Рассказ о неудавшемся докладе

Рассказ о неудавшемся докладе


Император Николай I занял место за кафедрой и оглядел аудиторию, расположившуюся перед ним в большом зале:

- Признаться, господа, я не очень понимаю, почему я должен выступать здесь, перед Вами…

- «Мне не нужно умных, а нужно послушных» - это Ваши слова! Кто же может делать доклад, кроме Вас? – раздался голос из аудитории.

Император задумчиво посмотрел на сидящих перед собой людей:

- «Как возникла Крымская война 1853-1856 годов?» - вот тема моего доклада.

Из аудитории внимательно смотрели на Императора. Он продолжал:

- Я считал Оттоманскую империю больным человеком, обреченным на гибель. России, разумеется, должны были в этой ситуации «отойти» Проливы…

Император посмотрел в зал, проверяя реакцию аудитории.

Аудитория молчала. Император прибодрился:

- Правительства западных держав демонстрировали свое нежелание вмешиваться в предполагаемый конфликт России с Оттоманской империей.

- Как Вы могли сделать такой вывод? – раздался вопрос из аудитории.

- Мне сообщали российские послы из Франции, из Англии. С ними беседовали руководители этих государств. Писали мне и другие информированные лица. Информация поступала из разных источников, надежная. Создание коалиции, консолидированное выступление этой коалиции против России – это случайное стечение несчастливых обстоятельств.

- А Вы учли, что во Франции после завершения «Эпохи Наполеона I» произошел промышленный переворот? Что Франция 1812 года и Франция начала 1850-х годов существенно отличались по показателям экономического потенциала?

- Вопросы войны и мира решают главы государств, правительств. Об их позициях мне докладывали послы.

- Вы сопоставили объединенный потенциал Англии, Франции, Оттоманской империи, с одной стороны, и России, с другой?.. – не успокаивались в аудитории.

- Повторяю! Информация шла от знающих людей. Наши учреждения за рубежом были укомплектованы опытными сотрудниками. Во главе стоял господин Нессельроде. А он участвовал еще в Венском конгрессе 1814-1815 годов.  Ко мне даже Дантес в качестве дипломатического курьера в 1850 году приезжал!

Шум в аудитории усиливался. В воздухе летали слова: «фейки!», «сплетни!», «салонная болтовня!», «кухонные разговоры!», «Пушкин!», «Лермонтов!».

Какой-то слушатель нахально встал со своего места и громко заявил, обращаясь к Императору:

- Вы руководствовались устаревшими понятиями, собирали не ту информацию, которая была нужна, делали ложные выводы. А людей, способных поставить правильные цели, сформулировать верные задачи и обеспечить эффективную работу, под Вашим руководством не обнаружилось.

Император побледнел:

- Кто я – всем известно. А Вы  свое имя не назвали!

Слушатель продолжал произносить какие-то слова, которые невозможно было разобрать из-за общего шума.

На лице Николая I отражались отрицательные эмоции:

- В таких условиях я доклад делать не намерен!

Император покинул кафедру и вышел из аудитории.

Из зала слышался недовольный гул.


20 января 2018 г. – 21 января 2018 г.


Рецензии