Это было в деревне

   “Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок…”;;;( из романа “ Евгений Онегин” А.С.Пушкина). Ну, Евгений, может и скучал, а подросток Александр, то бишь автор сих строк, отнюдь нет. Как может интроверт, коим я являюсь скучать, если все его мысли направлены внутрь себя и для комфортного существования кроме себя, вроде как никого и не нужно, как говорится - приятно поговорить с хорошим человеком ;. Шучу конечно, часто очень даже нужно быть рядом с живым человеком, желательно родственным по мировоззрению. Итак, это было в деревне…
   
   Первые два рассказа о летнем отдыхе в деревне, размещенные здесь https://vk.com/wall389303649_245 , https://vk.com/wall389303649_263 , описывают историю села и семьи, особенности деревенских будней и прочее, и мне отрадно, что прочтение их многих из вас унесло по лабиринтам памяти вдаль. Прошлого не вернуть, но воспоминания обогащают эмоционально и помогают в настоящем времени, и те, кто пренебрегают ими, обкрадывают сами себя. Так что будем вспоминать, пока склероз не наступил.
   
   В деревню летом я ездил с отцом во время его отпуска, но полноценный отпуск был только у меня. Отец, в каждый приезд чем нибудь помогал, то сарай, то летнюю кухню строил, то так, по мелочи, ведь из мужиков в доме лишь мои два брата, а отец ихний трагически погиб, когда дети, а было еще три сестры, были маленькими. Вот и помогал мой батя чем мог и ему это было в радость, ну ведь не пахал же он там, как на родном заводе - отдых тоже был. А вот я, по малолетству своему, был полностью предоставлен сам себе, так как сестер я почти не застал ( повыходили замуж и уехали), да и с братьями не всегда пересекался ( то служили, то работали). Помню именно со старшим братом я первый раз пошел на рыбалку, причем днем и было мне лет 6. Как поймал он первую рыбку ( размером с пол ладони), так я ее схватил и до дому, бегу и чувствую, что заблудился, первый раз в жизни, было страшно ;. Впоследствии я один ходил по утру, с алюминиевым бидоном и самодельной удочкой, а ловил на перловку, хлеб или тесто, с червями возиться не любил, да и зачем, коль и другая наживка благополучно съедается. Как я упоминал ранее, с водоемами в наших краях не густо - степной район, но пруд в селе выкопали. Там и купались, и скотина туда залазила - оттого и все глиняное дно было копытами изрыто - и рыбу ловили ( громко сказано, вся рыба была меньше ладони). Я вообще не рыбак и рыбу не очень люблю, но сам процесс…! Правильно говорят, что можно бесконечно смотреть на воду, очень успокаивает, особенно созерцателей типа меня, токмо есть побочный эффект - качающийся поплавок и водная рябь, потом весь день перед глазами. Раз съезжу на рыбалку и лет 5 потом не тянет, вот и в деревне ходил всего несколько раз, а рыбу не ел. Самый большой улов был чуть больше десятка - что-то пожарили, а остальное кошкам, да курам. Раз поставил бидон на лавку и пошел удочку убирать, возвращаюсь, а возле бидона, на задних лапах, стоит кот, опираясь передней лапой на ободок, а вторую держит в замахе и вглядывается внутрь...вдруг резко лапой вниз, и уже с рыбешкой в зубах тикает. А однажды, на кухне, не уследили как кошка с кастрюли целую курицу чуть не сперла, уже по полу волокла. Вообще за хвостатыми глаз да глаз нужен, но они забавные. Раз я поднес к носу спящего кота котлету, так он, не просыпаясь, с закрытыми глазами, враз вцепился в нее зубами, агрессивно урча.
   
   Как я уже говорил батя постоянно что-то мастерил, иногда и я присоединялся, но в основном придумывал себе автономное занятие. Раз, когда лет несколько мне было ( точно не помню), насмотревшись фильмов про индейцев, как они на самодельных лодках, выдолбленных из целого бревна, рассекают по волнам, решил и я смастерить подобное. На задворках лежало бревно длиной около полутора метрах и толщиной где-то 60-70 сантиметров, и стал я из него лодку делать. Хотелось выдолбить в нем углубление, для сидения, и предполагалось плавать на нем в пруду. Чем притягательно детство, так это своей непосредственностью и наивностью, решил делать и делал, правда очень недолго - энтузиазм иссяк. Успел лишь в месте, предполагаемого нахождения сидения, снять кору и углубится на сантиметров пять. Я был абсолютно уверен, что готовая лодка будет успешно плавать, не принимая во внимание вопросы устойчивости и управляемости судна - его обязательно бы перевернуло. Второй мой контакт с топором был уже более прогматичнее, и в более зрелом возрасте ( 12 - 14 лет). В тот приезд я обнаружил целую гору напиленных и ожидающих расколки поленьев, которые и были благополучно поколоты за два дня, правда потом неделю руки и плечи отваливались, но я испытал чувство глубочайшего удовлетворения.
   
   Именно в деревне я научился кататься на велосипеде, но сначала немного предыстории. Как у всех детей дома в раннем возрасте у меня был трехколесный велосипед, но когда лет мне стало побольше, то гонять на нем было уже не комильфо - его переделали на двухколесный. Нужно было заново учиться ездить, я раз звезданулся, два улетел, и плюнул на эту затею. Все свое сознательное детство, когда сверстники рассекали на великах, я ходил пешком. Но, в принципе, меня это устраивало и я не считал себя ущемленным - другие занятие были. Прошло несколько лет, приехал в деревню, а там два “Ждановца”, причем один всегда свободен. Я взял его, сел и поехал - и не свалился, так и ездил потихоньку, конечно без всяких элементов мастерства, даже разворачиваться толком не умел. На велосипеде я там ездил сколько угодно и куда угодно, что называется досыта, так, что по приезду в город меня к нему уже и не тянуло. В сухую погоду, по пыльной дороге, да с дребезжанием транспортного средства и постукиванием челюстей, потому как не дорога, а сплошные засохшие комья глины, а вот в дождь ездить было вообще бесполезно. Раз застала меня гроза, возвращающегося с пастбища ( отвозил обед братьям, была наша очередь пастушествовать), молнии сверкают, дождь порет, дорогу развезло так, что пришлось спешиться и везти велик рядом. На его колеса налипло столько глины, что они стали с трудом поворачиваться, налипло и на тапочки, которые я снял и просто одну на другую приляпал на багажник, так и шел босиком. Еле дошёл до дома, был момент когда хотел оставить велик у кого-нибудь во дворе, а потом забрать, уж больно тяжело было его везти, так как колеса вращались с большим трудом. Помню, пришел домой весь мокрый и сижу на кухне, а вокруг кошка да часть птичьей живности, забежавшей от непогоды в первое ближайшее помещение, такие же взъерошенные и мокрые, как и я, жмутся к друг другу, тревожно балакают по-своему, объединенные общей напастью - перед лицом стихии все равны. В тот раз имел место и некий сакральный момент. Еще до грозы, когда небо заволокло темными тучами, я обратил внимание на небольшой просвет, как оконце в тучах, и воображение стало рисовать, что вот-вот оттуда выглянет Бог и ощущение этого было вполне реальным - по коже пробежали мурашки.
   
   На велике, да и без него, частенько приходилось отправляться в магазин, за хлебом, свой хлеб пекли чаще зимой, а летом лишь один раз при мне, но вкус того хлеба из русской печи я никогда не забуду - даже лучше пирогов. Хлеб привозили регулярно и брали его помногу, что останется, то скотине. Магазин, как и другие социальные объекты ( школа, клуб, почта), располагался в центре. Типовая архитектура магазина ничем не выделяла его от его городских собратьев - таких по городам и весям, было полно, а вот внутренняя составляющая…А теперь каверзный вопрос, когда появились супермаркеты в России? Думаете в настоящее время, в постсоветской России - ан, нет! Деревенские магазины, обыкновенные сельпо, были первыми супермаркетами, еще при СССР. Ну в самом деле, в городах магазины делились на две большие категории: продовольственные и промтоварные, а те подразделялись на еще более узкие профили. Деревенский магазин совмещал в себе все, и продукты, и вещи. Из продуктов в основном консервы, бакалейные товары, хлеб и конфеты, а вещи, в основном одежда, обувь и хозяйственный инвентарь. В самом деле, не будут же там продавать молочные продукты и овощи - деревня вокруг, коровы, огороды. Пока покупаешь хлеб и рассматриваешь ассортимент промтоварной продукции, удивляясь чудачествам советского планирования, тебя, в свою очередь, рассматривают местные завсегдатаи, и обсуждают промеж собой, а когда будешь уходить, непременно спросят: кто, откуда, к кому. Деревенские бабули не хуже наших, городских, сидящих когда-то на скамейках у подъезда, сыграют роль сарафанного радио, и все про всех расскажут. Неприятное ощущение, когда на тебя направлены несколько двустволок, близко посаженных глаз, и шепот между собой.
   
   Обратная дорога проходила мимо памятника погибшим на войне селянам, на котором десятки людей с одинаковыми фамилиями, и моя тоже была, и зданием клуба, куда один раз всего я ходил в кино, фильм назывался “ Поговорим, брат”, про гражданскую войну ( а когда возвращался, после вечернего сеанса, то обратил внимание на совершенно темную, почти черную ночь - без фонарика можно заблудиться). Также в центре села, на пригорке, стояла заброшенная церковь с полуразрушенной колокольней. Церковь эту построили в конце 19 века и сразу получили статус села, а дальше...После революции захотели на кирпич церковь разобрать, но смогли только половину колокольни - хвала старым мастерам и раствору с яйцами - кирпич целым доставать было сложно, он разваливался на части. Вообще, что за людей поднимает на гребень волны любая революция, как правило это разрушители, не способные к созиданию, с самым низким уровнем культуры и воспитания, про таких говорят - быдло! Их цель - все разрушить, вымести свой гнев за обиды всему сколько-нибудь красивому и успешному! По некоторым свидетельствам восставшие, взявшие Зимний дворец, устроили там настоящее безобразие. Мало того, что были изрезаны некоторые картины и кресла, так еще кто-то умудрился справить нужду в старинные китайские вазы - вообще дикость какая-то! Недостаточное внимание вопросам образования и просветительства, допущенное царским правительством, дало свои плоды, в самый неподходящий для страны момент. Вот и нашу церковь, Слава Богу, до конца не разрушили, даже крыша сохранилась, а следовательно и роспись стен. Я лазил внутрь, рассматривал стены, своды, залазил на крышу, ходил по ней ( правда потом оказалось, что меня дефилирующего по кровле храма, прекрасно наблюдал отец с нашей скамейки у дома - был нагоняй, за лазание куда не надо);.
   
   Здесь же, в центре деревни, находилась почта - основное средство связи с внешним миром ( письма писали все и всегда, и много, а сейчас эта практика практически сошла на нет). Здесь был и медпункт, а вот про специфику сельского здравоохранения скажу поподробнее. Чистейшая экология, здоровая наследственность благотворно влияли и, пока еще, влияют на относительно хорошее состояние здоровья селян, но от несчастных случаев, травм и возрастных заболеваний никто не застрахован. Но в отличии от городского населения в те годы, да и в наши тоже, селяне ущемлены в обеспечении лекарствами и в возможности пользоваться услугами скорой помощи, и действительно, попробуйте вызвать неотложку в деревню, сколько вы прождете, а если дороги путной нет? Пока доедут, что угодно может произойти - в городе, с этим делом, на порядок лучше. Вот и рассчитывают местные жители на генетическую предрасположенность к здоровью, народную медицину, да Господа Бога. Довелось и мне испытать на себе особенности местного целительства. Приехал я в 1980 году, а у меня нервный тик - глаза моргали часто - бабка, с разрешения отца, отвезла меня в соседнее село, к знахарке. Та мне и говорит, чтобы сидел и крестился, а сама стала расплавленный воск в воду лить и комментировать застывшие сгустки воска, в которых она высматривала разные фигурки. Я крещусь, а знахарка говорит, что я этого испугался, да того - и стала лекарство готовить. Она наполнила одну или две поллитровую бутылки из-под водки водой, и горлышко каждой перекрестила зажженной спичкой ( по 3 спички на каждую бутылку): зажжет спичку и перекрещивает, нашептывая, погасла - бросает внутрь. К себе мы увезли бутылки, в коих было по 3 обгорелых спички, и поила меня бабушка по ложке, ежедневно, по несколько раз. Не скажу, что я испытывал от сей процедуры восторг, порой даже капризничал, но хитрая бабуля посулила мне маленькую иконку со Христом на картоне, которую мне захотелось иметь. Так что, как только я закапризничаю, звучало магическое - А, Боженька!? ( имелась в виду эта иконка) - и мальчик послушно открывал рот, так всё и выпил. Не берусь комментировать подобное врачевания, но недуг прошел, а образок уехал со мной в Горький.
   
   В деревне я пристрастился к рисованию шариковой ручкой, вернее к перерисовкам, и довольно хорошо получалось - срисовывал разные карикатуры из периодики, сидя на застекленной, залитой солнцем летней веранде, где и спал. Общая тетрадь, с тогдашними художествами, до сих пор хранится в моем письменном столе. Но одним из самых любимых занятий было чтение - читать я любил и люблю всегда, помногу и везде, даже в деревне, когда приезжал туда в подростковом возрасте. Чаще предпочитал развалится на покрывале, на крыше веранды, в тени деревьев и погрузится в очередную иную реальность, но иногда и в гамаке, в саду.  Именно здесь я познакомился с рассказами Чехова и Гайдара, которые смаковал под аккомпанемент деревенской живности и шелест яблонь. Вдыхал свежий воздух и ощущал нежное дуновение ветерка, которые порождали чувство душевного покоя и комфорта, а все мысли были там, на страницах книг. Глаза, через средоточие букв, прозревали Чука и Гека, мальчиша - Кибальчиша, Тимура и персонажей Чехова. Иногда запоминаешь, с каким писателем  и при каких обстоятельствах познакомился, особенно если его книги тебя зацепили. Мне жаль тех, кто не любит книги, они очень многое теряют, а внутренний мир свой обкрадывают настолько, что кроме стола и стула, образно выражаясь, в их душевной обители ничего нет, пусто! За сим занятием я мог проводить по несколько часов, меня даже теряли, не могли найти, а когда я объявлялся, бабка иногда простодушно опасалась, не сойду ли я с ума, от этих книг ;.
   
   В один из приездов телевизор у нас был сломан, как часто бывало, а по нему как раз польский фильм показывали, про войну ( “Четыре танкиста и собака”), и я подружился с пареньком, по соседству, у которого все серии и досмотрели, впоследствии какое-то время с ним вместе проводили. А вообще ребят моего возраста в деревне было немного, так что в основном я был предоставлен сам себе, но однажды, лишь один раз, детворы было в избытке... Год точно не помню, но приехали в деревню мои два двоюродных брата с теткой из Мурома, да деревенские два брата троюродные были дома - целая ватага получилась, отличающихся по возрасту друг от друга, на год или два, пацанов - вот была веселуха. Запомнилось, как однажды вечером вместе с соседскими ребятами в прятки играли. Нас пятеро, да соседей сколько то, по яблоневому саду, да по двору, разбрелись, попрятались, все с фонариками, и только лучи фонарей мелькали, да слышалось “ туки-туки”- вот было беззаботное веселье, смех и радость ;!
   
   Счастливые моменты своего детства никуда не денутся, всегда с нами! Только важно, дорогой друг, почаще вспоминать о них, особенно если в данный момент тебе тяжело. Прошлое для того и помнится, чтобы черпать в нем силы и находить усладу души для настоящего времени, которое тоже скоро станет прошлым. У человека есть только три времени: прошлое - для памяти; настоящее - для действия; будущее - для надежды и мечты. И каждое время по своему ценно для каждого из нас - помните об этом!
©                ( А.В.Чурсин)

P.S. Спасибо за Ваше внимание, каталог всех произведений, опубликованных ВКонтакте, со ссылками, здесь https://vk.com/wall389303649_505.


Рецензии