Сделал сам

  “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...”, ;; ( из популярной советской песни). С детства я и мои сверстники, рожденные в СССР, все время что-то мастерили, учились работать с инструментом, сообразно со своими наклонностями. И этот творческий процесс помогал…, впрочем обо всем по порядку.

  В году 1983 или 1984, сейчас уже не помню,принесла мне бабушка в подарок бумажную модель крейсера”Память Азова”,вернее ее надо было сделать, склеить, предварительно вырезав, из имеющихся в комплекте конструктивных деталей корабля, напечатанных на цветной бумаге. Единственное, что необходимо было добавить к имеющимся заготовкам, так это тонкие палочки для мачт, нитки для оснастки парусов и картон, для придания жесткости шпангоутам, то есть своеобразным ребрам корабля, поддерживающим его каркас.

  Краткая историческая справка. Крейсер “Память Азова” был заложен в 1886 году в Санкт-Петербурге в присутствии Александра lll и спущен на воду в 1888 году. В 1890 году крейсер был избран для совершения образовательной поездки цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая ll. Вплоть до 1900 года корабль нес службу на Дальнем Востоке, а в 1904 году прошел капитальный ремонт на балтийских заводах. Из-за своего технического состояния он не участвовал в войне с Японией. В 1906 году на корабле вспыхнул мятеж, который удалось подавить силами лояльной части команды. В 1909 году крейсер, названный в честь линейного корабля “Азов”( флагман русского флота, герой Наваринского сражения), вследствие прошедшего мятежа 1906 года, был переименован в учебное судно “Двина”. С 1915 года корабль служил в качестве базы для английских подводных лодок. После Февральской революции судну вернули прежнее название, а в 1919 году вследствие диверсии англичан оно было полузатоплено в Кронштадтской гавани. В 1925 году “Память Азова” исключают из состава флота и в 1927-1929 году, разбирают.

  Итак у меня появилась вещица, которая при определенных условиях могла преобразиться в шикарный корабль длиной около 60 см. и высотой около 35 см. -  глаза загорелись, школьник окунулся в творческий энтузиазм. Учился я тогда в классе 3 или 4, и любил, придя из школы, быстренько за час-два, сделать уроки, поесть и заняться приятными вещами. На довольно большой период времени, обычные гуляния и чтение книг, заменились судомоделированием. Я вырезал, клеил(клей был силикатный),строил своё судно. До этого я делал только лодки и пароходы из бумажного листа, а также ладьи из половинки скорлупы грецкого ореха, ну и еще вырезали кораблики из кусков сосновой коры, а тут...целый крейсер с кучей деталей (это в детстве мне казалось, что их очень много)- первый серьезный опыт. Работа шла с переменным успехом, радость сделанного сменялась раздражением от неудач, от чего-то не получающегося, в такие минуты очень хотелось взять эту “заразу” и разломить об коленку - желание довести дело до конца, причем победного,брало своё. Я смастерил корпус, из выструганных ножиком тонких палочек сделал мачты, швейные нитки пошли на установку бумажных парусов, на палубе были размещены надстройки, орудия, паровые трубы, вдоль корпуса развешаны спасательные катера и шлюпки. Медленно, но верно, через череду довольствия и ярости своего строителя, корабль пришел к своему рождению. С тех пор он уже более 30 лет, покрытый пылью (убрать её, из-за хрупкости модели, проблематично), с кое- где отвалившимися и лежащими тут же деталями, стоит в моей комнате. Когда делал ремонт хотел выкинуть, но рука не поднялась -сознание того, что какой-то ребенок будет безразлично доламывать частичку моего жизненного опыта, выброшенную во двор, обжигало душу. И пусть он сделан не совсем аккуратно (проглядывают пятна клея), но это мой первый серьезный опыт творения своими руками, которым я дорожу.

  После этого я склеивал из бумаги рыцарские замки с рыцарями, скотные дворы со всякой живностью - были такие модели-игрушки; клеил пластмассовые модели самолетов, один жив и сейчас. Были и не доведенные до конца проэкты: недостроил деревянный катер на “резиномоторе” и не сделал кордовую модель самолета, которая при наличии двигателя могла бы летать, но только по кругу, описывая окружность вокруг владельца (потому и кордовая модель), но моторы были дефицит, да и запускать модель вокруг себя, мне было неинтересно. А еще приходилось выпиливать лобзиком, заниматься лепкой из пластилина( сделанную из него в пионерском лагере поделку, вылепленную крепость, я на протяжении нескольких лагерных смен, не без чувства гордости, мог наблюдать на выставочном стенде), паять(собственноручно изготовил несколько елочных гирлянд) и выжигать по дереву (выжигал не только в детстве, но и в зрелом возрасте). Кроме этих, затронувших меня непосредственно увлечений, были и другие, прошедшие мимо, но увлекшие собой моих сверстников. Резьбе по дереву, чеканке по металлу, радиомоделированию, лепке из глины и множеству других интересных занятий - посвящали своё свободное время миллионы советских детей.

  Все это многообразие детского творчества, помимо собственного дома, развивалось посредством огромного числа всевозможных кружков, студий и других объединений, при школах, домах пионеров и в пионерских же лагерях. Занятия в подобных кружках были абсолютно бесплатны и общедоступны или , в крайнем случае, за символическую плату. В Советском Союзе, на уровне государственной политики, было понимание того, что без повсеместного обеспечения свободного развития детского творчества у страны не будет устойчивого развития. Новые Кулибины, Королёвы, Поповы, да и просто профессионалы своего дела, не появятся, если не создать соответствующие возможности с самого детства.

  Кроме развития творческих способностей, приобретения навыков работы с инструментами, у детей вырабатывались такие качества характера, как усидчивость, целеустремленность, аккуратность, настойчивость и т.д. Мой рукодельный дебют, бумажный крейсер, помог мне в будущем научится не сдаваться (припомните как я хотел всё бросить), доводить начатое дело до конца, делать работу, как для себя, максимально качественно. Впоследствии, работая по строительству, все эти развитые качества я применял на практике, что несомненно могут подтвердить те мои читатели, которые видели меня в работе лично.

  А где сейчас все эти возможности для детского творчества?! Наши дети погрязли в сотовых телефонах, планшетах, ноутбуках, где общаются со сверстниками и играют в компьютерные игры. В лучшем случае они еще уделяют время для своего физического развития, а как же творчество? Я не против современных гаджетов, если они являются инструментами и играют второстепенную роль в жизни, а не владычествуют над ней. А может дети здесь не причем, может они и рады заняться альтернативной деятельностью, да только каким образом, если по сравнению с советскими временами такой возможности почти нет? Пока наши государственные мужи, от которых зависит решение этого вопроса, не обеспечат возможность за счет бюджета, БЕСПЛАТНО, и это ключевое слово, всем детям, всех социальных слоев общества,  свободное развитие своих творческих способностей, будущее развитие страны под угрозой. Хватит уже набивать себе карманы и мыслить категориями: “А что я с этого буду иметь?!”,- дайте “зеленый свет” будущему России.

©                                          (А.В.Чурсин)


P.S. Спасибо за Ваше внимание, каталог всех произведений, опубликованных ВКонтакте, со ссылками, здесь https://vk.com/wall389303649_505.


Рецензии