Рецензия на Черный квадрат как красная тряпка
Ох,Михаил, раскипятились! Алгеброй гармонию не измерить, сказали же.
Вот когда я смотрю на картины Дали или собор Гауди-то ощущаю, как говорил Леонид Ильич-"чувство глубокого удовлетворения", возникающее совершенно независимо от моего желания.
Может-я потом его даже проанализирую, "разумом". Ну, как у меня получилось с "Искушением святого Антония": я внезапно понял, что меня там неосознанно смущало.
Святой Антоний-не "качок", он-пустынник,отшельник, доходяга-кожа, да кости.
То есть, чтобы у него вздулись все мышцы до невероятности-нужно было чудовищное напряжение воли! И Дали сумел это изобразить-напряжение духа посредством напряжения материи. Мастер, что сказать.
А "Квадрат"-никаких чувств не вызывает... Ну квадрат и квадрат. А кто-то хочет-"чтобы вызывал".
Вполне верю, что он вам-действительно нравится.
Но и вы мне поверьте, что есть люди, которым нравится всё, что "должно нравится"
согласно принятому в "некоторых кругах мнению", а есть некие нраждане, которые проталкивают что-то только потому, что это сделал "свой"(мы же с вами взрослые люди, не первый день живём).
Прямо скажу: Елда Нуреева, пусть и в режиссуре Серебренникова мне совершенно чужда...
Алекс.
Автор, убоявшись крамолы, не иначе-рецензию удалил. Ссылка на произведение:http://www.proza.ru/2018/01/22/180
Свидетельство о публикации №218012201810
Автор данного замечания тоже бы эту картину дома не повесил - слишком дорого стоит, а любая копия не стоит и ломаного гроша. Почему? Тут есть нюанс.
Тема создания Казимиром Малевичем «Чёрного квадрата» как большого квадрата, со стороной из 108 маленьких квадратиков, которые он якобы рисовал постепенно — по одному в день, от центра к краю, — относится к малоизвестной и нетрадиционной интерпретации знаменитого произведения. В академической истории искусства и биографиях Малевича таких сведений нет.
Однако известно, что Малевич в Витебске интересовался философией, в том числе изучал работы Бердяева, Успенского, Гершензона и даже труды по Каббале наряду с Ницше и Шопенгауэром. Это говорит о его общем интеллектуальном интересе к мистике, философии и религии.
И если рассматривать этот предположительный способ создания «Чёрного квадрата» сквозь призму символики чисел 9, 18, 36 и 108, важнейших в буддизме и Каббале, можно предложить глубокий культурно-философский анализ.
Если Малевич планировал или воспринимал «Чёрный квадрат» как квадратную сетку из маленьких квадратиков, рисуемых постепенно и осознанно, то этот процесс сам по себе становится медитативным, сакральным актом. Каждый отдельный квадрат — как бусина четок или капля света — начинается от центра (истока, исходной точки сознания) и расширяется к периферии — символ пути к просветлению или к полноте знаний.
Рисование по одному квадратику в день — созерцательная практика, превращающая процесс создания в ритуал, объединяющий эстетическое и духовное. Это позволяет погружаться в момент, в молчаливом повторении, что гармонирует с идеями глубокого созерцания буддизма и каббалы.
Объём работы, разбитый на 108 элементов — это путешествие через этапы понимания себя и мира, отражающее традицию поиска истины через постепенное накопление опыта и знаний.
Простая форма превращается в сакральный символ: «Чёрный квадрат» перестаёт быть просто геометрической формой и становится пространством для внутреннего самопознания и трансцендентного раскрытия. В этом свете пустота квадрата — подобна безмолвию, в котором рождается подлинное слово.
Слияние Востока и Запада, использование нумерологии и символики из буддизма и каббалы — как культурных пластов человеческой духовной мудрости — вплетает творчество Малевича в межкультурный диалог, где искусство становится языком универсальных архетипов.
Как говорится - "каждый видит то что хочет видеть", красота - в глазах смотрящего. Такая интерпретация придаёт новой жизни знаменитому полотну, раскрывая в нём глубину и тайны, которые выходят за пределы видимого — аналогично тому, как молчание рождает слово, а слово — смысл.
Зачастую творец ( художник, писатель, поэт, музыкант) сам не осознаёт, ЧТО он создаёт, являясь всего лишь "рукой Высшего". А "зрящий" - "зрец" - зачастую способен видеть то, что недоступно смотрящим.
9 — число завершенности, отображающее девять уровней бытия, соответствующее в буддийской практике девяти сферам сознания. В Каббале это соответствует девяти сферам Древа Жизни(десятая - Кетер, Корона, Ноль), а учитывая его "обратную сторону" - Древо Клипот - выходит всего 18. Если редуцировать цифры числа 108 останется 18 и в итоге опять 9.
Число 108 в буддизме считается священным и имеет глубокое символическое значение. Оно связано с преодолением 108 страстей и раздражений, мешающих достичь просветления и состояния нирваны. Буддийские чётки обычно содержат 108 бусин, которые помогают сосредоточиться на духовной практике и прорабатывании этих негативных состояний ума. Согласно учению, у человека есть шесть органов чувств (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус и сознание), каждое из которых может испытывать три вида ощущений — приятное, неприятное и нейтральное, что дает 18. Удвоение этого числа с учетом происхождения ощущений изнутри и извне дает 36, а умножение на три временных состояния — прошлое, настоящее и будущее — приводит к сумме 108 страстей.
36 — в каббале число «ламедвовник» (36 скрытых праведников) — духовных стражей мира, которые сохраняют мир своей добротой; число мистическое, связанное с Б-жественным присутствием (Шхиной).
Также число 108 связано с количеством томов буддийских канонов Трипитака и Кангьюр, различными духовными ступенями и символизирует полноту и совершенство практики. 108 шагов ведут к просветлению и очищению, а последняя — 108-я бусина — символизирует достижение высшего знания и пустоты — состояния просветления.
Число 108 имеет важное значение и в йоге, индуизме, астрономии и нумерологии, где оно символизирует гармонию мироздания и циклы времени: например, в астрономии расстояние и соотношения между Землей и Солнцем также связаны с числом 108.
Таким образом, в буддизме число 108 — это сакральное число, символизирующее путь к освобождению от всех страстей, духовное совершенство и целостность практики.
Впрочем, академическая история утверждает, что «Чёрный квадрат» изначально был создан как монохромное чёрное полотно — символ новой художественной эпохи, радикального отказа от изобразительного искусства в пользу чистой абстракции. Идея "108 квадратов" - возможная философская интерпретация. Исторические источники и биографии Малевича не подтверждают практику постепенного рисования из 108 квадратиков.
Хотя - в условиях отсутствия вообще какой-либо реальной "истории" (см. "Гесиод? Гомер? История?.. Я Вас умоляю!" http://proza.ru/2020/02/08/160 ) всё это вызывает лишь снисходительную улыбку.
Почему буддист видит во всём мандалу?
Потому что мандала отражает целостный, упорядоченный и взаимосвязанный мир, в котором всё — часть единой гармонии. С точки зрения буддизма, всё во Вселенной подчинено определённым закономерностям, и мандала — визуальный и ментальный символ этой вселенской целостности. Наблюдая или созерцая мандалу, практикующий видит отражение гармонии и смирения со всем сущим, что помогает развивать осознанность.
Ал Ор 05.08.2025 08:21 Заявить о нарушении
Вообще сайт стал частенько глючить: шаги Машиаха.
Ал Ор 05.08.2025 08:25 Заявить о нарушении