился он на углу Шереметьевской улицы и улицы 3-й проезд Марьиной Рощи, прямо напротив светофора.
Неожиданно, было это помнится мне в классе эдак во втором, в третьем, (т.е. году в 1965 – 1966)  наш любимый кинотеатр «Октябрь» переименовали в «Горн», объяснив это тем, что в центре построили новый, большой, современный кинотеатр. Ему и отдали это гордое название «Октябрь».
Признаться в глубине души было обидно. Как будто где-то там, в центре Москвы, живут настоящие люди, для которых построили новый кинотеатр, а мы так себе – второй сорт! Вам и старенький сойдёт, и даже звучное название «Октябрь» заменили на какой-то там «Горн»! Совершенно несправедливо!
Но неудовольствие наше высказать было некому, да и вряд ли нас кто-нибудь стал бы слушать. По той ли, или по другой причине стали мы между собой называть наш кинотеатр «Труба». Так и говорили: «Куда идёшь?» «В Трубу.» Или: «Где встречаемся?» «У Трубы.» и т.д.
Но любить кино мы не перестали, да и других детских кинотеатров в округе не было.
По воскресеньям, утром вся окрестная детвора, зажав в кулаках свои 10 копеек, неслась в кино. А, уж в зимние каникулы покупался так называемый абонемент: билеты в кино на 5 – 6 фильмов.
В фойе кинотеатра кроме традиционного буфета, который мы всегда игнорировали за не имением денег, вёл программу известный каждому марьинорощинскому ребёнку массовик-затейник – Игорь Николаевич.
Фамилию его я никогда не знала, но самого его помню очень хорошо.
Это был мужчина средних лет, волосы у него были уже с проседью и причёсаны на косой пробор. Был он всегда в наглаженных брюках, до блеска начищенных ботинках, в нарядной рубашке и ярком галстуке.
Настоящий артист! Сколько радости доставили нам его игры. С большой благодарностью я вспоминаю о нём. Ведь благодаря ему наши походы в кино были расцвечены в яркие краски праздника!
Не было у нас ни компьютеров, ни мобильных телефонов, ни дорогих электронных игр. Родители большинства из нас работали на заводах и фабриках рабочими. «Ногинка» , «Станколит», «Борец», завод Алюминиевых сплавов, фабрика «Детская Книга» - вот адреса предприятий, на которых трудились наши родители. Зарплаты у них были невысокие, жили мы бедновато. Конечно, были ребята и по богаче, у которых родители были инженерами, или работали на других предприятиях, получали более высокие зарплаты, но я говорю об основной массе детей нашего района.
Купив билет в кино, мы спешили пройти в фойе как можно раньше потому, что Игорь Николаевич развлекал нас там играми и викторинами.
Приходили мы минут за 30 до начала сеанса. А в фойе было уже не протолкнуться! Жарко. Мы, пальто нараспашку, шапки в руках, варежки в карманы и к сцене.  А там уже стоит Игорь Николаевич и какую-нибудь новую игру нам приготовил. Кто из вас играл в игру «Последний шар»? Вы небось и не знаете, что это такое! Попробую вам рассказать. Через всю сцену была протянута верёвка, на ней как на счётах было продето нечётное количество пластмассовых цветных шариков, размером и внешним видом напоминали они бильярдные шары: 19 или 21, честно говоря, точно не помню. Игорь Николаевич объясняет: «Сейчас я вызову на сцену 2-х игроков. Каждый из них по очереди будет сделать свой ход. Ход заключается в следующем: игрок может передвинуть на свою сторону за один раз один, два или 3 шара, потом должен сделать свой ход его противник и так до тех пор пока в середине не останется 1 шар. Тот, кому достался последний шар, проиграл.
Итак, начинаем! Мне нужны 2 игрока. Кто хочет играть?» И сразу же целый лес детских рук. И все кричат: «Я! Игорь Николаевич! Меня возьмите!» Восторг полный и у тех кто играет, и у тех кто наблюдает и комментирует.
Мы и в кегли там играли, и в последний стул… До того бывало заиграешься, что звонок на киносеанс казался полной неожиданностью.
Какие фильмы мы там смотрели? Да всякие: сказки в постановке режиссера Александра Роу, «Дети капитана Гранта», конечно «Чапаев», незабвенные «Чук и Гек», потом появились «Неуловимые мстители», комедии: «Посторонним вход воспрещён» и « Айболит 66»…       
Маленький и старенький был наш кинотеатр, но сколько радости он нам подарил! И как ни бедны мы были, но 2 абонемента на просмотр фильмов в зимние каникулы, наша мама нам с братом всегда покупала.
В 1967 году мой младший брат пошёл в школу. И если раньше я бегала в кино со своими закадычными друзьями и одноклассниками Витькой и Серёжкой, то теперь к нам присоединился мой брат Андрюшка.
Я не слишком обрадовалась такому пополнению, т.к. Андрюшка на 3 года младше меня, я должна была его опекать и «следить» за ним. Что значит «следить» я, честно говоря, не очень-то понимала. Девочка я была бойкая и очень озорная, впору за мной бы кому «уследить», а тут мне следить за Андрюшкой!
В зимние каникулы мы получили в подарок от мамы по абонементу в нашу «Трубу». Один из фильмов был для нас особенно интересным. Это был новый, цветной, как сказали бы сейчас Супер боевик - «Волшебная лампа Аладдина». Цветные фильмы тогда лишь только начали появляться на наших экранах. Никто из моих друзей этот фильм ещё не видел. Можете себе представить с каким нетерпение мы ждали значащуюся на билетах дату?
Билеты, которые были а абонементах, были самые дешёвые, т.е. на 9 – 10 часов утра. Но в этот раз у нас был дневной сеанс, я так думаю часа на 3 дня.
С утра, когда мама уже ушла на работу, мы понеслись на каток, который был в 5 минутах ходьбы от нас в «Детском парке».
Коньки были нашим любимым развлечением. В те времена в нашем парке каток был бесплатный и зимой мы проводили на нем всё своё свободное время.
Накатались мы вдоволь и домой понеслись, когда времени оставалось только-только переодеться и бежать в кино.
Прискакав домой, мы в страшной спешке побросали наши вещи и принялись переодеваться.
В те времена спортивные костюмы ещё не существовали. На каток мы ходили в так называемых «штанах с начёсом» и, в связанных мамой свитерах. Штаны были толстые, тёплые из натуральной ткани, но у них был один недостаток: они очень быстро промокали, на морозе от постоянных падений в снег или на лёд знаменитый «начёс» скатывался в сосульки, и штаны вставали колом.
Штаны мы немедленно сняли и бросили на кухне, с намерением, ещё до прихода мамы, после кино развесить их на верёвке.
Я переоделась довольно быстро, но вот с Андрюшкиной одеждой произошла неувязка. Мы негде не могли найти его единственные школьные брюки. Мы перевернули вверх дном весь дом, но брюк не было! Штаны с начёсом, брошенные на кухне, уже успели от тепла растаять и были такие мокрые, что одеть их было просто немыслимо! На улице был мороз. Что тут было делать? В кино я хотела безумно и отказаться от похода в «Трубу» у меня даже в мыслях не было! Но и Андрюшку оставить одного дома, чтобы он сидел у окна и рыдал, я тоже не хотела. Это было бы слишком жестоко.
Что же это получается? Все мои  и Андрюшкины друзья, весь класс, все ребята из нашей Марьиной Рощи будут смотреть «Волшебную лампу», а мы нет? Ну, уж  фигушки!
Порывшись в шкафу, я нашла Андрюшкины кальсоны нежно голубого цвета, одевавшиеся под школьные брюки в случае особо сильных морозов. «Одевайся!», - велела я уже зарёванному Андрюшке. Он судорожно вздохнул и покорно оделся. Сверху, как и положено он одел зимнее пальто, курток мы тогда не знали, их просто не было в природе, и валенки с галошами. Пальто было Андрюшке ниже колен, а валенки до середины икр, но конечно предательский нежный цвет кальсон бросался в глаза. Но я, не моргнув глазом, нахально сказала: «Нормально, сойдут за треники!»
Андрюшка вытер нос кулаком и мы, закрыв дверь на ключ и взявшись за руки, помчались в кино!
Мы конечно хорошо понимали, что вид у нас был, мягко говоря, несколько странный, поэтому до кинотеатра мы решили добираться проходными дворами, что мы с успехом и проделали, не встретив на своём пути ни одного взрослого. Оставалось лишь пересечь Шереметьевскую улицу и войти в «Трубу».
У светофора собралась довольно большая толпа детей, смешавшись с которой мы благополучно перешли дорогу и вошли в кинотеатр.
В фойе никто не обратил на нас внимания. Всех занимал Игорь Николаевич, а не Андрюшкины кальсоны, а в зрительном зале было и подавно темно. Так что план мой удался вполне!
Кино мы посмотрели, посмеялись, порадовались вместе со всеми. А когда фильм закончился и двери зала открылись на улицу, были уже темно.
Снова взявшись за руки, мы вихрем понеслись домой, вспомнив о штанах брошенных на кухне в кучу. Я надеялась успеть их развесить до прихода мамы. Но на этот раз нам не повезло. Мама была уже дома. Она была просто в ужасе, когда увидела нас с Андрюшкой в таком виде.
Ох, и попало же мне тогда! «Как же ты могла вести брата в кино в таком виде? Ты же старшая сестра!»
Можно было подумать, что я чем-то сильно отличалась от Андрюшки. Я была такой же ребёнок. И я тоже хотела в кино. «А что же мы должны были делать?» , - вопрошала я. «Дома надо было оставаться!», - сказала мама.
Оказывается мама отнесла Андрюшкины брюки в химчистку, чтобы он мог пойти в школу в чистых брюках, а других брюк у него не было.
Возражать я не стала,  и переглянувшись с Андрюшкой,  про себя подумала: «Зато мы были в кино!» Андрюшка вздохнул, но тоже был доволен.

Все наши детские годы мы ходили в кино в «Трубу». В конце 60-х – начале 70-х годов активное строительство добралось наконец и до нашей Лазаревской улицы, от которой сейчас не осталось и следа!  Лишь старая трансформаторная будка, в стены которой мы с ребятами и девчонками всё наше детство стучали мячом, благополучно пережила все перемены и по-прежнему стоит на своём месте. Разметали также и деревянные постройки в 1-м, 2-м, 3-м, 6-м и 10-м проездах Марьиной Рощи, находившиеся, на противоположной стороне от нашей “Трубы” .
Исчезли и проходные дворы, голубятни и сараи, в которых хранились старые вещи, а зимой ещё и дрова. Исчезли также и старые тополя, и замечательные, огромные кусты сирени, которые буйно цвели в нашем дворе каждый год. На этом месте сейчас большой сквер. Посередине которого находятся новый кинотеатр «Гавана» и театр «Сатирикон».
А вот наш старенький «Горн», он же «Труба» сломали.
Правда и тут не обошлось без комичной ситуации. Прежде чем окончательно кануть в Лету, нашей многострадальной «Трубе» предстояло пережить ещё одно «перерождение». Неожиданно для всего населения района детский кинотеатр переделали в… пивной бар!
Мой муж, который старше меня на 5 лет, рассказывал мне, что будучи студентом он посещал это пивное заведение, которое пользовалось у студентов большой популярностью и было известно в студенческой среде под названием «синагога»… На мой вопрос, откуда взялось это название он только пожал плечами.
Вот тут уж я с уверенностью могу сказать: “Синагогой наша “Труба” не была никогда!”   

P.S. Во избежании недоразумений или других нежелательных ситуаций, все имена действующих лиц рассказа изменены. 


Рецензии
Замечательный рассказ. Да вы и сейчас выглядите озорной.
Словно в детство переместился. Помню костюмы с начёсом. Сам приходил с сосульками на штанах. У меня есть эпизод в рассказе "Коммуналка" про смешной случай связанный именно с такой одеждой.
А у нас на Малой Грузинской был свой кинотеатр -клуб "Красный октябрь"
Так что мы по октябрю связаны. И мой дом - Малая Грузинская не сломали и переделали. Он и сейчас стоит под номером 39, а раньше когда я там родился он был №51. Его облицевали ракушечником. И сделали нежилым. Я предполагаю почему наш дом не сломали, как другие.Под нашим домом были подвалы. Еще до революции каждой квартире принадлежал один подвал. Там хранились продукты.
в этом доме родилась и жила моя бабушка. Я почему -то решил, что организация которая заняла этот дом не простая. Уж больно у них всё засекречено и никакой информации никто не даёт. Всё покрыто тайной.
Спасибо ,что вызвали такие бурные воспоминания. С уважением. ЛеВ

Лев Фадеев   07.12.2018 15:15     Заявить о нарушении
Да, я сразу понял что Марья Рощина это псевдоним.

Лев Фадеев   07.12.2018 15:15   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Лев!
Большое вам спасибо за такую интересную рецензию.
Прямо как в старой Москве побывала.
А, вот вашего рассказа "Коммуналка" я что-то не нашла. Хотелось бы почитать.
Посмотрю ещё раз. Может быть, ссылку пришлёте, если не трудно?

С наилучшими пожеланиями, Марья Рощина

Марья Рощина   20.12.2018 23:46   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2011/12/29/766 коммуналка часть первая.
Приятного чтения.

Лев Фадеев   21.12.2018 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.