Генерал из Ольховца

     Армейская служба, конечно, накладывает свой, несравнимый ни с чем отпечаток на людей, связавших свою  жизнь с армией. Это дисциплинорованность, верность слову и делу, бескорыстие и патриотизм. А сколько трудностей и невзгод приходится преодолевать им самим и их близким. Недаром офицерские жёны говорят: " Мы служили там-то...".
     Вот и я, как многие посвятил свою жизнь, пусть кому-то и покажется это сейчас и высокопарно, но служению Родине. Отслужил более двадцати пяти лет, за которые было всё и плохое и хорошее, но так уж устроено в нашем мире, что помнится только хорошее, неприятности проходят и забываются. Только люди, с кем свела армейская стезя до сих пор перед глазами. Особенно запомнилась встреча с генерал-майором Ермаковым Василием Ивановичем, моим земляком, уроженцем деревни Ольховец, участником Великой отечественной войны, кавалером семи боевых орденов.
     Всё произошло неожиданно, в 1984 году, после службы в Венгрии, я был направлен в г.Каменец-Подольский Хмельницкой области в военное училище., что само по себе являлось большим благом, ведь это не войска, где специфика службы совсем иная. Отпуск перед явкой к новому месту службы проводил в г.Новомосковске и  в разговоре мать упоминула генерала Ермакова В.И., начальника училища, учившегося с ней в одном классе Малинковской средней школы и сидевшим с ней за одной партой. Я тогда этому особого внимания не придал.
     ...Как-то зашёл в кабинет начальника отдела кадров, а у того сидит посетитель, пожилой человек, среднего роста, седой, крепкого телосложения, во взгляде которого было что-то тяжёлое, говорившее о твёрдости его характера и об испытаниях, выпавших на его долю. Поздоровавщись, он спросил о службе, откуда прибыл. Меня сразу удивило, почему молчит кадровик. Я представился, а незнакомец, услышав мою фамилию, сразу как-то преобразившись, задал вопрос:"Вы, случайно, не из Рязанской области, эта фамилия из моих краёв?". Я сразу понял,что передо мной генерал-майор Ермаков В.И., к тому времени уже уволенный из рядов Вооружённых сил. Я подтвердил, что из деревни Иваньково и что знал от матери, рассказал ему. Он молча выслушал, встал и со слезами на глазах, обнял меня, дважды спросив:"Как там Зина?". После чего разговор наш затянулся надолго.
     Это он, когда возникла в Вооружённых силах острая нехватка после войны в офицерских кадрах, специалистах сапёрного дела, которым занимался в лихую годину войны, возглавил их подготовку, буквально с чистого листа. Необходимо было срочно создавать учебно-материальную базу, построить жильё, сформировать крепкий и грамотный командно-преподавательский коллектив, произвести качественный набор курсантов и всё это требовало неимоверных усилий. И как мне рассказывали офицеры-сторожилы, Василий Иванович, буквально ночевал в своём кабинете и всегда, ни свет ни заря, первым появлялся на строящихся объектах и последним уходил с них. Такого отношения к делу он требовал и с подчинённых. Конечно, возникали конфликты и неприятности, ведь для него, прошедшего горнило войны, отвечавшего за человеческие жизни, поставленная задача-ввода в строй военного училища, была на уровне боевого приказа. И он выполнил его и когда со временем стали приходить отзывы и указы на выпускников о награждении за героические действия в боевых операциях из Афганистана, очень гордился и при встречах с курсантами обязательно говорил об этом. Училище при нём сделало ни один десяток выпусков. Офицеры-выпускники с благодарностью и уважением вспоминают первого начальника Каменец-Подольского высшего военно-инженерного училища и очень сожалеют, что произошедшие политические события на Украине ликвидировали это учебное заведение, давшее им путёвку в жизнь.
     ... И когда моя дочь Наталья пошла в школу, то оказалась в одном классе с внуком Ермакова Василия Ивановича, Дмитрием. Так продолжилась неразрывная связь поколений.
     Вскоре мне предоставилась возможность побывать в родных краях и очень обрадовался неожиданной, приятной встрече с одноклассницей моей мамы и Василия Ивановича, Абрамовой Аксиньей Владимировной, поделившейся со мной своими теплыми воспоминаниями о тех далёких, предвоенных, школьных годах.
     ...Прошло время и не стало этих трёх одноклассников, с которыми свела меня жизнь.
    


Рецензии