Странники. Вячеслав Шишков

Имя Вячеслава Шишкова благополучно избежало определений советской прозы, ибо основную часть своей жизни он провел вдали от свершений октябрьской революции, блуждая по таежным тропам со всякими экспедициями. Там же и упражнялся с русским языком, написав свою знаменитую эпопею "Угрюм-река", под конец жизни еще и "Емельян Пугачев". Произведения его благополучно растворяются во времени и не все знают, что Вячеслав Шишков - писатель советский. Действительно, в советские годы хорошо было убежать от этой самой советской действительности, описывая жизнь елок, лесорубов и прочих настоящих мужиков. Эта традиция сохранилась и до сих пор, хотя и несет собой в настоящее время нечто нездоровое. При упоминании темы природы отдаленных районов страны сразу вспоминается какой-нибудь старичок-лесовичок, который под старой осиной долго и нудно читает какую-нибудь завязшую на зубах сагу о правильном поведении.

"Странники", столь потрясшие меня в детстве, увы, участи советской литературы не избежали. Писатель очень удачно и очень ловко сшил две первые части, в своем ужасающем реализме поведал о жизни беспризорников конца 20-х годов, затем перевел главного героя Амельку во взрослую тюрьму, одновременно рассказав о быте и нравах уголовников того времени. Все это, читанное еще при СССР, осталось в памяти навсегда. И это при том, что в те годы Шишкову приходилось конкурировать со скандальными откровениями перестроечных авторов. Но нет и не будет альтернативы создателю "Странников", писавшему о детях-беспризорниках, пьянствующих у себя под баржей, ворующих в подворотнях, обменивающих последние штаны на понюшку кокаина, умирающих в тряске лихоманки под вопли "Не вздумай здесь околеть!", 12-летних девочек, рожающих от толпы беспризорников и т.д.

Вторая часть, тюремная, еще более устрашающая, хотя и более заезженная писателями того времени. Но именно отсюда знаменитая надпись на дверях "Входящий, не унывай! Уходящий, не радуйся!" Не в пример дантевскому на воротах ада "Оставь надежду всяк сюда входящий." Еще шишковское - "Тюрьма — это пример возмутительной и оскорбительной траты времени." Или вот. "Архимед сказал: дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар. А я говорю: дайте мне нож, и я перережу всех недорезанных буржуев."

Нужно сказать, что, изобразив весь этот кошмар, писатель только лишь задал немой вопрос. обращаясь к читателю. Шишков не дает никакого ответа и ничего не предлагает, слишком уж живописные и реалистичные картины у него получились. То, что происходит дальше, всего лишь случайно подвернувшееся решение, которое укладывалось в логику советской власти. Хорошо видна рука цензуры, писавшая вместе с автором, который не отказался от своей жизненной манеры, но наляпал ее вместе с утопическими рассуждениями о пользе советского образа жизни. Если не упускать из виду время и всегда помнить о событиях конца 20-х в стране, то третью часть ничем, кроме неумелой пропаганды не назовешь.

В общем, в книге очень читаемы первые две части, особенно применительно Амельки. Кроме последнего, "Странники" имеют еще Фильку и инженера Вошкина. Правильный добрый Филька олицетворяет собой дух дореволюционной России, серьезный и верующий. Инженер Вошкин, сатирический образ маленького мальчика-изобретателя, как мне видится, является карикатурой на советскую власть вообще, в области нововведений особенно, этот "новый человек" только играет, хотя периодически через личину малыша пробивается что-то другое, настоящее. Но дайте ребенку гранату поиграть и вдоволь натешитесь. Отнимите у него уже гранату.


Рецензии
Про "Странников" даже не знал.
А как бы Вы охарактеризовали "Ватагу"?

Рияд Рязанов   28.06.2018 02:14     Заявить о нарушении
Советская литература в настоящее время не то, что поражает воображение. Эту книгу читал в детстве, только поэтому вспомнил. Пытался как-то читать "Угрюм-реку". О "Ватаге" впервые услышал от вас)

Антон Шишкодремов   28.06.2018 03:30   Заявить о нарушении