История моей жизни - 18. Мама, милая мама

Мама, милая мама
В те годы моя мама жила в доме разделенном на из две половины. В одной жила она, а в другой - Арумдовид, он всегда ходил в нижней белой рубашке на выпуск. Все смеялисьнад ним. Оказалось, что Америке также носят рубашки. Он оказался провидцем.
С мамой жила вторая по возросту дочь Фаня. Потом Фаня вышла замуж за Юру Голодец и переехала в свой дом.

  С мамой также осталась младшая дочь Роза с мужем и двумя детьми. Они за мамой очень хорошо присматривали. В Калинковичах жил также и наш старший брат Юра со своей семьёй.
Почти каждый год, когда мы, мамины дети подросли: Лена, Фаня с детыми с Ленинграда, Лазарь, который жил и служил в Армии в Днепропетровске, я из Минска, Лёва из Светлогорска и Аркадй с Одессы, мы приезжали к ней в отпуск.

  Кто на собственной машине, кто на служебной, кто пешком. Приезжали с жёнами, с детьми и устраивался почти недельный пир-встречу.
Надо сказать, что её детки, слава Богу, любили и могли хорошо замочить свои встречи.
А мама при этом переходила то одного к другому, обнимала и целовала нас. Я помню какими нежными, счасливыми, умными и радостными были её глаза, взгляд которых и сейчас стоит передо мной, от чего на душе становится тепло. Особенно ценным для неё было то, что её подруги соседки всё время говорили ей: «Ой Бейлэцке, ду гост а зеере гуте киндерлах» . Она просто таяла от радости и счастья. А потом все разьезжались, но звонили и писали ей.
И опять она оставалась со своей любимой дочерью Розой, её мужем Арончиком и двумя внучками - Аней и Светой. Они любили маму и ухаживали за ней. Роза окончила медицинское училище, была очень и очень трудолюбивой. Я вспоминаю, когда я бывал в Калинковичах её очень часто и даже по ночам, соседи и люди из города вызывали сделать укол. Она была мастер по этому делу, а так-же професионально ставила банк. Это были стеклянные стаканчики. На металическую проволочку наматывалась ватка пропитанная спиртом. Больной ложился на живот.  Она факелом выжигала из каждого стаканчика воздух. В нём образовывался ваккум. Тогда она прикладывала стаканчики к спине и банка присасываль к телу больного. В настоящее время мамины внучки Аня и Света с детьми живут в Израиле. Их мама Роза, помогла им при жизни деньгами, и они купили рядом с ней квартиры. Они, так-же как и их бабушка, любят принимать гостей, особенно родственников, которых остаётся все меньше и меньше. Она готовит гостям закуски и традиционный компот. Но уже не разбавляют его водой, чтобы хватило всем. Роза также любила ездить, не взирая на расстояния. Два раза она была у меня. Один раз приезжала в Калинковичи, и даже в Израиль. Я, конечно, старался упаковать её всем, чем возможно.
В моей жизни я придерживаюсь правил, которым меня учила мама. Для неё все дети были одинаково дороги. У меня тоже самое. У меня ведь её гены. Но из родных братьев и сестёр, предпочтение я всё таки отдавал старшему брату, Лазарю. Он свою жизнь посвятил службе в армии, но всегда старался, как и младший брат Лёва, помогать материально семье.

И вот пример. Когда я учился в техникуме на стационаре, он всегда звал нас в гости на время каникул. Однажды, Аркадий поехал в город Днепропетровск. Он там поправилась на четыре килограмма, и привёз полное ведро селедки. Это была ценность. Большая поддержка для семьи. Ведро с селёдкой спрятали под кровать, а потом отнесли на хранение к тёте Рае. И целый месяц у нас было, что кушать с картошечкой. У него две дочки - Света и Полина, которые сейчас живет в Израиле, имеют детей. Они  всегда звонят нам и интересуются всем.
Оглядываясь назад, на те холодные, голодные, нищенские годы, трудно описать и проанализировть все трудности - и моральные и физические, которые претерпела и смогла преодолеть моя мама. К великому сожалению, когда мы, восемь её детей, выросли, выучились и встали немножечко на ноги, мы не могли материально и морально помогать ей, что она на самом деле очень заслужила. Это происходилио в силу нашей материальной недостаточности. Исключением были – её сын Лёва и дочь Роза. Я всегда чувствую свою вину перед мамой.


Рецензии