Клыки и копыта

Однажды, когда отец палеонтологии Жорж Кювье мирно спал, студенты решили подшутить над ним. Облачившись в козьи шкуры, они на цыпочках прокрались к нему в опочивальню, после чего самый смелый из них воскликнул:

- Кювье, я тебя съем!

- Раскрыв один глаз, ученый сонным голосом произнес:

- У вас есть рога и копыта, следовательно, вы не хищные, а травоядные и съесть меня не можете. Пошли вон, не мешайте спать!

В дальнейшем ученые доказали существование среди древних млекопитающих копытных хищников. При этом им пришлось преодолевать консерватизм старой научной школы.

- Господин профессор! Взгляните вот на это.

- Что это вы сюда притащили?

- Скелет!

- Да вижу прекрасно, что не шифоньер! Кто это?

- Неизвестный науке хищник.

- По клыкам видать. Как говорится, льва узнают по когтям…

- Вот в том-то и дело, профессор, что у него не когти, а копыта! Этого не может быть, но…

- Действительно не может быть! Где вы видали копытных хищников? Нонсенс! Сапоги всмятку! Чушь собачья!

- Но у него действительно копыта. Взгляните внимательно…

- Действительно, копыта… А вы уверены, что эти ноги действительно от этого зверя?

- Как же, вот же сочленения. Это один и тот же скелет…

- Не может быть! Глазам своим не верю. Клыки хищника и копыта травоядного! Где вы откопали эту плиту песчаника?

- В палеогеновых отложениях… Говорю же – сенсация, копытный хищник!

- Однако же великий Кювье отрицал саму возможность существования…

- Когда жил Кювье? В начале девятнадцатого века! А мы живем в его конце. За это время палеонтологическая наука сделала множество открытий, и вот очередное…

- Мой молодой коллега! Я, конечно, ценю ваше усердие, но… Есть такая хорошо известная всякому ученому вещь, как систематика. Ваша находка ну никак не вписывается в систему!

- Значит, надо менять систематику, классификацию…

- Вы изучали в университете основы зоологической таксономии? Есть отряд хищных и отряды копытных, а отряда хищных копытных – нет, и не может быть в природе! А я не Карл Линней, чтобы в корне менять систему, вы – тем более.

- Так что же делать?

- Найдите еще несколько столь же прекрасно сохранившихся, неповрежденных скелетов – и тогда можно будет внести коррективы…

- Но вы же ясно видите, господин профессор, что это существо – хищное копытное! И по-прежнему не верите?!

- Молодой человек, наука тем и отличается от религиозной веры, что принцип «верую, ибо абсурдно» тут не работает. Либо клыки, либо копыта.

- Но это же очевидно! Пасть хищника, стопы травоядного…

- А если эти, как вы изволили выразиться, «копыта» – всего лишь уродство? Рождаются же двухголовые телята и ягнята о пяти ногах, почему бы не появиться на свет копытному хищнику? Вот и объяснение сего феномена. Так что вот вам мой дружеский совет: следуйте принципу Оккама, не умножайте сущности без особой на то надобности. Перед вами всего лишь древний уродец, а вы придумываете целый отряд «копытных хищников». Пусть мысленная «бритва» обрежет все маловероятные и просто нелепые объяснения и оставит самое простое: перед нами – урод. Стоит ли из-за него ломать сложившуюся систему?

Спустя две недели.

- Господин профессор, где плита, в которую заключен скелет древнего животного?

- Ее распилили, коллега. Голову и большую часть туловища отправили в тот сектор хранилища, где находятся окаменелые останки хищных зверей, а конечности с копытами – в сектор доисторических копытных.

- Но зачем?!

- Для упрощения систематизации. Чтобы не смущать молодых исследователей разговорами о каких-то копытных хищниках, которых просто не могло существовать. Научные открытия не должны превращаться в субстрат для лженаучных спекуляций.


Рецензии