Впечатления от прочитанного

Написано, как отклик на описание Оксаной Задуминой поездки на север.

Сразу скажу, что история про Север мне понравилась не только больше рассказа о любви, но и больше рассказов про Африку, хотя все они мне нравились. Но тут про Север, где и я в свое время был. Правда не с экскурсией, причина куда банальней - мы просто ездили туда на заработки. Совсем недавно, всего 40 лет назад, но все описанное тобой до боли знакомо - Север не живет спешной жизнью, как юг, может потому, что там "вредно потеть".

Наша поездка тоже связана с ненцами, только мы были не в Ямало-Ненецком национальном округе, а просто в "Ненецком" со столицей в г Нарьян Мар. И обязаны тоже найденной там нефтью, организация, где мы работали называлась Нарьян-Марская геолого-разведочная экспедиция глубокого бурения.
Вот только туда в зимнее время "только самолетом можно долететь". Никаких "зимников" хотя они там и были, но только местные, от города до буровых, а это самое далеко - 120-130 километров.

Летом добирались водным путем, но навигация на Печоре была 2-3 месяца, а в остальное время только самолетом до Архангельска, откуда на Москву идет железная дорога. Я читал у тебя, что язык хантов близок венгерскому. Это так, предки современных венгров добирались в Европу из местности, где проживают сейчас ханты и манси, где смешались с местным населением, видоизменили за века внешность, но языковые корни сохранили.

Еще из некоторых твоих описаний, чуни, про которые ты говорила, в Нарьян-Маре назывались бурки, хотя так называются и верхние накидки кавказских народов. Но в городе местные модницы вовсю щеголяли в них, я имею ввиду не ненок, а русских. Ненок в Нарьян-Маре было мало, известны они были приверженностью к алкоголю и оказанию секс-услуг. В стойбищах нам не приходилось бывать, описать их занятия и быт я не в состоянии. Но из ненок, прижившихся в городе, практически никто не работал, все они с детства, как представители малых исчезающих народов находились на государственной стипендии. Не знаю, как сейчас, но при СССР было так.

Ростом они действительно были, как дети, и сидя на койках, подставляли под ноги специальные стульчики. По поводу оленины, про которые местные говорят, что "если нет оленины, то и есть нечего." Это я прочитал у тебя. В школе на уроках, помню, учителя рассказывали, какое нежное у оленей мясо. Аборигены могли сразу съесть 2 кг мяса, а потом бегали по 3 дня за стадами, не испытывая голода. Какая оленина на вкус на самом деле, мы оценили быстро.

Поначалу оно нам показалось вполне съедобным, но уже через две недели мы с трудом проглатывали котлеты из него, а через месяц поняли, какая же это мерзость - котлеты из оленины! Но другого-то мяса не было! Говядина, если и была, то лишь во время навигации, да месяц-два после ее окончания. На самолете-то много не завезешь. Тоже самое и со спиртным. Вино ценилось на вес золота, да и водка считалась деликатесом, доставаемым по большому блату. Зато спирт 96 градусов продавался беспрепятственно в любом магазине.

У себя на Ставрополье мы считали шиком доставать и пить неразведенный спирт. В городе Ставрополе есть ликёро-водочный завод, во всяком случае, был в семидесятые годы. Знакомые, работающие там, доставали спирт в трехлитровых баллонах по цене шести полулитровых бутылок водки, что обходилось в два с лишним раза дешевле обычного. А там неразведенный спирт никто не пьет, шиковать не перед кем, но и разведенный вскоре становился колом в горле. Видимо, компактный спирт завозить самолетом намного выгодней, чем водку.

На меня эти гримасы навигации так подействовали, что после возвращения на большую землю я начисто перестал употреблять и водку - только вина и коньяки. Еще одна гримаса Севера, дети, родившиеся и выросшие там, имеют все значительные дефекты зубов, я говорю о русских детях. Помню одну симпатичную девчонку лет 18-ти, зубы которой выглядели так, как будто кто-то при эксплуатации ножовки, долго и целенаправленно над нею издевался.

На буровые из города мы летали на вертолетах. Это были маломестный Ми-4 и более вместительный и комфортабельный Ми-8. Модификации вертолета и сейчас используются, как военные. А грузы перевозили на мощном Ми-6. Когда он взлетал или садился, поблизости невозможно было устоять на ногах. Интересно, что за 40 лет после того не изобрели ничего равноценного. Это я по поводу тех, кто говорит что из-за СССР мы отстали от Европы на 100 лет

И еще одна гримаса авиасообщения. Я уезжал оттуда 14 июня, Печора еще не вскрылась, хотя вода уже бежала поверх льда. И, хотя я рассчитался 1 июня, две недели не мог взять билет на самолет до Архангельска, хотя чуть не ночевал в аэропорту. На все мои попытки его приобрести, отвечали, что нет билетов, и я потихоньку проедал заработанные деньги. Пока осведомленные люди посоветовали взять билет на Ленинград, а лететь до Архангельска.

Обратился в кассу - ноу проблем. Каково же было мое удивление при посадке в Архангельске, что это один и тот же рейс, просто продавать билеты в Архангельск, до которого расстояние в два раза меньше, невыгодно. Ну, уж дудки, коль провели, как лоха, решил лететь до Ленинграда, тем более, что билет оплачен. А в Ленинграде было уже настоящее лето. Выяснилось, что рейс на Ставрополь ушел час назад, следующий будет через сутки.

Но я в накладе не остался, когда еще я бы побывал в Ленинграде? Тем более, что по билету мне без проблем выделили номер в гостинице при аэропорту и я день потратил на экскурсию по городу. Вряд бы я при других обстоятельствах когда-либо посетил Эрмитаж. А главное, я купил в магазине шубу жене, стилизованную под норку, о которой она мечтала много лет. Примерял на женщину возраста жены и такого же телосложения, с которой познакомился в очереди.

Оказалось, что она именно за такой шубой приехала с периферии в Москву, три дня искала, не нашла, пока ей не посоветовали лететь в Ленинград. А мне же покупка досталась на дурняк. К тому же оказалось, что она как будто на жену сшита. Там же, в гостинице со мной произошел забавный случай. Когда я утром по холодку получал в гардеробе пальто, служащий-пенсионер любезно помог накинуть его на плечи. Я не менее любезно поблагодарил. Оказывается за услугу надо платить, что я и сделал.


Рецензии
Я тоже в те времена экспромтом побывал в Ленинграде. Послали в командировку на повышение квалификации на Невский завоз, где начали производить "Двадцать пятки", более мощные турбины. Вы там, Иван, для жены купили шубейку по случаю, а я как-то гулял там в свободное время, захожу в Гостиный Двор, смотрю, как это тогда называлось "выбросили" на прилавок французские духи. Я жене купил за сорок рублей флакон "Шанель №5". Она была рада.
Припоминается ещё случай из тех времён, это уже про аборигенов Севера.
Летел я как-то через Салехард, и там пришлось провести ночь в аэропорту. Смотрю, "кампашка" в карты играет и водочку попивает. Потом один из них в малице и оленьих унтах, по всей видимости хант, или ненец, распрощался и ушёл на улицу. Через час я выхожу, смотрю, а он в сугробе спит пьяный, а на градуснике минус сорок два. Я будить его, а он лыка не вяжет, я назад в аэропорт, говорю "кампашке":
- Там ваш дружбан в снегу замерзает.
А они:
- Ничего ему не будет, он в унтах и в малице, и не мылся с прошлой осени. Вот если его помыть, то он точно замёрзнет, а так ему ни черта не будет...
Вспомнилось вот после прочтения ваших северов, Иван.
Удачи Вам!
С уважением,

Виктор Решетнев   22.02.2019 16:55     Заявить о нарушении
Я у Плохого Танцора, тоже читал подобную историю с хантом. Ехали где-ио в районе Тюмени на грузовике, кроме кабины была будка с тентом, туда и посадили попутчика ханта. А через несколько часов, когда приехали, устроились в балке, включили для обогрева комнаты электрокозла, Сели выпивать и только тут вспомнили, что в кузове хант - не замерз ли он там? А он, как ни в чем ни бывало, спит там. Растолкали и завели в балок в коридор, в комнату не рискнули, начнет оттаивать, выгонит их запахом на улицу. Но спирта ему налили для сугрева. А они, же северные народу быстр косеют, он выпил и залег в коридоре на полу. Среди ночи кому-то из ребят приспичило отлить, открыл дверь в коридор, а ханта там нет, а наружняя дверь открыта и хант на улице лежит в сугробе. Он растолкал товарища, и вдвоем занесли его в коридор. Ближе к утру другому понадобилось выйти, та же картина, коридор раскрыт, а хант на улице в снегу. Они снова попытались его занести, а он сопротивляется, там, показывает на улицу, халасо. Оставили.

Иван Наумов   23.02.2019 10:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.