Любовь ничем не пахнет

       Вечер выдался безветренным и теплым. Я сидел на берегу и смотрел на медленно текущие воды реки. Домой идти не хотелось. Было хорошо вот так сидеть и дышать свежим и влажным речным воздухом. Я смотрел, как стоящие за мной деревья отбрасывали длинные тени на водную поверхность и покачивались на ней в такт движению воды. Это успокаивало. Где-то в листве чирикали и гонялись друг за другом  воробьи. Я откинулся на спинку скамейки и закрыл глаза. 
       Каждый день в течение года я проходил этой дорогой, идя из дома на работу и обратно, но вот остановился и решил посидеть здесь впервые. Почему, не знаю. Может, потому что я никуда сегодня не спешил, а может, потому, что сегодняшний вечер был каким-то особенным, в нем чувствовалась некая умиротворенность, смена ритма и возможность почувствовать себя немного другим, сбросив суету и нервозность уходящего дня.  И я сел на одиноко стоящую на берегу скамейку, долго смотрел на бегущую недалеко от моих ног воду, слушая крики птиц, а потом, видимо заснул и не увидел, как она подошла ко мне.
       Не увидел, но почувствовал, как что-то слегка ударило меня по ноге. Я вздрогнул и открыл глаза. С правой стороны от меня стояла женщина, небольшого роста, одетая в потрепанные синие джинсы и немного мешковатый темно-красный свитер. У нее были коротко стриженные русые волосы, круглое, немного детское, симпатичное лицо. Глаза закрывали темные очки, придававшие ее лицу слегка наивное и трогательное выражение. В правой руке она  держала белую трость, конец которой упирался мне в ботинок.  Женщина была слепа. И хотя ее голова была повернута в мою сторону и слегка наклонена вниз, казалось, что смотрит она куда-то сквозь меня.
       Я осторожно отодвинул ногу от ее трости.
       - Простите, - сказала она слегка встревоженным голосом, - я думала здесь сейчас никого нет.
       Мне стало неудобно. Я вдруг почувствовал себя виновным в том, что занял ее скамейку. Видимо, она приходит сюда в это время каждый день.
       - Ничего, - ответил я,  стараясь исправить ситуацию. - Я уже ухожу, присаживайтесь,   пожалуйста.
       Я начал вставать, но женщина жестом руки остановила меня.
       - Сидите, не стоит уходить. Я просто присяду рядом, если вы не возражаете.
       У нее был чуть низковатый приятный голос.
       - Не возражаю, - сказал я и подвинулся с центра скамейки на край. - Садитесь конечно.
       - Спасибо.
       Женщина пару раз стукнула своей тростью по скамейке, протянула руку, нащупала место и села, положив трость рядом с собой.
       Я молчал. Я чувствовал себя неловко. Это было то чувство, когда рядом со здоровым человеком появляется калека, и  ты не знаешь, как себя  вести в его присутствии так, чтобы не обидеть его своим от него отличием - отличием здорового человека от больного, своим физическим преимуществом перед ним.
       Слепая словно прочитала мои мысли.
       - Вы так напряжены, - сказала она, повернувшись в мою сторону. - Я вас смущаю?
       Я посмотрел на нее,  стараясь избегать взгляда ее очков.
       - Нет, совсем нет, - соврал я. - Почему я должен смущаться вас?
       - Потому, что я слепая, - просто сказала она.
       Я вздрогнул. Она говорила об этом так обыденно, как будто этот факт ничего для нее не значил.
       - Вот посмотрите на меня, - продолжила она и неожиданно быстрым движением сняла  с лица очки.
       Я посмотрел. Я ожидал  увидеть на ее лице уродство, белую густую пелену, покрывающую зрачки или что-нибудь еще подобное, но вместо этого увидел смотрящие прямо на меня совершенно ясные большие глаза, глубокие и зеленые. Они были столь естественны, что на мгновение меня пронзила мысль: «Она не слепа!».
       - Видите, ничего страшного! - сказала женщина  и таким же быстрым движением надела очки обратно.
       - И, тем не менее, я ничего не вижу, - добавила она через мгновение.
       - Вы красивая, - сказал я.
       И это было правдой.
       - Спасибо, - улыбнулась она. - Жаль, что  не могу это  увидеть сама.
       Я ничего не ответил, решив, что не буду развивать эту тему.
       - Будем знакомы, - продолжила она и протянула мне руку. - Меня зовут Людмила.
       Я пожал руку. Ее ладонь была горячая и мягкая.
       - Меня Вячеслав. Очень приятно.
       - Да, - сказала она, - будем знакомы.
       Я замолчал, думая о том, что надо бы из вежливости продолжить разговор, но  не зная, что сказать.
       Возникла пауза.
       - Вы часто сюда приходите? - спросила Людмила, нарушив неловкое молчанье.
       - Первый раз, - ответил я. - Обычно прохожу мимо. Я живу здесь недалеко, вон в тех домах.
       И я махнул рукой в сторону видневшегося вдалеке жилого микрорайона  и тут же пожалел об этом - ведь она не могла его видеть.
       - А я часто, - сказала Людмила. - Почти каждый день, когда дождя нет. Мне здесь нравиться. Можно дышать полной грудью и  слушать реку.
       - Слушать?
       Людмила улыбнулась.
       - Ну да, я же слепая. Вы, наверное, забыли.
       Я почувствовал, что краснею.
       - Я шучу! Извините. Конечно же, не забыли. Просто вы так смущаетесь рядом со мной, что это забавно.
       - С чего вы решили, что я смущаюсь?
       - Я слышу, как вы дышите.
       - И этого думаете достаточно, чтобы сделать такой вывод?
       - Конечно.
       - Вы ошибаетесь, - сказал я, не желая признавать ее правоту.
       - Нет, - возразила она, - не ошибаюсь.
       Я промолчал, решив не спорить.
       - Просто мы видим мир по-другому, не так как вы, зрячие, - продолжила Людмила после небольшого молчания, и в голосе ее послышалось легкое упрямство.
       - И как же?
       - Для меня мир это звуки, запахи, ощущения. Я не вижу его, но я его чувствую. Я не знаю, как выглядит река, у которой я сижу, или это место, где мы сейчас с вами находимся, или вы, но я могу все это почувствовать. Понимаете? Я слышу, как течет вода, как вы дышите, как бьется ваше сердце, и я чувствую запахи реки, травы на ее берегах. Это все мне о многом говорит, и я могу это представить.
       - Как можно представить то, что никогда не видел? - спросил я.
       Людмила слегка задумалась.
       -Конечно, возможно то, что я представляю, отличается от реальности, но может это и к лучшему. Может, меня окружает лучший мир, чем тот, который окружает вас. Может быть, я живу в идеальном мире, созданном в моей голове звуками, запахами, прикосновениями. Вы видите вокруг много плохого, гадкого, но для меня всего этого не существует. Для меня не существует иного, кроме того, что я могу почувствовать. Ощущения мгновенны, они приходят и уходят, они меняются каждый миг. Поэтому моя жизнь длится всего лишь секунду,  потом начинается вновь. И так снова и снова. Понимаете?
       - Кажется, да.
       Людмила улыбнулась.
       - Вот видите, как все просто.
       - Я никогда не думал об этом, - признался я.
       - Хотите попробовать?
       - Что?
       - Жить мгновением?
       Я засмеялся.
       - У меня не получится!
       - А вы попробуйте. Дайте мне руку и закройте глаза.
       Секунду я сомневался, стоит ли участвовать в этом эксперименте, но потом я послушно взял Людмилу за руку и закрыл глаза. Ее пальцы быстро ощупали мою руку и замерли. Так мы сидели некоторое время, молча. Мне казалось, я участвую в какой-то игре, суть которой не до конца понимаю. Но в то же время мне было приятно держать ее за руку.
       - Как странно, - наконец произнесла Людмила. - Я чувствую, как дрожат ваши пальцы, как стучит ваше сердце, но я не ощущаю вашего запаха.
Я снова рассмеялся и открыл глаза.
       - Это плохо?
       - Все на свете имеет свой запах, - серьезно сказала Людмила. - Каждая вещь пахнет по-своему. Это касается и человека тоже. Радость, печаль, страх - все эмоции, которые испытывает человек пахнут по разному, все кроме одного чувства.
       Она сжала мою руку.
       - Любовь ничем не пахнет.
       Хотя в запахах я не понимал ничего,  ее слова несколько задели меня.
       -  По вашей логике, если вы не чувствуете моего запаха, то я люблю Вас?   
       Людмила улыбнулась.
       - Но ведь ваша рука все еще у меня.
       Я выдернул руку из ее пальцев.
       - Чушь! -  сказал я. - Я вас первый раз вижу и не могу вас любить, даже, несмотря на то, что ничем не пахну.
       - Нет, нет, конечно же нет, - сказала Людмила и слегка склонила голову набок.
       - Не можете. Но что если это только начало?
       - Начало чего?
       - Прикосновений. Любовь - это не запах и не слова, это прикосновения и то счастья, которое они дарят.  Жить, чтобы касаться.
       Я промолчал. Ее слова показались мне странными и не имеющими ко мне никакого отношения. «Она просто живет в своем странном темном мире.» - подумал я.
Людмила рассмеялась, вероятно, каким-то своим мыслям, нащупала лежащую рядом трость и встала.
       - Что ж,- сказала она, - мне пора.
       И она  не спеша пошла прочь, выставив трость впереди себя и  постукивая ею о землю. 
       Я смотрел, как она уходит, и мне почему-то было грустно. Наверное, не стоило вести себя с ней так черство. Может быть, я обидел ее, раз она так быстро ушла? Сам не понимая, почему я это делаю, я встал со скамейки и крикнул.
       - Эй, Послушайте! Вы придете сюда завтра?
Людмила остановилась, повернулась ко мне и махнула  рукой.
       - В то же время! - прокричал я и сел обратно.
       «Прикосновения! - подумал я. - Какая ерунда!». Но чувство возникшей грусти также внезапно ушло, как и появилось, и я почувствовал, что мне хорошо.


Декабрь 2017 г. 


Рецензии