Столкновение двух ТУ-134. Люди падали с неба

ЛЕТЧИК ДО СИХ ПОР НЕ МОЖЕТ ЭТОГО ЗАБЫТЬ

В свое время об этой катастрофе говорили все. Взрослые и дети, домохозяйки и профессора. 11 августа 1979 года, в небе над Днепропетровской областью столкнулись два ТУ-134, погибли 178 человек. В одном из авиалайнеров летели на матч с минским «Динамо» футболисты ташкентского «Пахтакора». Практически вся команда погибла. Трагедия под Днепродзержинском потрясла всю страну. Мне удалось отыскать непосредственного очевидца тех событий, взять интервью у человека, который своими глазами видел гибель авиалайнеров.
Для справки:  Игорь Чернов родился в 1951 году в городе Краснотуринск Свердловской области. После завершения школы с отличием закончил Кременчугское летное училище, попал в Донецкий авиаотряд. Летал вторым и первым пилотом на АН-2, затем командиром на АН-24. Имеет 31 год летного стажа, на самолетах разных типов налетал 14,5 тысяч часов, в 2001 г. ушел на пенсию . В августе, когда произошла катастрофа, был первым пилотом «кукурузника».
- Игорь Леонидович, расскажите, как, собственно, все произошло?
- Честно говоря, не хочется об этом вспоминать. Счастливый случай, что я остался жив и все обошлось. В тот день, 11 августа, мы летели по маршруту Донецк - Винница - Донецк из Западной Украины домой в Донбасс. День был солнечный, видимость шикарная, но где-то в районе Днепродзержинска на левой стороне Днепра возвышалась небольшая гряда облаков. Летели низко, на высоте 300 метров, я пилотировал АН-2, второй пилот вел переговоры с землей. И вдруг из облаков начали вываливаться обломки самолетов. ТУ-134 падал в перевернутом положении, немного с вращением, где-то в километре от нас он ударился о землю и взорвался. В тот момент мы пережили сильный стресс. Рядом с капотом нашего АН-2 пролетела тяжелая стойка шасси, буквально несколько метров - и мы бы погибли. Состояние не из приятных. Когда произошла трагедия, я и второй пилот начали смотреть вверх и увидели, как с неба падали части самолета, куски обшивки, элементы фюзеляжа и оперения, вещи... люди. Зрелище страшное. Мы связались с диспетчером, попросили разрешение на снижение, уменьшили высоту до минимума. Глядя на то, что творилось на земле, становилось ясно, что спасать там некого. Наш АН-2 кружил над местом трагедии где-то 15 минут, затем развернулся на прежний курс и полетел домой.
- Как пассажиры вашего самолета восприняли увиденное?
- У нас был грузовой рейс. Вдвоем с напарником мы везли почту, ящики, коробки. Другое дело - люди на земле. По-моему, был выходной - то ли суббота, то ли воскресенье, точно не помню. Падение произошло возле железнодорожной линии, недалеко от реки. Когда обломки лайнеров упали на землю, люди, которые отдыхали на пляже, бросились к месту катастрофы - помогать пострадавшим, спасать потерпевших. Однако, как я говорил выше, спасать там было некого.
- Что произошло по прибытии домой?
- В Донецке я доложил о случившемся, отметил на карте точку падения самолетов. На следующий день мной и вторым пилотом заинтересовались сотрудники КГБ, попросили написать объяснительную, взяли показания. Затем отпустили. Через два дня я летел по тому же маршруту, видел, как на месте трагедии работал подъемный кран, стояли гробы. Затем в Днепропетровске состоялся суд, на который меня вызвали свидетелем. Тяжелое было зрелище. У меня в ушах до сих пор стоят крики родственников погибших, их стоны, требования наказать виновных. То ли случайно, то ли по чьему-то злому умыслу обломки самолетов положили возле гостиницы, где жили члены семей разбившихся под Днепродзержинском людей. Сразу по завершении суда я уехал домой.
- Вы видели падение одного или двух самолетов?
- Обоих. Один ТУ-134 падал практически целиком. У него отсутствовало только оперение: киль и стабилизатор, авиалайнер был полностью неуправляем. Второй «Туполев" развалился на куски. Я видел, как с неба сыпались фрагменты обшивки с иллюминаторами, части кабины, детали крыла. Обломки лайнеров разбросало в радиусе 30 километров.
- Как вы думаете, люди в самолетах погибли сразу?
- В том ТУ-134, что развалился - мгновенно. После столкновения самолет разгерметизировался - перепад давления, скорость около 800 км/ч не оставляли пассажирам и экипажу шансов на спасение. В ТУ-134, который потерял хвост, думаю, положение было 50 на 50: часть людей, наверное, погибла сразу, а те, кто поздоровее, в шоковом состоянии, возможно, падали живыми до земли.
- Почему произошла трагедия?
- Человеческий фактор. Диспетчер-стажер из-за помех связи неправильно воспринял ответ командира одного из лайнеров, допустил ошибку, не развел самолеты по высоте. В результате - столкновение, десятки людей погибли, сотни потеряли родных и близких.
- Диспетчеры, допустившие ошибку в радиообмене, получили по 15 лет тюрьмы. Не суров ли приговор?
- Думаю, решение справедливо. Руководитель полетов не имеет право ставить на ответственный участок работы новичка, обязан был подстраховать и проконтролировать действия своего подчиненного.
- Происходили с вами разного рода ЧП и аварии?
- Всякое бывало. Случались поломки, происходили нештатные ситуации. Сегодня техника лучше, самолеты совершенней, диспетчерское оборудование качественней. Поэтому случаи, подобные столкновению ТУ-134, - редкость.
- Часто вспоминаете тот страшный день?
- Как вам сказать? Сразу было тяжело, потом острота впечатлений притупилась. Вечером после трагедии, когда пришел домой, отец сразу спросил: «Что случилось?». Как бывший летчик, по моему лицу он понял, что стряслась беда. Сегодня многое забылось. Человеческая память имеет свойство притуплять боль. Столько лет прошло, понемногу все забывается. Я неоднократно летал по маршруту в районе Днепродзержинска, видел, как на месте, где разбились ТУ-134, поставили стеллу в память о погибших. Думаю, как-нибудь съездить туда, посмотреть мемориал, проведать друзей из летного училища, отдать дань памяти погибшим.
Август 2009 года, напечатано в газете "Донецкие новости"


Рецензии