Я их узнал...

                - 1 -

Вторая декада января уже устремилась к концу, а на улице поигрывает несильный крещенский мороз. Снег едва покрывает пожухлую прошлогоднюю траву на лужайке перед моим домом. За половину уже прошедшей зимы он часто выпадал и часто таял, и в январе его почти не осталось – его смыло предыдущими затяжными оттепелями.
Я поглядываю из окна своей квартиры во двор. Уже не видно там наряженной ёлочки, поставленной рядом с моим подъездом старшей по нашему дому. Ёлочку, украшавшую наш новогодний двор, убрали, как только прошло празднование Старого Нового года. Теперь, при почти полном отсутствии снега, наш двор выглядит серым и невесёлым.
В этом дворе, вокруг моего девятиэтажного дома, есть полоска земли шириной от пяти до десяти, а кое-где и пятнадцати метров, используемая для цветников и кустарниковых деревьев. Эта полоса общественной земли, пролегает вдоль периметра нашего дома. А прямо напротив моей квартиры, расположенной на третьем этаже, там растут два раскидистых дерева красной черёмухи, кроны которых находятся как раз напротив моих окон.
Ягоды этой черёмухи яркие, красные и почти совсем не вяжут во рту. Они поспевают во второй половине августа, но из жильцов нашего дома и других ближайших домов их никто не собирает.  Зато их с удовольствием собирают все перелётные и неперелётные птицы. Эти ягоды, как красные бусинки, нанизанные на тонкие кисти, свисают вниз порой достаточно далеко от материнской веточки черёмухи, так что не каждая птица их может своим клювом достать. Несколько раз мне приходилось наблюдать как, потянувшись за ягодой, кувыркаются с ветки черёмухи и летят с пустым клювом к земле не очень проворные голуби.
В конце лета и в начале осени, когда ягоды уже становятся красными, перед моими окнами на кустах черёмухи мелькают постоянные гости: голуби, синички и всякие там воробушки. А уже в октябре этих гостей становится меньше, а на кустах черёмухи остаются, как правило, ягоды, которые даже птицам достать сложно.
Случилось это после празднования Старого Нового года. Я после обеда убирал на кухне со стола посуду. И вдруг всем своим телом почувствовал какой-то странный шум, доносящийся до меня через кухонное окно с улицы. Когда же я повернулся лицом к окну, то перед моими глазами предстало удивительное для этой зимней поры зрелище: перед моим окном, по кустам уже почти голой черёмухи, шныряла в непомерной суете стая удивительных птиц, совсем непохожих на обычных синиц или воробушек.
Эти птицы были необычной расцветки, с весёлыми хохолками на головках и раза в два крупнее местных воробьёв или синиц. Подобных птиц я раньше не замечал не только в нашем дворе, но совсем не помню, встречал ли я таких птиц когда-нибудь и где-нибудь раньше.
- Свят, свят …, - пронеслось в моей голове.
- Уж не наколдовал ли мне кто-то такое чудо на эти Святки? Ведь в это время исстари гадают и колдуют. И, видно, недаром корень слов колядовать и колдовать мне кажется одним и тем же.
И этих удивительных птиц на моей черёмухе было не меньше трёх десятков. Точно не меньше. Просто не знаю, как они все там умещались. И ещё более удивительно, что ни одна из них не сидела на ветвях курицей на нашесте. Я едва поспевал следить глазами, разглядывая намеченный объект, как этот объект оказывался уже на другом месте. Они, эти птицы, можно сказать, буквально бесились в кроне черёмух под моими окнами. Если какая-то синичка или воробей не может достать какую-то ягоду, свисающую с дерева, то оставит её в покое – эти же не тут-то было.
Они, будто сошедшие с картин великого художника Тулуз-Лотрека танцовщицы, кружились в танце, выполняя в процессе движения невероятные и экспрессивные цирковые номера. Эти хохлатки оранжево-фиолетового отлива по сурику стремительно сновали по ветвям зимней черёмухи, подбирая оставшиеся с осени подсохшие ягоды, стучали носами по коре её ветвей, что-то там выковыривая, хлопали крыльями и делали головокружительные кульбиты в воздухе, перескакивая при этом с одного места на другое.
В квартире кроме меня никого не было, и я долго стоял перед окном как завороженный и наблюдал удивительное для меня действо удивительных созданий. Если не считать, что я стоял за стеклом, наполовину завешенным сверху тюлевой занавеской, то вся эта птичья акробатика выполнялась на расстоянии около четырёх-пяти метров от моих глаз.
Так продолжалось минут двадцать. И всё это время я стоял и наблюдал за птицами, стараясь вязать узелки на память и запоминать особенности этой стаи и отдельных её особей.
Я заметил, что у всех этих птиц есть на головке симпатичный розоватый хохолок, а под клювом, там, где начинается шейка – чёрное и круглое пятно; по самым краям крыльев идут чередующиеся белые и чёрные полоски; недлинный хвост напоминает плакатное перо, будто закрашенное на самом своём конце жёлтой гуашью – оно будто бы было частично опущено художником в эту разведённую водой гуашь, да так и оставлено до тех пор, пока охра не высохла.
Собрав с дерева все оставшиеся зимовать на нём подсохшие ягоды и изрядно обстучав кору черёмухи, птицы как по команде поднялись в воздух. А я всё стоял у окна как загипнотизированный. И, видимо, недаром стоял. Покружив в воздухе, стая через несколько минут вернулась, и снова оккупировала черёмуху под моим окном. Правда вернулась она ненадолго. Птицы будто бы так проверяли – не оставили ли они чего-то для себя  полезного в понравившемся им месте.
И действительно, они оставили в моём сознании яркую отметину явления необычного.

                - 2 -

Разумеется, я сразу решил для себя выяснить: «Что это были за птицы такие? И, почему я, уже достаточно повидавший на своём веку, о них ведать не ведаю?»
Но, как всё это узнать?
Конечно, в интернете теперь всё можно найти. Но как?
Я же не знаю названия этих птиц. И, как тогда искать? Не возможно же всех птиц интернетовских пересмотреть. Ведь, оказывается, одних воробьёв существует на свете более двух десятков видов.
По цвету и раскраске оперения?
Но поглядите на стаю голубей, которые обжили ваш городской квартал. Каких только голубиных расцветок не встретишь даже в одной стае!
Когда с того случая прошло пара дней, то пришла в мою голову мысль пробежаться по разновидностям птиц с известными мне названиями, которые обитают и зимуют в средней полосе, то есть не являются перелётными птицами, при всём том охотно питаются ягодами.
- Рябинник, дрозд …, - вспоминал я, как мне казалось, подходящие названия.
- Нет, не рябинник … Хотя любит ягоды, но без хохолка.
Я вспоминал известные мне названия птиц, разглядывал их изображения в интернете, но ничего не подходило.
- Удод … С хохолком, но не таким … Да и клюв у этого удода слишком длинный.
- Горлинка, или горлица?..
- Нет … Тоже не подходит, - делал я заключения, сравнивая изображения из интернета с изображением, записанным в узелках моей памяти.
Как-то, во время разглядывания интернетовских картинок различных птиц, мне в голову как-то неожиданно пришли слова, А. Блока, произнесённые им в поэме «Скифы»:
- Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
И тут мне показалось, что интернет – стог сена, в котором я ищу иголку, не зная, какого она размера. И тогда я решил действовать по-другому, сузив свой поиск. Я вспомнил про подаренную мне когда-то мамой Большую Советскую Энциклопедию.
В БСЭ к разделу «Птицы» прилагается цветная вкладка с иллюстрацией наиболее типичных птиц, населяющих нашу планету. Вот на этой вкладке я и обнаружил под номером №79 то, что тщетно пытался найти до этого в интернете. И оказалось, что я сразу узнал на той вкладке прилетавших ко мне после Старого Нового года красивых птиц, с их красивым названием – свиристель.
- Да, да и да!.. – радостно воскликнул я.
- Я их узнал!
Потом, подскочив к своему компьютеру, я зашёл на страничку «Свиристель». А затем сопоставил интернетовский образ птицы свиристель с образом из моей памяти, и уже после этого абсолютно уверенно произнёс:
- Какое красивое имя – свиристель, и как же прекрасна сама эта птица!
А относят, оказывается, свиристель по орнитологической классификации к кочующим-перелётным в поисках корма птицам.

20 января 2018 года.


Рецензии
Да! Свиристель! Именно так и подумала в начале Вашего рассказа. Несколько лет назад, так же, как и Вы, гадала и искала название этой птичке. У меня тогда не было ни энциклопедии, ни интернета. Мама вспомнила и подсказала мне это название.
А сейчас, благодаря Вашему рассказу, узнала, что бывает еще и красная черемуха. Почему-то считала, что у черемух только черные ягоды созревают. А оказывается, что нет...виргинская красная черемуха с кучей полезных свойств, как в листьях, так и ягодах помогает от многих заболеваний. Не зря птицы прилетели полакомиться.
Замечательный интересный рассказ у Вас, Геннадий Сергеевич, получился.

С уважением,

Бэкки Забывчивая   18.02.2018 16:19     Заявить о нарушении
Спасибо!
Вот так бывает, неожиданно обнаруживаешь в мире то, о чём раньше и не подозревал. Я ведь совсем до Вашего комментария, Бэкки, не был знаком с какими-то особенными свойствами красной черёмухи, хотя пробовал её часто на вкус. И названия её особенного до этого не слышал. За что Вам дополнительное с "горкой" спасибо!

Генна Влас   18.02.2018 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.