У порогов музыкальной культуры. Часть2
Так распорядилась судьба, давшая мне возможность это сделать. На это ушло не менее трёх лет. Изучение афиш на длительный срок, приобретение билетов заранее – это была напряжённая работа. Дело в том, что в те годы: с 2001 по 2004 была в театре касса, в которой продавали остатки билетов за час до начала спектакля, а по командировочным удостоверениям можно было приобрести билет буквально за двадцать рублей, конечно на последние ярусы. Но это же Большой! И сидеть в нём где угодно, было большим счастьем для любого человека. Как-то были гастроли Миланской оперы. То удалось тем же образом попасть и на неё. Главное – хотеть, считать это идеей! Я приезжал за два часа до открытия этой кассы и почти всегда был первым или одним из них, не взирая на погоду и время года. Сегодня этой кассы нет. Чашка кофе в буфете театра стоила пятьдесят рублей, а в руках у меня был билет за двадцать рублей. Таких цен больше не существует. Но попасть в Большой театр всё также не просто. С тех самых времён я больше не ездил в Большой театр, да и вскоре он закрылся на реконструкцию. Если вы послушаете монологи Николая Цискаридзе в четырёх частях (в компьютере, конечно) - ныне директора Академии балета имени Вагановой, что в С-Петербурге, то поймёте, что театр приобрёл с реконструкцией, а что потерял, и поймёте многое другое, неизвестное никому.
В ту пору существовал клан перекупщиков билетов. Они стояли плотным кольцом вокруг театра. Милиция их не трогала, понятно почему. У них были билеты на любые спектакли, на любые числа и любые места. Конечно, цены превышали в два раза номинал, а иногда и в три раза. Мне как-то удалось избежать этих людей, и воспользоваться ими за пять минут до начала спектакля несколько раз за все эти годы. Это было порождением системы, и сделать было ничего нельзя. Обращаясь за сорок пять положенных дней в обычную кассу, в ней уже не было ни одного билета. Куда они девались? Ну, конечно скупались перекупщиками. Начало двадцать первого века было продолжением девяностых, когда все пороки, таящиеся в тогдашнем обществе, вылезли наружу. И с этим, как и с многим другим ничего сделать было нельзя!
Но люди, простые любители оперы, классики были и в те времена, есть они и сейчас.
Итак, вы решили попасть в оперу. Что вызвало у вас это решение я не знаю: то ли рассказы сослуживцев или просто знакомых, или возник просто интерес – сходить хотя бы один раз и узнать, что это такое и стоит ли туда стремиться. Решение сегодня – не простое решение, я бы даже сказал сложное.
Начнём с билетов. И возьмём за основу Большой театр в Москве. Конечно, это будет самая высокая планка для нашей страны. Для населения, проживающего в самой Москве, это будет не очень обременительно для одного раза.
Дело в том, если вы не знаете какой спектакль выбрать, пока мы говорим об оперных спектаклях, то вилка цен зависит от многих причин: от популярности спектакля, от времени, то есть день или вечер, от дня недели: будний день, суббота, воскресенье, праздничный день. От участия артистов: если приглашаются солисты из других стран на заглавные роли, или играет обычный штатный состав артистов, зависит от дирижёра: также может быть приглашён дирижёр из другой страны.
Всё, что сказано мною выше, обычно отражается в афише. Но вы пока не разбираетесь: популярный это спектакль или нет. Посоветуйтесь с вашими знакомыми, кто уже бывал в опере, об их впечатлении. Чтение об опере в интернете людям, непосвящённым в оперное искусство ничего не даст. Нужно пробовать. Но желательно от доброго совета. Вам скажут: «Пойдите, не пожалеете!». Тогда задумайтесь о ценах, что вам по карману.
Сегодня цена билетов в Большом театре варьируется о 2- 2,5 тысяч рублей до 5,0 тысяч рублей в среднем. Это – штатные спектакли и достать эти билеты довольно трудно, в особенности, если вам действительно посоветовали пойти на хороший спектакль. Обычно и раньше в кассах предварительной продажи в театре продавали билеты за 45 суток согласно репертуара на год. Навели в этой области порядок или нет я сегодня не ручаюсь ответить вам правду. Переслушав все оперы, возможные и невозможные в самых лучших исполнениях в 2001 – 2004 годах, теперь я не езжу в Москву, чтобы попасть в оперный театр. Его я знаю наизусть, правда до реконструкции. Но дело не в этом, а дело в вашем желании. Есть ли такая опера, которую посоветовали вам ваши добрые знакомые, в годовой афише театра. и помните, что те цены, которые я назвал выше, это – самые средние цены, и билетов по таким ценам в большинстве случаев уже нет. А вот билеты по ценам 7,5 тысяч, 10,0 тысяч, 15,0 тысяч и даже более, не буду вас пугать, они могут быть в кассе. Но рисковать такими деньгами, не зная, что вас ждёт в театре-сегодняшнем Большом театре, я бы не стал. Если бы в 2002 году, скажем, мне хотелось попасть на оперу «Травиата», то за 5,0 тысяч я бы купил билет при моей пенсии, но не более. Сегодняшний Большой театр с его новейшим репертуаром для меня загадка, и пересмотреть лихо весь репертуар, как в те годы, уже не получится. Вот и думайте о стоимости, и взвешивайте художественную ценность спектакля, на который вы, как бы. собрались. Большой театр сегодня – это загадка для многих. И я хочу повториться в том, что вначале ещё раз советую послушать четыре монолога Николая Цискаридзе, бывшего солиста Большого театра (его балетной труппы). А ныне – директора Академии балета имени Вагановой в С-Петербурге. Он – предельно честен, и его мнение самое определяющее сегодня потому, что весь театр он знал изнутри в течение более десяти лет службы в нём. Кстати, о театрах говорят не работаю в театре, а служу в театре. Это я говорю для чистоты речи, если вы когда-либо заговорите с кем-то о театре.
Я в этой части рассказа решил остановиться на вопросе о ценах и выборе спектакля для вашего первого похода и не подмешивать сюда уже другие вопросы такие, как что такое оперный театр, труппа театра, голоса, поющие в театре, устройство самого театра, репертуар театра и многое другое, что связано с названием Оперный театр. Мы пока не касаемся его балетной труппы. Позже я подольше задержусь на Мариинском театре С-Петербурга, так как я родился в этом городе, учился в нём в институте, и был частым посетителем этого театра. Он мне роднее и ближе. Он как-то мягче воспринимается человеком и не отдаёт чопорностью Большого театра, которая всегда мне казалась присущей только ему. А сегодня я не восхищаюсь им и его репертуаром по моим собственным соображениям. У вас нет опыта и, думаю не будет у большинства, так как вы не сумеете там побывать хотя бы раз двадцать!
22 января 2018 год.
Свидетельство о публикации №218012202454