Ясный критерий для поступков

Евангелие поражает ясностью критериев для сложнейших вопросов. Вот, например, вопрос отношений между людьми. Если бы мы спросили философа или психолога – как правильно поступить по отношению к другому человеку в той или иной ситуации? Философы наговорили бы нам столько умных слов, что мы бы и вопрос свой забыли, пробираясь сквозь дебри их любомудрия. И категорический императив Канта – «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом» - был бы, пожалуй, одним из самых понятных критериев. Хотя, если подумать, нужно ли обобщать любую ситуацию до всемирного закона? Меняются времена, обстоятельства, различаются культуры разных народов – можно ли конкретную ситуацию обобщать для всех? А если бы психолога спросили, то он бы, во-первых, сказал – «психологи советов не дают» - и был бы прав. Их не учат советовать. Их учат задавать правильные вопросы, чтобы мы сами находили решения. А во-вторых, если бы нам не повезло, и мы обратились к постмодернистскому психологу с его мировоззрением, что истины нет и всё относительно – он бы нас запутал окончательно. Не осталось бы никаких ориентиров для поступков.

Не то в Евангелии. Нам и дана эта Книга, чтобы ясным быть руководством на все времена.
 
Возникает вопрос – как поступить по отношению к другому человеку? Открываем Евангелие от Матфея и читаем – «елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им; се бо есть закон и пророцы» (Матф. VII, 12). То есть, хотим понять, как правильно поступить, представляем себя на месте другого. Из его обстоятельств, его глазами смотрим на себя с его стороны. Очень даже понятно становится, как бы другому хотелось, чтобы мы поступили. Важный нюанс! Принцип, указанный заповедью – как бы вам хотелось, чтобы к вам поступали, так и вы поступайте – с одной стороны говорит о себе, как отправной точке для решения о правильном поступке. Но с другой стороны важно помнить, что другой отличается от нас. И он может хотеть другого, чем мы. Поэтому и важно его глазами из его обстоятельств посмотреть на ситуацию, на нас и тогда станет понятно, что если бы я был он, то мне бы хотелось… Пример такого забывания, что другие отличаются от нас и хотят другого чем мы – поздравления с днём рождения, праздниками. Замечали, что другие желают нам того, что для них, а не для нас важно? Например, нам от всей души могут пожелать страсти во всём… а нам бы наоборот, хотелось быть бесстрастным. Поэтому важно для правильности поступка учитывать, что у другого человека могут потребности отличаться от наших. Такая объективность, способность видеть другого не через призму своих потребностей, а его интересов есть часть искусства любить, как определял его психолог-философ Эрих Фром.

Привычка ставить себя на место другого для выбора правильного поступка по отношению к нему несовместима с презрением, высокомерием, надменностью, хвастовством, эгоизмом, корыстолюбием – мы ведь не хотим, чтобы над нами возвышались, нас использовали? И другие не хотят. Вот и нужно выбирать – себя возвысить или вместе к Богу идти? Поступая по совести и другому помогаем спасаться. А возвышаясь над ближним – падаем в глазах Бога. Стыдно будет, когда встретим Его. Вот и важен «страх Божий» - боязнь не по заповедям Его жить. Но не страхом живём, а любовью к Нему и ближнему. И в этих двух заповедях «закон и пророцы» (Матф. XXII, 40).


Рецензии
Здравствуйте, Игорь.
---
"Евангелие поражает ясностью критериев для сложнейших вопросов."
===
Спасибо. Действительно поражает.
///
Спасибо Вам.
Божией помощи нам.

Саша Человекиз   20.01.2018 19:34     Заявить о нарушении