Крес - огонь, вос-кресение - возгорание

см. древнерусский язык, КРЕС - ОГОНЬ, солнцестояние - Крёсъ - крес

Из нижеприведенных цитат Афанасьева *) с очевидностью следует, что в контексте русского слова и мифа, слово ВОСКРЕСЕНИЕ однозначно указывает на зимний СОЛНЦЕ-ВОРОТ, когда после нескольких дней самой длинной ночи в северных широтах день начинает прирастать светом.
В буквальном смысле - ВОС-КРЕСАЕТ - ВОЗГОРАЕТСЯ СОЛНЕЧНЫЙ ОГОНЬ, возрождается новое СОЛНЦЕ.

Воскресение Иисуса Христа в христианстве есть наложение на солнечный русский (северо-славянский) миф.

КРЕЩЕНИЕ - КРЕСТЕНИЕ в этом смысле есть инициация в мистерию солнечного света, солнечного КРЕСА - ОГНЯ.

Всё это русские слова и корни.

Инородным словом здесь, пишут, является греческое слово Христос - мессия, помазанный. И тогда это слово отсылает нас к жидкой стихии воды и масла, когда Иисус был помазан Духом Святым во время пролития на Него речной воды Иоанном Предтечей. Но как выяснилось, на церковно-славянском слово Крест может писаться как Хрест, и тогда Христос суть Крестос, т.е. Он напрямую в мифическом имени Своем связан со словом Крест, и это закономерно.

Каким образом в христианском мифе водная процедура наложилось (подменила собой) на огненную - предстоит ещё уточнить.

Ничего обидного в этом рассуждении для христианства нет, т.к. весь миф был сформирован много позже жизни и распятия Иисуса.

Более того, даже в официальных, отредактированных текстах Евангелий, как и в т.н. апокрифических - до наших дней дошли слова о близости Иисуса к стихии Огня, а не Воды.

"Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали от меня, вдали от царствия. (от Фомы, 86)"

"Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал
бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением (!) должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!"
(от Луки, 12:49-50; тут вообще такое впечатление, что исходный текст этого Евангелия есть древнерусский текст)

Солнечный огонь есть свет, и тот, кто читал Евангелия, может знать о неоднократном уподоблению Иисуса свету.

"Иисус сказал: Я - свет, который на всех. Я - все: все вышло из меня и все вернулось ко мне". (от Фомы, 81)

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Иоанн,1:9)

и др. примеры.

Итак, завершая данное рассуждение, я соглашаюсь с тем, что христианский миф и культ является видоизмененным (подмененным) солнечным мифом, который был распространен некогда широчайшим образом среди народов мира, особенно у народов славянских и у народа русского.
И поныне почти весь Праздничный годовой круг в современном православии так или иначе имеет корни в солнечном мифе.
Биография реального человека Иисуса нам практически не известна.
Зато сохранилось для нас Его Слово, которое есть Истина от Истины, - та Истина, которая делает нас свободными, в том числе свободными и от претензий служителей современного религиозного культа на монополию толкования Истины.
Потому что Истину толковать нельзя, Истиной можно только быть.

*) Сопоставляя слово «крест» со словами из других языков, А.Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» пишет: «Словенцы называют Иванов день и самый поворот солнца – kres (kresz = огонь), а месяц июнь – kresnik; серб, кресови – dies solstitiales («три дана npnje и три nocneje Илища дне»), Kpnjec – огонь, разводимый накануне Иванова, Витова, Петрова и Юрьева дней, с которыми народная мысль связывает старинные воспоминания о боге-громовнике, возжигателе небесного пламени» И еще: «Кръсить, кресать, польск. krzesac, словен. kresati – высекать огонь из кремня и обтачивать камень (жернов), кресало = огниво». Таким образом, слово «крест» имеет языческое происхождение и связано с понятием «огонь» и «солнцестояние» .

В свою очередь, древнерусское слово «крест» означает «оживание», отсюда – воскреснуть, то есть ожить: «ибо воскресать (въскръшати, крьснжти, кръсити) происходит от кръсъ – пламя, огонь. В одном рукописном прологе слова кръсъ и кръсины употреблены именно въ значении небесного света, возженного при по- вороте солнца на лето: «въ дьни слъньчнаго кръса, ъгда ся наплъныдимъ годинамъ слъньце възвратить кръсины, да ношть мьняеть (уменьшается), а дьни да прибываеть». Вновь народившееся или воскресшее светило постепенно крепнет въ своих силах; божественный младенец растет и мужает и при начале весны является прекрасным и могучим юношей» (А. Афанасьев. Т. 1, стр. 188).


ПС1

"Кресенье - седьмой день недельный, воскресенье".
Словарь Даля

"Солнцестояние - Крёсъ - крес"
церковно-славянский словарь



ПС2 Один поп в тему пишет:

"...до реформы Никона на могилах не ставили кресты, ставшие символами смерти после распятия Христа, о котором рассказывают Евангелия.
До реформы Никона русские люди изображали на надгробиях своих
умерших родственников только Солнце, как символ
вечной жизни! И только после церковной реформы 1650-1660 годов, над могилами умерших стали ставить КРЕСТ, на котором писалась информация о имени, фамилии и отчестве покойника, а также дата рождения и дата смерти."
Жестокая расправа со "старообрядцами" того времени, не смогла полностью уничтожить почитание Солнца, как иконы Христа и Христа изображаемого ввсиде Солнца на иконах Богородици и других Святых. Осталось и "слово о полку Игореве", у некоторых старообрядцев, как житие Святого князя Игоря, и поскольку у нас с 20 века полное Единоверие со старообрядцами то мы признаем правильным и их отношение к Солнцу, образу Христа. Впрочем, стоит взглянуть на любимую икону Преподобного Серафима Саровского, то сомения, в том, что Солнце в этом значение и не переставало почитаться отпадают полностью". http://mixmaxov.livejournal.com/1033059.html?page=


Рецензии
>крес (греч.) «животворный огонь», krésiti se «сиять» .
Креснути (польск) в древности означало «гореть, пылать огнем жизни».

>древнерусский язык, КРЕС - ОГОНЬ,
солнцестояние - Крёсъ - крес

СУПЕР СПАСИБО!

Добавил примеры к себе: http://new-etymology.livejournal.com/158654.html

КРЕСТ в круге - древний до-христианский символ Солнца. Не случайно празднование Рождества ХРИСТова в бывший день Dies Natalis Solis Invicti («день рождения непобедимого Солнца»), в день рождения Солнца-младенца, в день зимнего солнцестояния: http://new-etymology.livejournal.com/19504.html

rist, р.п. risti [рист, ристи] (эст.), risti [ристи] (фин., ижор.), rissi [рисси] (водск.), rišt [ришт] (ливон.), ristu [ристу] (карел.), rist(e͔) [рист(е)] (чуд.), ŕist [рьист] (вепс.) - крест; risti [ристи] (эст.) - накрест, крестом; risttee [рист тейе] (эст.) - перекрёсток, перепутье, развилка; riist, р.п. riista [рийст, рийста] (эст.), riista [рийста] (фин., ижор., карел.), rīst [рыст] (ливон.), riissa [рийсса] (водск.) - инструмент;

крест, хрест (укр.), крыж (блр.), сroce [кроче] (ит.), cross [кросс] (англ.); и т.д.

Многие, в том числе Фасмер, признают, что крест связан с Христом, Christ, Христос.

Но получил крест своё название не в связи с распятием Христа на кресте - а от до-христианского символа Солнца!

И легенда с "распятием" - похоже, один из величайших обманов. Нет никаких археологических свидетельств такого вида казни, и тем более ее сколько-либо массового применения. Во всей Италии археологами найден лишь один скелет со следами от "гвоздя", да и тот мог быть каким-то другим орудием.

Культы и Христа, и его коллеги Кришны (Кришты) в Индии, и бога солнца Хорса, равно как и множество других богов, выросли из поклонения Солнцу.

И означали Христос, Кришна (Кришта), Хорс - «солнце»:

КРЕС, крѣсъ (греч., ц.-сл.) - «животворный огонь»;
krésiti se (словен.) - «сиять, сверкать, оживлять»;
креснути (арх. польск.) - «гореть, пылать огнем жизни»;
кри̏jес (сербохорв., по Фасмеру) - «огонь, разводимый накануне Иванова дня»;
кресо̏ви (сербохорв., по Фасмеру), krȇs (словен., по Фасмеру) - «летний солнцеворот, Иванов день»
křísiti (чеш., по Фасмеру) - «освежать, ободрять; искриться»;
kriеsit᾽ (слвц., по Фасмеру), krzeszę, krzesić (пол., по Фасмеру) - «воскрешать»;
КРЁСЪ (арх. рус.) - «солнцестояние»; «оживание» (напр., не бывать ему на кресу́ - "не ожить, не набраться сил"; сюда же ВОСКРЕШЕНИЕ, ВОСКРЕСЕНЬЕ).

См. ГОРЕТЬ.
См. «ГОРЬКО!» - ободряющий тост на свадьбах;
Выкриком «ГОРЬКО!» собравшиеся поощряют разжигание огненной страсти, искры, пламени в сердцах новобрачных, желают воспламенения чувства страсти и желания в молодожёнах. Очень вероятно, дословно:
kiirga(ma) [кирга(ма)] (эстон., «западно-чудской» язык) - излучать; kirg, р.п. kire, в.п. KIRGE [кирг, кире, КИРГЕ] (эст.) – искра</b>, перен. страсть; kirki [кирки] (фин.), kirre [кирре] (карел.) – страсть, похоть;
GARGA [ГАРГА] (саам.) – искры, брызги.
http://new-etymology.livejournal.com/22781.html

[hvarə xšaētəm] (авест., по Фасмеру), [xvaršêt] (пехл., по Фасмеру), [xuršēt] (перс., по Фасмеру) - «сияющее солнце»;
хур (осет., по Фасмеру) - «солнце».

Ср. КРАСНО-Солнышко, КРАСНЫЙ.

И в именах и Христа, и Хорса, и Кришны явно «зашита» RA-лексика (в которой, как можно видеть, перед R регулярно добавляются преформанты S-, K-, не изменяя солнечный смысл):

• Солнечная RA-лексика
http://new-etymology.livejournal.com/293235.html

----------

Калька:

НЕДЕЛЯ (воскресение), эст. NÄDAL (седмица)

~ каталон. NADAL, фр. NOËL, ит. NATALE (рождество).

Николай Бадусов   01.04.2023 21:13     Заявить о нарушении
благодарю Вас за отклик, Николай.
единомыслие всегда и редко, и приятно )

Вы все правильно написали.

благодарю за ссылки, посмотрю по возможности.
желаю Вам неугасающей жажды в познании Истины и всего самого доброго.

Артазар   03.04.2023 22:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.