Сердце моё в горах, но где разум?

Предварительный психологический комментарий к пьесе Уильяма Сарояна "В горах моё сердце".
Роговой Будимир Самуилович, канд.филол.наук (Орел, Россия)
(Перевод с английского и подготовка к печати Соковой Ольги)

Пьеса "В горах моё сердце" Уильям Сароян была опубликована в 1939 году и является одной из первых, если не первой его пьесой.
Другая  его пьеса "Время твоей жизни», была опубликована в том же году и получила Пулитцеровскую премию, оставив в тени "В горах моё сердце", которая, по нашему мнению, не получила достаточного внимания критики.
Наш комментарий был написан на основе русского перевода пьесы, текст оригинала является недоступным для нас. Поэтому все ссылки на английском языке сделаны в нашем повторном переводе с русского языка.
Эпиграфом к пьесе является стихотворение Роберта Бернса, который писал:
"В горах моё сердце, а сам я внизу".
Действие пьесы происходит в маленьком калифорнийском городке в августе - ноябре 1914.
Мальчик Джонни, девяти лет,  живет в старом уединенном доме с отцом и бабушкой.
Отец  — неудачливый поэт, который считает себя одним из величайших поэтов своего времени, но ни один журнал не принимает его произведения. Он не имеет денег, чтобы заплатить за скудную пищу, необходимую ему и его семье, не говоря уж об оплате аренды  за дом.
Отец посылает Джонни  пойти  к лавочнику,  попросить  еду в кредит. Но владелец магазина также очень беден и не решается дать пищу без наличных.
Голод семьи временно облегчается, когда старый актер Мак- Грегор, который сбежал из дома престарелых, выходит на сцену.
Мак-Грегор играет мелодию песни "В горах моё сердце"  группе соседей, которые восторгаются  и приносят в благодарность еду.
Но другая беда не за горами.
Хозяин дома, где живет семья, не заплатившая за наём в течение трех месяцев, сдаёт дом  другому арендатору.
Отец и его семья уходят, не зная, куда направиться.
Пьеса заканчивается словами Джонни:
"Папа, я никого не виню, но что-то где-то неладно."
Несмотря на обилие реалистических деталей, не следует смотреть на  эту пьесу, как на реалистичное изображение американской жизни в каком-то определенном месте и времени. Это скорее притча, хотя притча с большой реалистической глубиной (как, например, произведения Достоевского).
Притчи такого рода требуют много комментариев. (Помните, как много критики было написано о Достоевском?)
Но что, по существу, нуждается в комментариях в пьесе "В горах  моё  сердце"?
Пьесы У. Сарояна часто сравнивают с музыкой.
Основной аккорд в этой пьесе объединяет в первую очередь отца, Джонни и Мак- Грегора.
Мы не знаем, действительно ли отец талантливый поэт, хотя небольшое количество цитат из  его стихов в пьесе подвергает  это  сомнению.
Но, конечно, его образ действия для того, чтобы опубликовать свои стихи, не является рациональным: он упорно отправляет их в журналы, неизменно получает отказы и не пытается выяснить настоящие причины этих отказов.
"Презренные  и гнусные людишки", — говорит отец о тех лицах, которые отказываются публиковать его стихи.
Но стоит отметить, что он говорит это в том же высказывании, в котором он справедливо осуждает начало войны в Европе. (Это было начало Первой мировой войны, и не случайно, что действие пьесы происходит как раз в это время.)
"Палите  из  ваших ничтожных пушек, — говорит отец, — вы ничего не убьёте. Поэты всегда будут в этом мире ".
И в другом своём высказывании о войне:
«Они опять сошли с ума»
Владелец  магазина, который, наконец, дает семье немного еды в кредит, просит Джонни:
"Почему твой отец не работает, как другие люди?" "В Америке все должны работать".
Джонни отвечает:
"Папа работает в два раза больше по сравнению с обычными людьми".
Но тогда почему он не может получить какое-либо вознаграждение за свою работу?
Другой  человек искусства,  недостаточно адаптированный к обстоятельствам в пьесе – это Мак-Грегор.
Но в отличие от отца, ему удаётся получить пищу в качестве вознаграждения за  его искусство: он играет мелодию песни "В горах моё сердце" и благодарные слушатели приносят  еду ему и семье Джонни, с которыми он временно живет.
Мак-Грегор выходит на сцену, играя на своей трубе и говорит, что его сердце в горах.
Горы в пьесе, безусловно, символ хорошей, идеальной,  свободной от противоречий жизни, символ настоящего дома человека. Далее оказывается, что Мак-Грегор, а позже отец, воспринимают горы, как трансцендентный мир, который может быть достигнут только через смерть.
Джонни: "Неужто  человек  только этим путём может придти домой "?
Отец: "Только так".
Но, с другой стороны, Мак-Грегор хочет стать одним из тех, кто будет жить после смерти, и после его реальной  смерти можно услышать слабый и удаленный звук его трубы.
Умы персонажей пьесы полны противоречий: они страдают и не знают, как примирить стремление к идеалам (горы) и их реальную жизнь (мир ниже).
И Уильям Сароян, похоже, не знает это также.
Причём, У. Сароян даже не предлагает какой-либо определенной концепции и термина, включающего все противоречия своих героев и общества. В то время, когда пьеса была написана, такая концепция и термин не существовали.
Но теперь они, похоже, существуют: это всеобщий  мазохизм в широком смысле этого слова, вне эротики.
Эта новая концепция включает в себя энергетику и поведение, вредные для их носителя.
Мы не будем в этой статье сильно заострять внимание на теме мазохизма в широком смысле слова. Эта тема  была рассмотрена более подробно в нашей статье «Самосаботаж, мазохизм и судьба человечества".
Но мы хотели бы подчеркнуть, как мазохизм в широком смысле понимается в этом случае.
В пьесе нет "плохих" и "хороших" персонажей в обычном смысле. У антагонистов положительных персонажей появляются также   положительные черты, а их «плохое» поведение часто объясняется неблагоприятными обстоятельствами.
Все "позитивные", а также "негативные" персонажи  находятся в постоянной и, в общем, неудачной борьбе за улучшение адаптации и самореализации.
Действительно ли эта борьба безнадежна? Не всегда и не исключительно так.
Джонни удается, наконец, получить пищу у владельца магазина. От музыки Мак Грегора  его слушатели плачут и становятся на колени. И даже стихи Отца иногда имеют хорошее влияние на своих читателей и слушателей.
Но как могли бы эти преходящие успехи быть усилены и объединены,  чтобы полностью изменить общую ситуацию в пьесе и, шире, в нашей цивилизации вообще? (Мы считаем, что нынешний кризис нашей цивилизации был предсказан в пьесе.)
Всеобъемлющий характер мазохизма требует всеобщих усилий против него.
Увеличивается количество фактов, показывающих, что каждый человек имеет некоторые, возможно, голографические связи со всей вселенной и, особенно, с другими людьми. См, например, (Гартман Т., 1997).

Поэтому « Вам не нужно совершать великие поступки для того, чтобы изменить мир — вам нужно лишь изменить себя.» (Гамильтон Д.Р. 2011, p.110).
Возможные средства  борьбы с мазохизмом показаны в пьесе "В горах моё сердце" в изобилии. Особенно хорошо изображены  заметная часть нарциссизма, воображения и искусства.
Нарциссизм (избыток любви к себе), может привести к потере рациональности, как ярко показано в пьесе на примере персонажа Отца.
Но не позволим читателю удивиться, что нарциссизм упомянут нами, как положительный фактор. Это действительно так в определенных пределах и ситуациях, как уже было показано современной психологией и как это ранее предполагалось в блестящей пьесе "Королевы Франции" другого великолепного американского писателя Торнтона Уайлдера.
Положительная роль нарциссизма, воображения и искусства была подчеркнута ранее Г.Маркузе, который также ошибочно рассматривал политические потрясения, как рычаги для создания новой, не репрессивной цивилизации.
Мы надеемся, что в качестве альтернативы основные недостающие важные факторы могут быть найдены научными исследованиями агрессии и любви как антагонистической силы агрессии ("Уровень деструкции, энергии разрушения импульса, зависит от уровня либидо"), причем, последнее понимается  в широком смысле, как энергия жизненного импульса.
Персонажи пьесы "Сердце моё в горах" очень агрессивны с различными, в основном,  хорошими мотивами (и, следовательно, с изменением  целей) или без каких-либо видимых мотивов вообще ( см.  сцену, где  лавочник пытается поймать муху).
Это было показано особенно в некоторых современных психотерапиях: агрессия, полезная при проявлении в данный момент, может также, если она неограниченна, иметь мощные, долговременные  пагубные последствия, в том числе на самого  человека, проявляющего агрессию. Ср. (Балинт, M.,1965, p.125)
Новые способы противодействия вредной агрессии должны и могут быть найдены.
Преодоление развивающегося кризиса человечества требует не только психологических, но и многих экономических, политических, экологических, социальных и культурных мер. Мы говорим в этой статье только о психологических перспективах, и то лишь постольку, поскольку они, прямо или косвенно, связанны с обсуждаемой  пьесой У.Сарояна.
 Конечно, У.Сароян  не рассматривал наши психологические соображения в этом комментарии. Но настоящее искусство часто превосходит намерения и взгляды самого автора.
Завершая краткий комментарий, мы хотели бы признать, что не затронули вопрос о больших эстетических ценностях пьесы.
Персонаж другой пьесы У. Сарояна говорит:
"... Назначение искусства в том, чтобы увидеть вещи в более жизнерадостном свете, чем они представлялись вначале"
Пьеса "Моё сердце в горах» — великолепное достижение такого рода.
В наше время искусство используется, как квазирелигиозное средство, чтобы передать главный смысл истинного, который выше слов и объяснений. Это многозначительно высказал У.Сароян в предисловии к пьесе "В горах моё сердце".
Но, на наш взгляд, признание  этого главного ощущения истинного в действительности не исключает поиск причинно-следственных связей, как мы предприняли попытку в нашем комментарии. Возможно, эти различные подходы могут стать взаимодополняющими.

                Литература
Balint, M. The Benign and the Malignant Forms of Regression. In New Perspectives in Psychoanalysis (Ed. by G.E.Danials) N.Y.- L.: Grune&Stratton.—1965
Гамильтон Д.Р. Мысль имеет значение. Поразитенльное доказательство власти разума над телом. — СПб.: ИГ «Весь», 2011.— 160с.

Hartmann, T. The Prophet`s Way. —1997

Роговой,Б.С. Самосаботаж, мазохизм и судьба человечества. (Рукопись)
 


Рецензии