Вот так и картошка растет
Чем только не занимают детей родители, в какие только не отдают кружки. Вот и Марьюшку отдали заниматься хореографией, художественной гимнастикой и фигурным катанием. Отдали просто для развития, да и для того, чтобы не болела. Бабушка Маруси считала, что такие занятия укрепляют здоровье. Сама же Маруся очень любила рисовать. Рисовала она на всех попадающих ей под руку бумажках и поверхностях, любила слушать музыку и очень хотела играть на фортепиано. Этот резной, черный огромный ларец, издававший чарующие звуки, казался ей просто сказочным и волшебным. Одна из ее подруг, даже в шутку говорила ей, что она приходит не к ней, а к своему «черному другу» Подруги Марьюшки ходили в музыкальную школу, и ей хотелось учиться музыке. Когда Марьюшка бывала в гостях, она непременно просила подругу поиграть для нее, а потом старалась хоть что-то повторить и чему-то научиться. Уже позже, когда она окончила школу, своей тете, которая много занималась ее воспитанием, Маруся посетовала на то, что хотела когда-то заниматься совсем другим. Тетка ее в изумлении ответила: « Вот уж не думала, у нас были на то все возможности. Я видела, как твои подруги прогуливают сольфеджио, и некоторые просто ненавидят инструмент, и нам с бабушкой было тебя жалко». И Маруся вспомнила, что как - то ее подруга, вместо сольфеджио пришла к ней и на вопрос старших, бабушки и тети, почему она не на уроке, ответила: «Мне так все это надоело, что ворам, проникнувшим в квартиру, первое, что бы я отдала - инструмент!» А пока Марьюшка с усердием продолжала учиться в школе, ведь, чтобы заниматься другими дисциплинами, надо было приносить дневник в котором не было троек. Особенно зорко наблюдали за ней ее тренер по фигурному катанию Алексей Алексеевич и ее первая школьная учительница Татьяна Григорьевна. Они были мужем и женой и контролировали Марьюшку обоюдно в успеваемости. Передавали через нее приветы и спрашивали друг о друге. Марьюшке это было очень приятно и она с удовольствием все рассказывала и очень любила их. Тем более для большинства в то время первая учительница была самой любимой, самой умной, а у Марьюшки еще и самой красивой и родной! С художественной гимнастикой отношения сложились ровными, но как Марьюшка, так и ее бабушка побаивались травм, и она гимнастику оставила. Занятия балетом были удивительно желанными, но отношения с педагогом не складывались. Нравилась Марьюшке и атмосфера, царившая в классе, тишина и собранность, и работа у станка, и постановка танцев. Нравились даже мелкие детали: приветствие, когда входишь в класс, и прикосновение к роялю, у которого натирали балетки перед занятием, для того что бы гладкая тоненькая кожица на подошве не скользила на паркете. Ни работа у станка с многочисленными батманами и плие, ни работа над выворотностью и растяжкой ее не пугали, а даже нравились. Но учительница… Она так передразнивала всех, что смотреть на это было просто отвратительно. Это ассоциировалось совсем не с теми, кто что – то не так делал, а с ней - с учительницей. Когда она направлялась к станку, все замирали, кому же достанется сейчас. Шлепки, которые она отвешивала, говоря «подтяни хвостик», ощущались даже уже дома, но они оставляли самое мягкое впечатление. Встав к зеркалу у станка, она начинала, пародировать учениц, и спрашивала класс, кто так делает. Осмеивались и предполагаемые ученицы и та самая, называемая ею потом. Мало того, что она во время показа страшно корежилась и гримасничала, больше всего Марусе не нравилось, что она засовывала свою гофрированную длинную серую юбку под резинку купальника. Так она показывала работу ног. Марусе, с ее обостренным художественным восприятием, это было особенно неприятно. Эстетическое чувство ее было вдвойне оскорблено. Когда же Маруся увидела, что в перерывах учительница курит, в то время среди женщин это было большой редкостью, без негатива она уже не могла даже вспоминать о ней. Педагогом она была сильным, да и Маруся показывала себя способной ученицей. В танце с тамбурином ей и двум другим девочкам доверили главные первые видные позиции, а ходить и заниматься ей больше не хотелось. И она бросила эти занятия, как ее ни уговаривали. Через некоторое время имени педагога, даже стараясь вспомнить, она уже не могла. Причем, неоднократно замечала она за собой то, что если ей кто-либо не нравился, она забывала имя. Оно для нее почти не существовало, было стерто, как стирает ластик карандашный набросок с листа бумаги.
Прошли годы. Маруся стала взрослой. У нее появились свои дети. Занимала она своих детей так же, совсем не оставляя свободного времени. Наблюдала за тем, что нравится ребенку, и как складываются отношения с учителем. Бывает в жизни и так, что и учитель замечательный, талантливый, и ребенок одарен, а отношения не складываются. Ребенок хочет все бросить. И Маша помнила об этом. Отношения ее девочки и педагога в музыкальной школе не складывались. Педагог был одиним из лучших в школе, и это было действительно так. Положение было трудным. Нужно было и не оскорбить чувство достоинства педагога и сохранить любовь дочери к музыке. Дополнительно нашли учителя, с которым у ребенка возник резонанс в чувствовании музыки, в восприятии ее, и в манере игры. Она желала дальше учиться и перенимала, уже другую манеру игры, другой фортепианной школы. Это широко раскрыло ее возможности. Первый педагог делал акценты на технике игры, а второй на музыкальность. Игра второго была вдохновенна и романтична. Эта учительница стала для дочери старшим другом. Дочка Маруси получила в дальнейшем прекрасное консерваторское образование.
Другому ребенку Маруси не особенно нравилось выбранное для нее занятие музыкой. Марьюшка видела, как дочка любит рисовать и лепить, но казалось не правильным бросить, не доведя начатое до конца. Казалось, что на то, к чему есть предназначение, хватит и времени, и сил. Параллельно с занятиями музыкой они с дочерью готовили рисунки на просмотр в художественную школу. Занималась с ней пока мама сама, иначе не хватило бы времени и на это, и на музыку. После окончания музыкальной школы, дочь собрала свои работы для просмотра, и поступила в художественную. Через несколько лет, окончив ее с красным дипломом, она продолжила образование в Абрамцевском художественном училище.
Жизнь научила Марусю, что надо очень любить ребенка и отдавать то, что есть у тебя, и тогда у него все получится. Этому также научили Марусю наблюдение довольно простых вещей. Выкапывая на даче картошку, она увидела , что если посаженная картофелина ничего не отдала, детки-картофелины будут хилыми, а ее такую, казалось бы хорошую на вид, выкинут на компост. У картофелины же отдавшей все, деток если даже и не много, но они хорошенькие, а от нее оставалась почти одна шкурка. Вспоминался и другой случай, когда Марусе на день рождения подарили кактус, экзотический, цветущий белыми цветами. Прожил он около тридцати лет. И как – то однажды Маруся подошла к окну, глянула на подоконник с комнатными растениями и увидела, что кактус развалился на несколько частей, так как все отдал своим маленьким кактусятам, облепившим его. Они и продолжили жизнь. Как важно, какие впечатления и навыки заложены родителями, педагогами и окружением в детстве, насколько к тебе были внимательны, пытались понимать и любить, и насколько ты обладал способностью с благодарностью принимать и впитывать то, что тебе отдают.
Рецензии