Все Фиры Веры... версия для печати

«Все Фиры и Веры…»  (версия для публикации)
С одной стороны, все кому не лень твердят – «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». С другой, ну, прямо, противоположное – «Что в имени тебе моём?». Раньше на Руси было принято называть детей в соответствии со Святцами, т. к. это от рождения давало ребёнку (на всю жизнь) Божественную защиту. И всё. И никаких других дополнений не требовалось. Т. е. имя, данное человеку в соответствии со Святцами (или при Крещении) было мощным оберегом. Сейчас же появилось много оригинальных теорий (или оригинальничание за гонорар) по поводу имён. Тут, конечно, то, что буквально означает имя в переводе с греческого, еврейского, арамейского и др. – морская, родная, победитель, устроитель и пр. Далее более наукообразное –звуковые вибрации имени и соответствующие цветовые вибрации (волны), как звуковые (акустические - см. школьный курс физики), мягкое или твёрдое имя (для девочки/для мальчика) и сочетание по этому принципу с отчеством, соответствие имени времени года и (или) знакам зодиака и ещё много всего, что нужно учитывать при наречении ребёнка, чтобы как следствие облегчить ему судьбу (карму) на много процентов (как это измерили в процентах? – ну, наверное, также как, к примеру, I.Q. в единицах). Дальше больше – сочетание имён у тех, кто свои судьбы соединяет (тут уж процент на процент идёт), т.е. появились гороскопы имён, брачные гороскопы имён и т.д. Или имя, данное в честь предка, даёт совпадение по судьбе с этим предком и если судьба у предка была неважная, то такая точно будет и у ребёнка, и наоборот. Такая вот адская смесь наукообразных предрассудков и суеверий, древнего невежества. Ещё такое эзотерическое откровение – Вселенная сигналит нам о том, верной ли дорогой идём, через имена. Встречаются тебе на пути люди с определёнными именами – это знаки Высшего разума, а если такие знаки навязчиво повторяются, то значит ты проигнорировал(ла) «перст» судьбы с первого раза и это, как говорится, предупреждение для особо бестолковых – поройся в фактах своей биографии, имеющих место в этот период, и проанализируй какие моменты преобладают – светлые или не очень. И в последнем случае избегай людей с «опасными» именами и буквально рвись к людям с «благонадёжными» именами, это в твоих интересах. Сразу же возникает вопрос, а как связано толкование имени (перевод на твой родной язык) с тем, что принесло тебе оно (имя и человек его носящий) на жизненном горизонте. И – о, эврика!, уже задним числом понимаешь, что, во-первых, людей с определённым именем (именами) встречается неестественно много, что трудно объяснить какими-то случайными совпадениями (теория вероятностей пробуксовывает), а, во-вторых, имена эти в переводе на русский прекрасные, а вот люди разные, по правде сказать, диаметрально противоположные и по судьбе твоей прокатились совершенно по-разному. Есть люди с очень светлыми (в переводе) именами (Ольга, Татьяна, Евгений(я)), а на поверку лучше бы тебе и во век с ними не встречаться (и причём же здесь совместимость имён?). Судьбоносные люди, судьбоносные имена! Я поняла, что моим скудным умишком тут особо не раскинешь. И решила обратиться к классику, да к какому!!! Не надо быть ясновидящим, чтобы догадаться – к Александру Сергеевичу Пушкину, к его гениальному произведению – роману «Евгений Онегин» (в детстве я первые две главы романа, безо всяких изъятий, знала наизусть и всегда выигрывала литературные состязания).  В романе главные герои названы, как известно, - Евгений, Татьяна и Ольга. Почему так, а не иначе? Сколько мы ещё об этом «из школы вынесли», когда ещё никакой эзотерикой вроде не пахло. В двух словах, просто для некоторой логичности рассуждений повторюсь. Татьяна – буквально устроительница, такое по тем временам простонародное имя дано главной героине (из знатной дворянской семьи), чтобы подчеркнуть её духовную связь с народом («русская душою»),что она впитала в себя со сказками няни богатство, естественную щедрость душевную народа во всех отношениях и это (и сама Татьяна) глубоко симпатично автору. А герой её романа – Евгений (знатный, хорошего рода – буквально)? В тот момент, как известно, это имя воспринималось с некоторым негативом, как сатирическое, тоже известно почему - «… обман неопытной души», неоднозначное имя, неоднозначные деяния, неоднозначное отношение, по всей видимости, автора да и читателя. А далее – какой-то провал, молчание. Почему третью главную героиню Пушкин назвал Ольгой (скандинавское Хельга – буквально святая)? Да в русской традиции со времён принятия Русью крещения (княгиня Ольга) этим именем было принято называть девочек знатного рода. И вот ещё одно толкование этого имени – роковая. А в европейской культуре  Хельгу сравнивали с чёртом, дьяволом, т.е. Ольга – дьявольская! Выходит Пушкин намеренно противопоставляет некую приземлённость (Татьяна) знатности (Евгений) и даже святости (Ольга). И в таком противопоставлении и в таком диаметрально противоположном толковании имён Ольга и Евгений (считается, что среди Евгениев редко встречаются высоконравственные люди, да к тому же такие парные мужские/женские имена влекут за собой некоторую женоподобность у мужчин и мужеподобность у женщин) заложено что-то явно не поверхностное, какой-то пророческий «знак». Известно, что предка А.С. Пушкина арапчонка из знатного эфиопского рода выкупил из рабства Пётр I, затем привлёк к себе за необыкновенную смышлёность, сделал своим крестником и хотел наречь Петровым Петром Петровичем при крещении, и мальчик попросил оставить ему имя Ибрагим (Абрам на русский манер), потому что не хотел терять связь со своим родом и император Пётр согласился, не усмотрев тут проявления неуважения к нему лично – Петру, фамилию же ему дал прославленную - Ганнибал, а отчество Петрович – Петров сын!
На имени Ольга хочу остановиться поподробнее. Повторюсь, что Ольга святая и роковая одновременно, в европейской культуре первоначально ассоциировалась с чёртом, дьяволом. Первоапостольная княгиня Ольга крестилась под именем Елена. Священники объясняют этот факт тем, что язычница Ольга и не могла быть окрещена под этим языческим именем (это уже после крещения Руси имя Ольга вошло в Святцы). А то, что «делала» (всем известно) с древлянами ячзычница Ольга и неоднократно, мстя за смерть  мужа Игоря – князя из рода Рюриковичей, так на тот момент она ещё была язычницей и заповеди Христовы ей были ещё чужды (и неведомы). И сейчас имя Ольга не трактуется однозначно как «святая», Ольга может, как говорится, и поступить не красиво, если ей это выгодно или просто из зависти (а это – большой грех).  Но, что я так взъелась на Ольг, ведь то, что может проделывать Ольга, в соответствии со своим наречением, проделывают и многие другие и с совершенно другими именами, ведь они же не «святые», в конце концов. Автор как правило в своём произведении выверяет каждое слово, букву, знак пунктуации. А тем более, когда речь идёт об именах персонажей, и тем более – главных (если это литературное произведение) по понятной причине – имена несут важную смысловую нагрузку, издревле определённую трактовку, а на момент написания произведения и прозрачную исторически сложившуюся социальную подоплёку и автор уже самим выбором имён наделяет своих героев (опосредовано) теми или иными качествами и показывает своё отношение к этим героям, закладывая тем самым «кирпичики» в фундамент своей идеи, основной мысли, ради которой прежде всего, он и пишет своё произведение. Тут немного собьюсь в ущерб логике изложения, но также хочется отметить, что имя Ольга-Олег – парное и, значит справедливо, что Ольги – мужеподобны, а Олеги – женоподобны. Я не занимаюсь сейчас Богоборчеством, я за то чтобы православные называли детей (или крестили) в соответствии со Святцами. И нет плохих или хороших имён, а есть плохие или хорошие люди. И никогда не соглашусь с тем, что если ребёнка назвать «святым» именем, то 30% «святости» ему гарантировано. И, как я уже говорила выше, есть много людей (с которыми сталкиваешься в своей жизни) с одинаковыми именами и такими разными не в нюансах, а в главном. Одни – образец непоколебимой порядочности в отношении тебя и других и если они уже ушли из жизни, то мы будем чтить их светлую память и словом и делом, а другие носители таких же точно имён – подлецы, пробы негде ставить, так что же «Предательство - это вопрос даты, вовремя предать, значит предвидеть» или это относится только к политике, а последняя - «грязное дело»?! Так что не «как вы лодку…», а «что в имени тебе моём»? Может я взялась не за своё дело, ведь известно, что «все Фиры и Веры глупы без меры». Так может быть найдётся кто-нибудь поумнее и расставит всё-таки все точки над «i» в этом вопросе или «умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт»! Если имя есть в Святцах, то оно уже свято, потому что это имя носил (носили) святые, которые всей своей жизнью (пусть и очень короткой) доказали всем, что они святы, никого не предали и более того пострадали за веру, жизнь отдали за веру. Татьяна, Вера. Алексей («Божий человек») и другие. Вера (Пистис по-гречески), согласно легенде(?) будучи маленькой 12-летней девочкой была убита (побита каменьями) вместе с сёстрами за отказ поклоняться идолам, т. е. отдала жизнь свою за веру, а я вот «все Фиры и Веры…» (обобщаю)  или просто срок не вышел в 12 лет (и в 70 тоже забивали каменьями). И не оправдываем ли мы тем самым свой «позор» обывателя, принижая подвиг того, кто совершил его. Конечно, нельзя требовать(!) героизма от людей, это аморально, но а принижать и поносить людей, совершивших подвиг одномоментно или всей своей жизнью – это даже не аморально, это хуже, также как и говорить, что все люди подлецы и предатели от рождения.


Рецензии