Вменённые обстоятельства

Незабвенному А. С. Пушкину принадлежат слова: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя».
И вот драматический писатель создал свой шедевр, стал потенциальным автором сценария, который некий режиссёр задумал показать на сцене.

Для показа нужен не только текст, но и те, кто будут воплощать его сюжет в действие, в процесс создания картины события, т.е. – актёры.

Для них обстоятельства, являвшиеся для драматического писателя предполагаемыми, уже существуют, им не нужно их выдумывать.

В силу этого изначально предполагаемые обстоятельства объективно стали предлагаемыми, т.е. обстоятельства, которые выдуманы автором, кторые существуют, которые являются готовым продуктом и пригодны к использованию.

По этой причине мнение Пушкина-поэта Станиславский-режиссер положил в основу своей системы, изменив слово «предполагаемые» на «предлагаемые».

Для драматического искусства, для искусства актера обстоятельства не предполагаются, а предлагаются. В чём суть и значение предлагаемых обстоятельств для актёра?

  «… Все, что происходит  на  подмостках, должно делаться для чего-нибудь. …Но это не легко, и приходится этому учиться.»

 «…На сцене нужно действовать. Действие, активность -  вот на чем зиждется драматическое  искусство,  искусство   актера.  Самое   слово   "драма"   на древнегреческом  языке означает "совершающееся действие". На латинском языке ему соответствовало слово  аctio, то  самое слово, корень которого -  act  - перешел и в наши  слова: "активность", "актер", "акт". Итак, драма на  сцене есть  совершающееся  у  нас на  глазах действие, а  вышедший  на сцену актер становится действующим.»

 «…Бессмысленная  беготня  не  нужна  на сцене … Там нельзя ни бегать ради бегания,  ни страдать ради страдания. На подмостках не надо  действовать  "вообще",  ради  самого  действия,  а  надо   действовать обоснованно, целесообразно и продуктивно».

«…Если вам  неудобно  действовать ни с того ни с сего, тогда действуйте ради чего-нибудь.  Неужели же даже в этой жизненной обстановке вы не сумеете мотивировать  свое  внешнее действие?»

«…Когда вы действуете механически, без определенной цели,  вам не на чем задерживать внимание.  Долго  ли,  в самом

деле, переставить несколько стульев! Но если нужно разместить их с известным расчетом,  с определенной целью-хотя бы для того, чтобы рассадить в  комнате или за обеденным столом важных и неважных гостей,- тогда приходится иной раз в течение часов передвигать одни и те же стулья с одного места на другое.»

 «…Как же вам  не стыдно! … Какие  же вы после этого

актеры,  если  не  можете расшевелить своего  воображения! Давайте мне  сюда десяток детей,  я  скажу им, что это их новая  квартира,  и вы  удивитесь их воображению. Они затеют такую  игру, которая никогда не кончится. Будьте же, как дети!»

«…Сценическое  действие  должно  быть внутренне обосновано, логично, последовательно и возможно в действительности.»

«…Начнем с "если бы". Прежде  всего оно замечательно тем, что  начинает всякое  творчество. …"Если  бы"  является  для артистов  рычагом,переводящим  нас  из  действительности  в  мир,  в котором  только  и  может совершаться творчество.

Существуют  "если  бы",  которые  дают  только  толчок для дальнейшего, остепенного, логического разиигия творчества.»

«…Секрет силы воздействия "если бы"  еще  и  в том, что оно  не говорит о реальном факте, о том, что есть, а только  о том, что могло бы быть... "если бы"... Это  слово ничего не утверждает.  Оно лишь  предполагает,  оно ставит вопрос на разрешение. На него актер и старается ответить.»

«…Итак,  "магическое"  или  простое "если  бы" начинает творчество. Оно дает первый толчок для дальнейшего развития созидательного процесса роли.»

По К.С.Станиславскому  под   словами "предлагаемые обстоятельства?" понимается следующее.

«… Это фабула пьесы, ее  факты, события, эпоха, время  и место действия, условия жизни,  наше актерское и режиссерское  понимание пьесы, добавления к ней  от  себя,   мизансцены,  постановка,  декорации  и  костюмы  художника, бутафория, освещение,  шумы  и  звуки, и  прочее и прочее, что  предлагается актерам принять во внимание при их творчестве.

"Предлагаемые  обстоятельства",  как  и   само   "если   бы",  является предположением,   "вымыслом    воображения".   Они   одного   происхождения: "предлагаемые обстоятельства"-то же. что "если бы", а "если  бы"- то же, что

"предлагаемые  обстоятельства".   Одно -   предположение   ("если   бы"),   а другое - дополнение  к нему  ("предлагаемые обстоятельства"). "Если 6ы" всегда

начинает творчество, "предлагаемые  обстоятельства" развивают его. Одно  без других не  может существовать и получать необходимую возбудительную силу. Но функции их несколько различны: "если бы" дает толчок дремлющему воображению,

а  "предлагаемые обстоятельства"  делают обоснованным  само  "если бы".  Они вместе и порознь помогают созданию внутреннего сдвига…»

…Я люблю режиссера-гения К.С.Станиславского за многое. Но главное для меня в его трудах – это то, что он учил и учит меня использовать его систему не на сцене, а в жизни!

Благодаря Мастеру и его системе я сегодня вижу и ощущаю себя не просто обывателем, который тупо выполняет некие действия; сегодня я – обыватель, способный сознавать происходящее, давать оценку своим ощущениям в настоящем, моделировать своё поведение в будущем, глубоко дышать, жить, делить свою радость с миром.

Мастер привёл меня к сотворчеству, к размышлению над его идеями; благодаря К.С. Станиславскому я увидел то, что в жизни мои обстоятельства не являются ни предполагаемыми, ни предлагаемыми, с которыми я могу соглашаться или нет; мои обстоятельства – вмененные!

Вменённые, потому что мне их не избежать, - мир таков, каков он есть! Мир – это не только где-то далеко; он всегда рядом – быт, друзья, соседи, коллеги, город...

Я вижу и понимаю то, что мне сегодня достался исключительно тот мир, который есть вокруг и мне с этим ничего не поделать. Этот мир ужасен своей угрюмостью, непредсказуемостью, жестокостью, бездушием. Я отдаю себе отчёт в том, что живу в эпохе, которая не избежала войн; войн, которые непонятны своей надуманной причинностью, войн, развязанных не людьми, а известными главами государств, позиционирующими себя миротворцами; войн, которые пугают и уносят жизни невинных, включая детей.

Пресловутая демократия, лицемерная псевдосвобода выборов, в которых побеждают правители, которые любят мир и свободу исключительно через мощь вооружений, которые приумножают и совершенствуют, - это тоже моя, вмененная мне реалия.

Мне, обывателю, приходится жить и считаться со всем этим. Потому что всё это присутствует в моей жизни не в силу моего желания, а по естественным причинам!

В равной степени такой причиной я называю прогресс и атеизм, присущие моей эпохе, битвы за капиталы на всех уровнях, обозначаемые как конкуренция, соревнования честных и подлых карьеристов и т.д., и т.п., и пр.

Но жизнь удивительна тем, что она бездонна своей Тайной, своими чудесами, своими красками, своей непредсказуемостью, своими фантастическими прорывами в науке, технике, искусстве!

И та и другая её части обусловлены не только неразумной природой, но и торжеством человеческого Разума!

Три составные его части – Ум, Рассудок, Сознание!

Увы, часто человек не задумывается о значении каждой из них. Первую (Ум) мы уже рассмотрели, разбирая тему воображения! Ум – он работает с образами!

А вот рассудок – его «кафедра» математика! Это он складывает, вычитает, умножает, делит, но ...Но он лишён души и духа.

Бог современности – это не вера!

Верующий мир не может жить так, как он живёт!

Верующими являются отдельные люди, как правило, организованные под знамёнами вполне конкретных религий, церквей и конфессий. Однако формальную и фактическую принадлежность к ним нельзя путать с истиной верой!

Истинная Вера наполняет жизнь смыслом, которого нет у сегодняшнего мира. Современное бытие цивилизации бессмысленно: человечество никуда не стремиться, его прогресс, по сути, случаен, а потому в определённом степени лишён смысла.

Как результат, бесцельность бытия человечества делает народы разобщёнными, людей друг для друга – чужими, уклад жизни – механически шаблонным, а жизнь персоны – скучной.

Разобщённость, скука, невежество, несправедливость, абсурдное неравенство в элементарно необходимом для жизни – всё это порождает злобу и уныние, бездуховность, почти отчаяние, которое человек маскирует под некую жизненную «позицию», ошибочно считая, что все это правильно! В реальности же многое для человека – вынуждено. Потому что обстоятельства ему вменены эпохой и средой.

…Публицист А.Невзоров сегодня (дату не уточняю специально – в ней нет необходимости !) подарил миру «Ноев «Титаник». Статья начинает так.

«…В результате очередной трепанации черепа России в нем опять обнаружена вата. Данный факт отраден и сам по себе. Но еще приятнее, что полное замещение мозга хлопковым субстратом никак не мешает всем функциям народного организма. Напротив! Он бодр, продуктивен и задирист. Есть все основания предполагать, что задуманное им свершится. Как мы помним, вата способна на многое.

Конечно, не все так просто. Разжигание третьей мировой — тяжелый труд. Дело в том, что мир несколько отсырел и никак не разгорается. Вот раньше русские дразнилки работали безотказно без всяких «Буков». Не нужен был ни чуркинский  тверк в Совбезе ООН, ни братания с тасманийскими или сирийскими людоедами.

Все было проще. Мы помним, что Генштаб Российской империи раскочегарил Первую мировую, потратившись всего лишь на тортик для Гаврило Принципа. Романтичный Гаврило отработал тортик по Фердинанду — и тут же все засверкало.

Народ-богоносец встал с колен, направился куда велено и послушно украсил театр боевых действий тремя миллионами своих трупов. Германская вата тоже не подкачала. Война получилась очень эффектная, но загадочная, так как в суматохе забыли придумать ее смысл и какую-нибудь реальную причину.

Впрочем, под наркозом патриотизма беспричинность войны осталась никем не замеченной. Надышавшись ипритом и могильниками, радостно расклекотался двуглавый…»

Сколько мерзостного настроения, однако, в этом взгляде, в его нелепом пафосе…

Сколько недоброй экспрессии, злой стилистики, лексики с ироничным смыслом!

 Но есть Бог!

Он не для атеистов-материалистов и новых моралистов-прагматиков!

Он – для Кротких! Они наследуют землю!

Это у них есть Надежда на Праздник жизни, Вера в Царство Небесное, есть Желания Света душ, Стремления к миру, Потребность любить и быть любимым; есть Силы и Великий шанс понять, что Человек сотворён для Счастья и есть у Цивилизации никем не превзойдённый Учитель и Его учение о другой жизни, есть Те, Ясноликие, кто уже шёл и прошёл этот Путь, кто встал на него, кто идёт им сегодня …

И это тоже вмененное обстоятельство, отрицать или игнорировать которое бессмысленно, нелепо и ни к чему! Как и значение системы Станиславского К.С. для обывателя ищущего, обывателя продвинутого…

«Если бы» человек задумался об этом, то…

Собственно, факт того, что, например, я уже думаю об этом, является для читающего эти строки фактом очевидным. С этой точки зрения, данный факт  - обстоятельство не предполагаемое, а вменённое! Можно пытаться его игнорировать, а можно понять, что есть выбор между тем, что вменяет нам мир и что вменено Святым духом…

Если сейчас провести аналогию между обстоятельствами предполагаемыми и жизнью, если взять за основу то, что человек рождается для счастья, а мироздание – это Тайна и вызов для цивилизации, то однажды для кого-то, сделавшего свой самый первый вдох, издавшего свой самый первый крик распустившимися лёгкими, вменённые ему обстоятельства будут другими – влекущими, завораживающими, вдохновляющими…

Важно лишь подумать о своей роли и своей Сверхзадаче на сцене Великой  Жизни!


Рецензии