Заберите меня домой 22 Мария Ивановна

Мария Ивановна много лет работала в детском доме. В 1942 году, совсем молоденькой девушкой она приехала из Украины с эвакуированным детским домом и обслуживающим его персоналом, и осталась здесь навсегда.
По рассказам очевидцев, было ещё два состава с детьми из других детских домов. Они попали под бомбардировку немецких самолётов, и все погибли. Но поезд нашего детского дома остался невредимым и к месту назначения прибыл.
Нашей воспитательнице было пятьдесят лет. Ее взгляд был грустный и в тоже время он излучал доброту женщины - матери, выпустившей из детского дома не один десяток детей. Погрузневшая, она ходила медленно, несколько вразвалочку и быстро уставала. Ноги её, были опутаны синими венами, будто паутиной. Я заметила, что воспитатели, долго работавшие в детском доме, относились к детям много добрее, и воспитанники отвечали им взаимностью.
В углу нашей веранды стоял шкаф, в который мы складывали школьную одежду, а за ним было небольшое пространство. Там рядом с батареей стояла вешалка для одежды Марии Ивановны. Мы зимними вечерами грелись и прятались там. Каждое утро наставница одевала свой белый халат, оставляя на вешалке домашнюю одежду.
Мне нравилась Мария Ивановна. Помню мягкую улыбку на её лице. Когда речь заходила обо мне, она всегда улыбалась. Сколько она воспитала детей, а доброта ее с годами не убавилась. Только Мария Ивановна называла меня полным именем — Тамара. Это звучало для меня многозначительно и по-особенному, и я чувствовала себя совсем другой, более взрослой, и  хотелось соответствовать этому имени.
Марию Ивановну интересовало всё, что происходило с нами, и, конечно же, наша учёба. В знаниях видела она наше будущее.
Я тянулась с тройки на тройку, не напрягаясь, списывала домашние задания, и наставница, делая со мной уроки, неустанно повторяла:
— Ты разумная девочка, а не понимаешь, что те, у кого ты списываешь, достигнут многого в жизни, будут хорошо жить, хорошо зарабатывать, а тебе достанется самая неинтересная работа — мыть полы.
А чем ты хуже других? Пройдёт ещё немного времени, и в учёбе ты их уже не догонишь. Так и будешь катиться на троечках. А ведь ты можешь больше и лучше.
Легко сказать! Когда я старалась, все наоборот получалось. Из-за своего неуёмного характера я все время попадала в какие-то передряги.
Услышав свою фамилию на утренней линейке, сама удивлялась, что опять говорят обо мне. Я так и не научилась ходить вместе со всеми строем, даже в танцах дети поднимали левую ногу, а я правую.
Но что-то в словах Марии Ивановны зацепило моё самолюбие.
Она видела хорошее в моём «несносном» характере. Если бы раньше мне говорили об этом! Ребёнка нужно обязательно хвалить, а не твердить бесконечно, что он плохой и все у него плохо, и ребенок будет стараться. Он будет счастлив, что в него поверили.
Как-то я дежурила в столовой и красиво нарезала хлеб. Увидев это, Мария Ивановна воскликнула:
— Смотрите, как хорошо Тамара режет хлеб.
Наши девочки будто о чуде услышали. Тогда я впервые, без разговоров и спекуляций, перемыла посуду и чисто вымыла полы. Поглядеть на мою работу пришли воспитатели других групп, спрашивая у Марии Ивановны, точно ли это Тамара сделала.
В детский дом часто приходили бывшие воспитанники. Они передавали новости от выпускников, которые уже вели самостоятельную жизнь. Немногим из них удалось в жизни устроиться. На это уходили не месяцы, а годы. Нередко наши детдомовские просто выживали без еды, без крыши над головой. Не умея экономить, за одну неделю тратили заработанные деньги и жили впроголодь до следующей зарплаты. Порой, не находя выхода из житейского тупика, подсаживались на наркотики, воровали и попадали в тюрьму. Особенно тяжело было девочкам. Все ложилось на их хрупкие плечи. Рядом не было ни родителей, ни воспитателей, некому было протянуть руку помощи.
За неприспособленность, незащищённость их бросали мужья. Судьба будто мстила за то, что не смогла уничтожить детей в детстве. Некоторые шли по рукам, а были и такие, кто от безысходности снова отдавал своих детей в детские дома.
Перед глазами я вижу трёхмесячного, похожего на маленький скелетик, ребёнка моей подруги Розы. У неё не было денег, не было работы и жилья. От слабости кроха не плакал, а изредка пищал. Он умирал, но у матери не было никакой реакции на свое чадо, — что там ребёнок, самой бы выжить. В общежитиях, когда узнавали, что очередная детдомовская скоро родит, выселяли без всяких разговоров.
… В Марии Ивановне я видела женскую мудрость. Она обращалась с нами не так, как другие наставники, все под одну гребенку, наставница давала нам понять, что мы девочки и должны соответствовать своему статусу.
Переживая за меня, Мария Ивановна все время повторяла:
— Тамара, учись. Жизнь у девочек нелёгкая, надо готовиться ко всему. Когда выйдешь замуж, должна будешь уметь вести хозяйство, готовить еду и блюсти порядок в доме. Жизнь прожить — не поле перейти. Уметь сохранить семью это главное наше предназначение. Все беды начинаются отсюда.
Я чувствовала её тревогу и понимала, что говорит Мария Ивановна.
Как-то залетевший в форточку воробей сел на голову воспитательнице. Кто-то из детей крикнул, что это плохая примета. К сожалению, так и случилась. У Марии Ивановны было двое взрослых детей — Татьяна и Олег. С сыном произошло несчастье: в день собственной свадьбы его сбил насмерть пьяный водитель. Воспитательницы не было целую вечность, а когда она вернулась, в поседевшей и постаревшей женщине трудно было узнать нашу наставницу. Мы понимали ее горе и старались слушать её во всем. Она не изменилась, также терпеливо делала с нами уроки, занималась рукоделием, прививала любовь к чтению. Чувствуя, как ей нелегко, мы не перечили. Горе сблизило нас. Хотелось получать хорошие отметки, чтобы только увидеть редкую улыбку Марии Ивановны.
— Я знаю, что у тебя все получится, — хвалила она, — молодец!
Однажды я случайно услышала разговор, скорее, последние долетевшие слова:
— Если бы отец был жив, разве Тамара была бы здесь?
Внутри защемило. Я вдруг вспомнила, что где-то есть моя семья, что когда-то приходила мама, и у меня была сестра Ася. Увы, я почти всё забыла. Весь день проплакав, я впервые стала спрашивать себя:
почему я здесь, почему никто ко мне не приходит? Будто очнувшись от тяжелого сна, я захотела найти своих родных, свою сестру. Вечером попросила Марию Ивановну помочь найти мою Асю, рассказала, что помнила. Дав обещание, что обязательно разыщет мою сестру, Мария Ивановна сдержала слово…


Рецензии