Шабат шалом!

Прошлые выходные я провела у своих иудейских друзей под Москвой. В загородном доме. Наверное, сейчас я развеяла все сомнения относительно своего православия, но я и правда дружу с представителями других религий. Это очень отрезвляет. И хотя я уже много знаю о том, что с вечера пятницы до вечера субботы настоящий иудей не может работать, я была сильно поражена тому, что увидела.

И это не отсутствие всякой бытовой суеты в этот день. Мое недолгое пребывание в Израиле убедило меня в том, что закон не всегда плох и бесчеловечен. А вот в нашей стране слова Христа «не человек для субботы, а суббота для человека» понимается весьма превратно. То есть мы все знаем, что не стоит впадать в крайности по поводу субботнего (а у нас воскресного) дня и устраивать тотальный бардак. Это понятно, но почему считается нормальным, если вдруг некоей православной или сочувствующей женщине придет в голову в этот день помыть посуду, разобрать шкафы, протереть пол, отдраить унитаз, приготовить обед, ужин и сделать заготовки на следующую неделю? Нет, наша православная терпимость здесь тоже проявилась. Любой христианин знает, что гореть в аду ей за это не придется. КОНЕЧНО не придется! Ведь это и есть ад!

Разве нет? Пять дней в неделю бегать по школам-садам-секциям, разруливать скандалы и выстраивать отношения с учителями, чтобы потом, наконец насладиться всеми прелестями генральной уборки. Дуся, ты – агрегат!

А в прошлые выходные я с восторгом наблюдала за растущей в мойке стопкой посуды. За детьми, которых ни в чем не стесняли, не просили поднять игрушки. Да и сами родители ничего не убирали за ними. Четырехмесячной малышке были приготовлены баночки по числу кормлений. Мы разговаривали, отдыхали и пили пиво. И знаете что? - Нам было отлично. Просто отлично! Никто не суетился, не спрашивал, что мне еще поесть, что приготовить и как обеспечить мой комфорт.

Я представила себя на месте хозяйки: когда у меня гости, я приготовлю гору еды, я буду следить за каждым гостем, вдруг ему что-то понадобиться. Я двадцать раз сбегаю в детскую приберу игрушки, чтобы к вечеру не разбирать глобальные завалы. Оказывается, так хорошо, когда этого нет! И мне не надо помогать хозяйке, потому что ей тяжело. Вообще в этот день не надо ничего. Разве не так должно быть у каждого человека, хоть иудея, хоть эллина? Хотя бы раз в неделю испытать полное обнуление. Разве это не по-нашему? Не по-христиански?

Пока вы думаете, я расскажу о настоящем шоке. Потому что про шабат я знаю давно. Было то, что поразило меня гораздо сильнее. Хозяйка. Да, именно она. Но поразило меня даже не то, что ее не было. Она уехала утром на курсы. (Бог знает, как этот вопрос решается. Возможно, что в виде исключения раввин разрешил ей учиться) Нет, я спокойно отнеслась к е отсутствию. Я ж если надо и в горящую избу, даже если она иудейская.

Нет, было другое. Когда мы приехали отец двоих детей нянчился с 4-месячной дочкой и трехлетним сыном. Младенец орал. У нее болел живот, и было видно, что папа этого не понимает и очень нервничает от крика. Я покачала ребенка, погладила животик, дала капельки и положила спать кверху спинкой. Больше мы о ребенке не вспоминали. Наш друг был счастлив избавлению от забот. Я восхитилась тем, какая все-таки опытная мама. И все остались довольны.

Но не это все меня поразило. Сейчас узнаете, что. Потерпите.

Приехала мама. Впечатлительный друг рассказал ей в красках, как все было. В его повествовании я выглядела настоящим Суперменом, прилетающим на помощь к маленьким младенцам и разгоняющим количных монстров. «Спасибо,» - спокойно сказала мне эта милая женщина. И вот тут у меня произошел настоящий сбой шаблона! Вот это поразило меня в самое сердце! В ее благодарности не было чувства вины! Ни капельки! Ни за то, что она учится, ни за то, что отец рвал на себе волосы от тревоги и сидел с двумя детьми, ни за то, что его ребенка спасла чужая женщина.- Все же в порядке. О чем переживать. Малыш был дома с папой, ситуация разрешилась. А она в будущем станет лучшим неонатологом Москвы.

Не только в «спасибо» не было вины. Но и в ее поведении. Сняв обувь, она не побежала к малышу, а спокойно переоделась и спустилась к нам, пить чай из мяты и рассказывать про ад, ожидающий нарушителей шабата.

И ведь дело не в дне недели. Это отношение к себе и отношение к женщине.

Дальше я могла бы написать о том, что необходимо менять многое на уровне сознания. Оставить избы пожарникам, а коней – наездникам. И вытаскивать себя из этой вселенской тотальной вины: не так родила, не так кормила, не то воспитала. Зачала, безусловно, тоже не так. И знаете, что делать – выращивать внутренний шалом! (Для тех, кто еще не выучил иврит, "шалом" в переводе означает мир) А там, мы и с другими днями недели разберемся.

Известно откуда это все – из сказок, где девочка с куколкой успевали отделить красную фасоль от белой, из семейных преданий и материнского опыта. Я не хочу говорить о том, что надо изменить культурную традицию и изменить себя. Я хочу попросить подумать о детях. О мальчиках, которых надо учить заботиться о маме, о женщине. Уважать ее время, пространство и личные вещи. О девочках, которым стоит рассказать о том, что раньше были избы и кони, а теперь – посудомойка и стиральная машина, но самое главное, ты можешь, если хочешь, но не обязана. Но мало рассказать, надо показать. Потому что мама-ломовая лошадь сможет вырастить только эгоистку или такую же лошадь. А зачем? Кони скачут всегда и будут это делать. И избы тоже будут гореть. Нам-то что? Может быть, шабат шалом все ясным пламенем?


Рецензии
Яркое произведение. Понравилось. Успехов!

Шон Маклех   21.01.2018 18:52     Заявить о нарушении