Склонность. Потребность. Способность. Познание

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
 
Часть I. Соматопсихика, или природное тело (corpus animalis).

Глава 4. Склонность -> Потребность -> Способность -> Познание.

Скорей всего, у читателей этой главы сразу возникнет вопрос: как из связи между склонностями, потребностями и способностями, ставшей вполне понятной уже из чтения предыдущей главы, вытекает познание?

Дело в том, что триадой "склонность -> потребность -> способность" завершается сфера соматопсихики, т.е. эта триада является вершиной иерархии психики, находящейся, так сказать, в утробе органического тела в ещё не обособленном от него виде, примерно, как ребёнок в животе у матери. Соматопсихика - непосредственное, синкретическое единство живого тела (организма) и психики (духа и души). Дух внутри тела представлен тетраэдром "опыт -> память -> установка -> интерес". Душа внутри тела представлена тетраэдром "интерес -> влечение -> увлечение -> склонность". Но то, что было внутри, обнаруживается (выходит наружу), рождаясь как нечто отдельное от того, что рождает.

С познания начинается дух (пока ещё природный) - сфера интеллекта, первичного, т.е. образного интеллекта, который И.П.Павлов называл 1-ой сигнальной системой. Познание, можно сказать, есть интеллектуальное поведение. Другими словами, такое поведение, в котором акцент смещён с непосредственного взаимодействия с окружающей средой с целью выживания организма на получение информации о среде, о предметах, находящихся в ней, о ситуации взаимодействия. И, поскольку это поведение осуществляется через деятельность, то акцент поведения на отражении превращает простое рецептивное получение (приём) информации в её активный поиск и нахождение, в добычу и переработку информации, в разведку.

Поэтому познание можно ещё назвать опережающим отражением. Результатом этого познания является субъективное знание, т.е. мнение, суждение, оценка ситуации - то, что называют ведами. Это ещё не то знание, которое добыто общими людскими усилиями в исследованиях, гипотезах, в подтверждениях гипотез многими исследователями, в теориях, в научных спорах, в доказательствах и опровержениях. Но с него начинается путь к научно обоснованному (объективному) знанию, к знанию, не зависящему от субъективных предпочтений и личных мнений.

Познание (когниция, гнозис) добавляет к потребностям и способностям тела свою специфику. И телесная потребность развивается в духовную потребность, в познавательную потребность, в жажду познания. А способности тела становятся духовными, способностями к познанию, к более лёгкому и быстрому научению, приобретению необходимых в настоящем и будущем привычек и навыков, к открытию и изобретению нового (по крайней мере для себя).

В познании доминирующим становится отражение, память, влечение (как ориентирование в динамично изменяющейся ситуации) и потребность (как оценка состояния организма, как организмическая оценка потребляемого и расходуемого, как баланс прихода и расхода нужных для жизни (самосохранения и роста) веществ, информации и энергии). Деятельность, установка, увлечение и способность здесь играют вспомогательную, обслуживающую, роль.

Интерес вместе с ориентированием в ситуации (ориентировочной деятельностью) по мере его превращения в склонность к ориентированию и оценке ситуации становится познавательным интересом, проявляющимся в любопытстве и любознательности. Понятно, что простой интерес, связанный с ориентировкой в обыденной ситуации для сохранения нажитого и приобретения новых материальных благ, значительно отличается от познавательного интереса. Первый интерес можно назвать корыстным, преследующим свою выгоду. Второй, познавательный интерес, в большой степени бескорыстен, хотя и в нём сохраняется некоторая доля корысти. В познавательном интересе корысть, так скажем, не прямая, а косвенная: "Если эту информацию сейчас невозможно где-то применить, то, вероятно, в будущем она мне пригодится." Это ещё один довод в пользу того, чтобы называть познание опережающим отражением.

Одной из форм склонности является любовь. Возможно, это высшая форма склонности. (Другими формами могут быть приятельство, партнёрство и дружба.) Отсюда вытекают вышеупомянутые формы познания - любопытство и любознательность, т.е. любовь к новому опыту и любовь к новому знанию. Любовь к определённому занятию (виду деятельности, игре, профессии), к определённым предметам, к определённому живому существу, к определённой еде и определённому питью, и т.д., обогащается любовью к новизне, к поиску и опробыванию новых предметов, могущих удовлетворить уже имеющиеся потребности и расширить их круг, развить сами потребности. Это и поиск новых знакомств, новых приятелей и друзей, поиск новой любви, если со старой не сложились отношения. Для мужчины совершить половой акт с новой для него женщиной когда-то обозначалось словосочетанием "познать её".

Любовь - это не только любовь к чему-то или к кому-то. Особенно к кому-то. Любовь, с одной стороны, это ещё и потребность получать от кого-то и дарить кому-то любовь. С другой стороны, она есть способность это делать: дарить и получать. Здесь возможны разные варианты перекосов (дисгармоний). Человек может иметь потребность получать, но не иметь потребности дарить любовь. Он может иметь потребность дарить любовь, но не иметь способности её дарить, а также получать её от других. Вроде тех родителей, которые испытывают огромную потребность любить своего ребёнка, но не способны это делать, задаривая его тем, что ему не интересно. Из этих перекосов вытекают разные нескладности в отношениях и проблемы.

Было бы неверным считать потребность только недостатком в чём-либо, что нужно отыскать, догнать, приобрести и употребить. Потребность - это ещё и избыток того, что есть, того, что накопилось и что можно отдать другим, или, имея в виду физиологическую потребность, выделить в окружающую среду. Это может быть не только переполненность ЖКТ, но и переполненность энергией (заряжённость биобатарей). Так что под потребностью можно понимать своего рода гомеостатический контроль и учёт прихода и расхода вещества и энергии, безусловно-рефлекторную оценку баланса ВИЭ во внутренней среде организма. Возник дисбаланс в сторону недостатка и пустоты - время искать, чем и кем себя наполнить. Возник дисбаланс в сторону избытка - время искать место, где можно было бы избавиться от возникшего напряжения, или время искать того, на кого можно было бы излить излишек энергии. В случае дефицита энергии - от кого бы подпитаться ею (энергетический вампиризм).

К тому же надо иметь в виду, что кроме потребностей самосохранения (гомеостаз), есть ещё и потребности роста (гомеорез), когда наполненность энергией и её избыток идёт на развитие вообще, и на развитие тех же способностей в частности. Познавая циклическую смену года, животные делают запасы питательных веществ как внутри себя, так и возле себя, в своём жилище. Например, медведи накапливают жир, который расходуется во время зимней спячки в берлоге. Белки запасаются орехами и грибами. Волки закапывают то, не съели, в землю. И т.п.. 

Поддержание баланса в виде его восстановления после утраты необходимо для сохранности здоровья живого организма. А от здоровья зависит его мышечная сила - первый уровень способности к какой либо физической деятельности -  работоспособность. Получается, что за наше здоровье ответственны наши потребности, а за силу - способности. "Сила и здоровье - в молоке коровьем!" Поэтому мы его и любим. :)

***

Склонность - устойчивый интерес, синтез влечения и увлечения. Мы не будем благосклонны к тем, к кому нас не влечёт и кто не стал для нас увлекающим к действиям предметом (желанным предметом, целью наших действий). Мы не будем склонны к тому занятию, которое нас не влечёт, в которое нас не вовлекли, которым мы не увлечены. И если увлечение ещё находится в пределах некоей временной ситуации, т.е. может быть случайным и преходящим, то склонность - это уже постоянная, долговременная увлечённОСТЬ*.

С момента образования какой-либо конкретной склонности все временные состояния и процессы становятся обобщёнными и устойчивыми характеристиками поведения индивида. Например, с чем индивид чаще всего взаимодействует (какой деятельностью чаще всего занят), к такому поведению (к такой деятельности) и склонен. Как чаще всего себя проявляет, такой у него и характер. Ведь характер - это нечто типичное, это "совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения." (Словарь по этике. Под редакцией И.С.Кона. Москва. Издательство политической литературы. 1983).

[* Многие черты характера обозначаются словами, образованными с помощью суффикса "ость".

"Смысловые оттенки в основном относятся к таким семантическим группам, как:

1. качества и свойства человеческого характера, особенности поведения, склонности и способности: мужественность, женственность, дерзость, домовитость, заботливость, правдивость, трусость, любвеобильность, завистливость, доброжелательность, отзывчивость, деликатность, аккуратность, алчность, жадность, скрупулезность, ответственность, усидчивость, открытость, доверительность, мудрость, талантливость, гениальность, креативность, ранимость;

2. Отвлеченные состояния, абстрактные и философские понятия: юность, дряхлость, восторженность, беременность, холодность, громкость, бледность, невесомость, дикость, драгоценность, древность, ёмкость, живость, приземленность, возвышенность, безрадостность, апатичность, безысходность, дальность, вечность, комичность, бедность, знатность, благодарность, идейность, заумность, абстрактность, великость, дальность, нравственность, духовность, аскетичность."

(Источник: obrazovanie.guru © Главный образовательный портал).]

В склонности направление, в котором влеком субъект, становится направленностью, а мотив, влекущий к себе или отталкивающий от себя субъекта, в составе других устойчивых мотивов образует мотивацию. Так что в общем и целом, понятия направленности и мотивации можно считать взаимозаменяемыми. При этом, конечно, надо отличать более высокую социально-личностную направленность личности от направленности индивида как представителя своего вида. Также и социально-экономическую, социально-политическую мотивацию личности следует отличать от его биологической мотивации.

"Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н.л. характеризуется её интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека." (Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990).

Разберём определение склонности, данное в психологическом словаре. Это определение довольно часто можно найти и в других словарях, немного переделанное, но близкое к этому.

" Склонность - избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая ею заниматься. Её основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение С. обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи и несовпадения С. и способностей." (Там же.)

Склонность образуется, как видно на схеме, из интереса, связанного с выбором направления. Отсюда и избирательность и направленность. Склонность как устойчивая доминанта в мозгу индивида представляет собой регулирующий центр высокого порядка, который оказывает существенное влияние на ситуативно возникающие интересы, влечения и увлечения. Естественно, склонность стабильно побуждает субъекта к той деятельности, которой он увлёкся, и направляет его на определённый предмет.

Но вот то, что основой склонности является глубокая устойчивая потребность, на мой взгляд, неверно. Это утверждение было бы верным, если бы на месте потребности стояло влечение: "Её (склонности) основой является влечение к той или иной деятельности (и, добавим, к тому или иному поведению), ставшее постоянным и глубоким в качестве потребности."

Потребность, как глубокое и устойчивое влечение, является афферентной (рецепторной) стороной склонности, а не её основой. Вторую, эфферентную (моторную) сторону склонности представляет собой способность.

Основой же склонности является интерес и происходящие в нём состояния и процессы рецепторного возбуждения (органического требования, нужды, влечения), поиска и выбора предметов, потребление которых успокаивает, тормозит неприятное возбуждение или усиливает приятное возбуждение ("внутренний огонь"). Временное, ситуативное органическое требование, т.е. влечение, может быть только временной нуждой или временной потребностью, угасающей с её удовлетворением. А глубокая постоянная потребность - это уже нечто другое. Конечно, в глубокой и постоянной потребности можно различить генетически запрограммированную часть - необходимость заниматься периодически возникающими нуждами тела. Это так называемые материальные потребности инстинктоидного характера. Но кроме материальных потребностей, связанных с гомеостазом, с инстинктом самосохранения и размножения, есть ещё и духовные, и душевные потребности. Они генетически не запрограммированы, а развиваются преимущественно под влиянием общества, в культурно-историческом контексте.

Проявляется потребность как постоянная (периодически возникающая и периодически угасающая) тяга к тому или иному поведению, к той или иной деятельности, к тому или иному предмету этой деятельности, в качестве которого может быть как объект, так и другой субъект. Временное отсутствие тяги говорит лишь об успокоенности, т.е. об удовлетворённости на данный момент соответствующей потребности, которая как бы спит. Возникновение тяги - возбуждение афферентной системы, активация ("пробуждение") потребности. Угасание тяги - афферентное торможение, дезактивация ("засыпание") потребности в процессе её удовлетворения.

Но потребность удовлетворяется только через пробуждение соответствующей способности. Иначе говоря, через передачу афферентного возбуждения на эфферентную (моторную) систему организма и инициацию деятельности по поиску и добыче тех средств, которые могли бы удовлетворить потребность и уравновесить внутреннюю среду организма.

***

Всегда, когда речь заходит о склонностях, за ними неотвязно следуют потребности и способности. "Склонности (моральные) - ... психологическая способность человека совершать нравственные поступки без самопринуждения, по внутренней потребности, не только из чувства долга, а по личному желанию, когда выполнение морального требования становится собственным интересом личности." (Словарь по этике. Под редакцией И.С.Кона. Москва. Издательство политической литературы. 1983).

То, что связь между склонностями, потребностями и способностями есть, это несомненно. Об этом же писал и советский психолог, психиатр и психотерапевт  В.Н.Мясищев в своей книге "Психология отношений" (главы "Способности и потребности" и "О связи склонностей и способностей".

Но почему и как возникла эта связь? Вот что интересно. Удовлетворить нашу любознательность можно, наверно, рассматривая склонность иерархически.

Попутно заметим, что вышеозначенная триада очень даже сопоставима с триадой, описанной во второй главе, но относящейся к первому уровню соматопсихики. Видимо, она из неё и происходит.

Склонность - Потребность  -   Способность    (4-ый уровень соматопсихики)
   Обмен   -    Потребление  -   Производство  (1-ый уровень соматопсихики)

Триада Обмен - Потребление - Производство есть другое выражение триады
Поведение - Отражение - Деятельность.

Поведение, как взаимодействие, т.е., обмен действиями (веществом, информацией и энергией - ВИЭ) между телами, с одной стороны представляет собой потребление ВИЭ, а с другой - производство ВИЭ. Деятельность обычно приводит к некоему результату, а производственная деятельность - к её продукту. Результат должен быть успешным, а продукт должен понравиться (угодить) субъекту деятельности, иначе его производство будет бессмысленно. То есть, произведённый продукт должен быть приспособлен к тому, чтобы быть годным к употреблению. Поэтому производство одновременно есть и приспособление. Приспособленность самого субъекта к производству некоего продукта есть его способность этот продукт производить. Очевидно, что степень приспособления продукта к его потреблению растёт одновременно с ростом приспособленности субъекта.

Понравившийся продукт есть благо - некий произведённый предмет, годный к употреблению. Материальные потребности удовлетворяются материальными благами, духовные - продуктами духовного труда. Через понятие блага мы и приходим к закономерной связи между склонностью, потребностью и способностью. Вот определение блага, данное в Википедии:

"БЛАГО — всё, что СПОСОБНО удовлетворять повседневные жизненные ПОТРЕБНОСТИ людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага." [Разрядка - моя. К.В.]

А благо, которое имеет свою ценность для субъекта и имеет свою рыночную цену, субъект может купить и разово употребить (употреблять долгое время, пользоваться), если он достаточно платёжеспособен.

Вообще, склонность подразумевает благосклонность, а несклонность - неблагосклонность.
   
"Благосклонный - 1. Относящийся с симпатией, участием к кому-л.; доброжелательный. // Преисполненный участия, доброжелательности. 2. перен. Складывающийся благоприятно для кого-л. (о жизни, судьбе и т.п.)." (Словарь Ефремовой).

Доброжелательность, понятно, происходит от желания добра. Добро тут больше имеет материальный смысл. Каждое животное желает себе добра. Только человек с извращённым влечением желает себе страданий (мазохист). Тот, который извлекает удовольствие, доставляя другим страдания, такой же извращенец (садист). В норме мы влекомы к добру, или к благу. Чего и другим желаем. Желание материальных благ другому и деятельное участие в том, чтобы желаемое сбылось, это уже добро, в котором материальное переходит в духовное и душевное, т.е. в доброту.

Поэтому благом или неблагом можно считать и нас самих, ибо мы тоже являемся продуктами нашей деятельности. Что мы с собой делаем, то и получаем. Что делаем с другими - получаем тоже. Хотя бы в виде сдачи. Наше материальное и социальное взаимодействие продуцирует нас в том виде, в каком мы сейчас пребываем.

Отметим, что симпатия чем-то отличается от участия. Во всяком случае, должна отличаться. Я, например, отношу симпатию к работе афферентных звеньев нервной системы, к рецепторике. Основой симпатии в склонности является приятие в интересе. С симпатией связано доверие, возникающее на основе приятного (комфортного) состояния. Нам приятно - мы доверяем и симпатизируем тому, с кем нам приятно. Приятели обычно бывают нам симпатичны. Неприятным субъектам мы не доверяем и не симпатизируем.

Участие - это поддержка. Она, соответственно, относится к работе эфферентных звеньев, к моторике. Мы не будем участвовать в делах тех, кто нам не симпатичен, и даже тех, кому мы сами несимпатичны. Уже здесь таится основа всякой дружеской поддержки и кооперативности. Тем более для этого есть ещё и биологически заданный брачный, родительский и стадный (стайный) инстинкты.

Но это что касается взаимоотношений между субъектами деятельности. А если посмотреть на отношение субъекта деятельности к самой деятельности, то оказывается, что склонность характеризуется со стороны таких понятий, как расположенность и предрасположенность. При получении хорошего результата в деятельности расположенность к ней частью генетически задана, а частью благоприобретаема.

***

Что-то подобное коробке передач, обеспечивающей разные режимы работы автомобиля, есть и у двигательной системы организма. Выражается эта разность в различных способностях, приобретённых эволюционным путём видом и приобретаемых индивидом в течение его жизни. Причём, этих специфических способностей, или свойств, очень много. Попробую перечислить их. Это способность: тянуть (рвать), толкать (бить), стоять (устойчивость), передвигаться (подвижность, скорость), нести нагрузку (выносливость), плавать (плавучесть), ползать (ползучесть), скользить (скользкость), бегать (бегучесть), прыгать (прыгучесть), летать (летучесть), изгибаться (гибкость), поворачиваться (поворотливость), изворачиваться (изворотливость), проныривать (пронырливость), ловить (ловкость), похищать (хитрость), попадать (точность и меткость), хватать (ухватливость, цепкость), искать и находить (находчивость), соображать (сообразительность), изобретать (изобретательность), соображать средства с целью (целесообразность), мастерить (мастерство), и т.д., и т.п..

Н.А.Бернштейн объединил все двигательные способности под общим названием "ловкость" ("О ловкости и её развитии"). Уровни развития ловкости он представил в виде иерархии:

А. Уровень тонуса, или уровень палеокинетических регуляций;
В. Уровень мышечно-суставных увязок, или уровень синергии и штампов;
С. Уровень пространства (пространственного поля), целевой характер движения;
D. Уровень действия, или уровень предметных действий;
E. Предполагаемое единство многих уровней управления движениями, начиная с речевых и письменных движений, сложных танцевальных движений, объединённых одним общим замыслом. Уровень исключительно произвольной, или волевой, регуляции. Имеется в виду высшая, нравственная воля (замысел, намерение).

Также Бернштейн расписал в своей книге стадии построения двигательного навыка и указал на упражняемость ловкости.

Нервная система в целом и отдельные её части, вплоть до отдельного нейрона, характеризуются следующими свойствами:
1. сила (работоспособность, выносливость) по возбуждению, сила по торможению; уравновешенность по силе возбуждения и силе торможения (возбудимость - тормозимость);
2. подвижность  по возбуждению, подвижность по торможению; уравновешенность по подвижности (подвижность - инертность);
3. динамичность по возбуждению, динамичность по торможению; уравновешенность по динамичности;
4. лабильность по возбуждению, лабильность по торможению, уравновешенность по лабильности;
5. концентрированность по возбуждению, концентрированность по торможению; уравновешенность по концентрированности (упорство в преодолении - упрямство при сопротивлении).

И.П.Павлов ограничивался тремя параметрами: силой, подвижностью, уравновешенностью. 

Традиционно способности делятся на задатки, одарённость, талант и гениальность. Я не отнёс бы гениальность к этому ряду, а на её место поставил бы мудрость. Соотношение этих уровней способности можно проиллюстрировать сопоставлением двух тетрад (тетраэдров - в объёмном виде):

   Задаток -> Одарённость -> Талант  -> Мудрость
Единичное ->  Общее   -> Особенное -> Всеобщее.

Одарённость - некоторое множество задатков (врождённых качеств). То, чем одарила природа, вернее, весь путь эволюционного развития (филогенез). Религиозно настроенные люди имеют в виду под одарённостью божий дар. Природа или Бог - неважно (как мог мог бы сказать Б.Спиноза). Одарённость ещё определяют как разносторонние способности. Талант - это некая особенная часть одарённости (дара), или, можно сказать, выдающаяся (особая) способность к какому-либо делу, с помощью которой это дело становится успешным. Естественно, таланты в деятельности растут и развиваются. Если таланты не пускать в ход, то они и будут лежать, как говорят, "зарытыми в земле", и никакой пользы обладателям этих талантов не принесут.

Иногда у человека имеется какой-то талант, но он один, и его найти, отрыть, открыть в себе довольно трудно. Для этого надо перепробовать множество видов деятельности. Иногда у человека талантов много, и он их может легко обнаружить в себе, занявшись какой-либо деятельностью. О таком говорят: "Талантливый человек талантлив во всём". Что является преувеличением. Ибо быть успешным во всём-всём-всём невозможно. Хотя бы по причине нехватки времени для занятий всеми-всеми делами и, следовательно, неразвитостью способностей к тем делам, за которые не успел взяться.

Мудрость - высшая степень развития способности. Её обычно связывают с опытом: "Умудрённый жизненным опытом". Можно сказать, мудрость - это общая приспособленность какого-либо человека к жизни, растущая в течение его жизни, если он чему-нибудь учится в своей жизни, извлекая соответствующие уроки. Или: мудрость - аккумуляция жизненного опыта, успешно применяемая его обладателем для наилучшего приспособления к окружающей природной и социальной среде. У некоторых людей она и с возрастом не появляется. Вот многие философы (любомудры) и сами успевали умудриться своим жизненным опытом, и других умудрить, по мере их способности усваивать чужую мудрость. Так вместе с этими философами и рождались философские школы.

Гениальность - явление несколько другого порядка. Она, конечно, есть плоть от плоти таланта. Но это больше порождение революционных идей, что больше относится к уму (правополушарному, образному интеллекту) и разуму (левополушарному, словесно-понятийному интеллекту). К гениальности отношение несколько иное, чем к мудрости. Более настороженное и подозрительное. Во-первых, гениальным "во всём" человек быть не может. Не то, что талант. Потому что выдающиеся успехи в каком-либо деле, в искусстве или науке, требуют от человека напряжения всех его сил в одном направлении. "Искусство требует жертв". Наука, впрочем, тоже.

Соответственно, на всё остальное сил уже не хватает. Так гениальный математик оказывается в общем-то к жизни не приспособлен, и ему необходима забота о нём со стороны близких, друзей, государства. Иначе помрёт от голода. А гениальный художник, хоть и многое умеет, но находится в зоне риска - развития невротических и психических заболеваний, в том числе всяких депрессий и маний (игроманий, наркоманий, алкоголизма, бабничества, и т.п.). Гениальный шахматист может быть плохим политиком. (Хотя хороших политиков тоже надо искать днём с огнём.) Всякая гениальность чревата для общества в целом, для культуры и цивилизации, грандиозными успехами на каком-либо поприще. Но для родственников и близких гениальность человека оборачивается их страданиями.

Так что можно сделать вывод: мудрость сама по себе гармонична, гениальность - требует односторонности в развитии способностей и ввергает гения в какую-либо разновидность дисгармонии вплоть до умопомешательства. Не всегда, но большей частью. Есть ведь гениальные художники и учёные, мудро распределяющие свои силы, и не заставляющие своих родных и близких страдать от своих выходок.   

***

Между потребностями и способностями наблюдаются порой неоднозначные и довольно сложные отношения. Преимущественное развитие потребностей превращает человека в потребителя. Преимущественное развитие способностей – в рабочую лошадку, работягу, у которого круг потребностей сужен и неразвит. Понятно, что этому способствуют социальные условия, классовая дифференциация, стиль воспитания в семье, и многое другое. Но нельзя не учитывать и собственный выбор человека. Как мы видим на многих примерах из жизни, выбор потребительского образа жизни ведёт к пресыщению, скуке, тоске, смысловому вакууму, депрессивным состояниям, попыткам суицида. Этим объясняется высокий процент неудовлетворённых жизнью и самоубийц в экономически благополучных странах.

Перевес в развитии операционально-технической (способностной) сферы над развитием потребностной обогащает человека интеллектуально, но обедняет его эмоционально-чувственно. В пределе человек становится похож на холодного в отношениях с другими людьми интеллектуала, который даже к чувствам подходит с позиции логики. И если что-то в поведении других людей, или даже в своём поведении, не укладывается в рамки его теоретических построений, то он «отметает» это без колебаний. Эмоции и чувства у него имеются в наличии, и  порой в избытке, но они из сферы человеческих отношений перекачаны в сферу его страсти к науке или искусству, и подчинены его неумолимому рассудку. Хотя вряд ли они подчинены в такой мере, в какой он думает.  «Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию.»,  (Сальери, «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина).

Рано проявившие свои творческие задатки одарённые дети (вундеркинды) приводят в восторг своих родителей, их друзей, и окружающих, что чревато чрезмерным погружением в занятия, в которых этими детьми был достигнут определённый успех, и в то же время отрывом этих детей от своих сверстников, от общения и игр с ними.  В итоге -  одностороннее и дисгармоничное личностное развитие, приводящее к различным бедам и катастрофам в жизни этих детей.

Нормальное и гармоничное развитие личности подобно детским деревянным качелям, когда наверх выходит, становится доминантной (ведущей)  то деятельность, развивающая потребностную сферу, то деятельность, развивающая сферу способностей. Наглядно это показал советский психолог Д.Б.Эльконин в своей модели периодизации психического развития. (Её можно легко найти в интернете).

Закон периодичности Д.Б.Эльконина:
"К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений "человек — человек", и тем, что он усвоил из системы отношений "человек — предмет". Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".

Конечно, «качели» между потребностями и способностями в онтогенезе – это некоторое огрубление и упрощение реального развития человека. Впрочем, как и деление всех  взаимодействий человека с миром на системы отношений «человек-человек» и «человек – предмет». На самом деле всё очень тесно переплетено. Примерно так, как в известной формуле Маркса: Товар – Деньги - Товар. Только у  нас это будет так: Человек – Предмет – Человек.  Думаю, что реально происходит периодическое завоевание ведущей роли то одним более высоким, чем соматопсихика,  уровнем иерархии психики человека, то другим.  К одному  из них, т.е. к образному (невербальному) интеллекту, мы и переходим в следующей части книги.


Рецензии