Образ. Впечатление. Представление. Внимание

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть II. Природный дух.
 
Глава 2. Образ –> Впечатление –> Представление -> Внимание.

Как мы уже выяснили в первой главе, образ есть результат познания и двух его сторон, ощущения и восприятия. И как результат познания образ есть в некотором роде знание, первоначально поверхностное и наличествующее в настоящем времени. Всё, что мы в данный момент видим, существует прямо перед нами здесь и сейчас. Например, эти буквы и эти слова. Мы их видим и знаем, что они есть. Не есть ли это то, что называют истиной?

Мы можем закрыть глаза или отвернуться от предмета, который мы зрительно ощущали и ощупывали своим взглядом, но сформированный образ этого предмета, уже остаётся в наших головах, правда, уже в качестве образа-впечатления и образа-представления. Впечатление - образ, сохранённый в памяти, в данном случае, в образной памяти. Представление - вперёд поставленный образ. Представление - то же впечатление, но вынесенное из субъективного прошлого в субъективное будущее. Или так: представление - это впечатление, воспроизведённое с помощью моторной системы для дальнейшего использования.

Впечатление более статично, чем представление. А представление более динамично, чем впечатление. Впечатление всё таки является сохраняемым в памяти образом. И в качестве хранимого образа впечатление должно подобно печати из воска (сургуча, глины, и т.п.) затвердевать после оттиска, сразу же или постепенно, через какое-то время.

Конечно, и во впечатлениях, не смотря на их твёрдость, происходят какие-то процессы, но уже не такие интенсивные, как в представлениях. Примерно, как в замороженных продуктах. Процессы в них замедляются, но они всё же идут. И продукты потихоньку портятся. Так же потихоньку стираются и давние впечатления. Заезженные пластинки трескаются и шипят при воспроизведении. Магнитные ленты осыпаются. HHD и SSD изнашиваются. Как, впрочем, и такой хранитель и накопитель информации, как мозг.

Динамика представлений состоит в том, что воспроизведение впечатлений зависит от условий, в которых находится представляющий что-то из себя человек. В разных условиях одна и та же мелодия звучит по-разному, в зависимости от используемых для её воспроизведения музыкальных инструментов. Разные певцы поют одну песню со свойственным им темпераментом и голосовыми данными. К тому же представление похоже на восприятие. Оно сукцессивно. Т.е. проявляется во временой последовательности. Например, в проигрывании пластинок или плёнок, в считывании информации с накопителя и проецировании её на экран монитора в виде статичных картин и картинок, или динамичных образов кинокартин. В игрании ролей артистами театра и кино.

Если образ предмета, пусть даже и движущегося в пространстве и времени, обладает пространственно-временными характеристиками, то впечатление уже более симультанно, т.е., более пространственно, а представление более протяжённо во времени.

В предыдущей главе мы уже выписывали цепочку:
Последовательность -> Свёртывание -> Развёртывание -> Обращение.

Впечатление - это не только некий результат свёртывания (симультанирования) последовательности, но и продолжающийся процесс свёртывания. Что можно назвать упрочением и консолидацией следов, отпечатков прошлого. Представление, в свою очередь, это преимущественно развёртывание и даже развитие симультанности в сукцессивность, но уже в несколько другую сукцессивность, нежели в восприятии.

И поэтому представление может ограничивать или, наоборот, расширять, т.е. модулировать, регулировать восприятие (на схеме: представление -> восприятие). А также может и стабилизировать образ, продуцируемый восприятием (на схеме: представление -> образ). Более того, представление может даже блокировать восприятие и препятствовать формированию образа текущей ситуации. Это проявляется как в негативных, так и позитивных галлюцинаций. Негативная галлюцинация - человек не видит того, что прямо перед ним. Позитивная - человек видит перед собой то, чего перед ним на самом деле нет. Так, например, происходит под влиянием внушения гипнотизёра, или под влиянием самовнушения. Или под действием некоторых веществ, употребляемых человеком (алкоголиком, наркоманом, мухомороедом, шаманом и т.п.), так сказать, для расширения своего восприятия и превращения его в сверхчувственное восприятие.

В менее опасных ситуациях бытового общения человек может сильно желать высказать кому-то своё мнение и при этом не воспринимать (не слушать и не слышать) мнения другого. В анекдотичных случаях, происходивших и со мной при переписке с оппонентами, критически настроенный собеседник не видит даже того, что другой участник переписки или разговора во многом с ним соглашается и высказывает похожие мысли. Если критик настроен воспринимать чужие слова как противоречащие его собственным, то даже тождество по смыслу его не останавливает в рвении доказать свою правоту и обвинить партнёра по общению в невежестве и тупости.

Следовательно, представление является когнитивной установкой, или установкой восприятия, контролирующей само восприятие. И эта установка может быть отнюдь не такой гибкой, какая была бы нужна для облегчения и ускорения процесса восприятия. Напротив, когнитивная установка может быть настолько тверда и жестка, что само представление при этом превращается в шаблон, в стереотип восприятия, в "шоры на глазах", в "бревно в глазу", которое затрудняет и замедляет адекватное восприятие текущей ситуации. И которое в тяжёлых случаях делает восприятие неадекватным, психотичным.

Здесь вполне уместно опять прибегнуть к сопоставлению двух уровней из разных психосфер (уже описанной соматопсихики и описываемой сейчас сферы образного интеллекта):

Образ -> Впечатление -> Представление -> Внимание
Опыт  ->   Память        ->    Установка      ->  Интерес.

Как мы видим, сохранение опыта в памяти есть запоминание, а переход образа во впечатление есть запечатление. Это также можно обозначить как запись информации на носитель. Три первых звена тетрады обозначают собой три временные модальности психики: настоящее, прошлое, будущее. Что сейчас для субъекта привлекательней и важней, т.е. интересней, на то и обращается внимание. Здесь обращение как переход от развёртывания образа к его свёртыванию чудесно сочетается с процессом обращения внимания на ту или иную временную модальность, на тот или другой предмет в пространстве.

Мы можем фиксировать своё внимание либо на том, что с нами происходит в настоящем времени; либо на том, что происходило с нами в прошлом; либо на том, что только ещё будет происходить (возможно будет, а возможно и не будет, а будет что-то другое, третье, десятое). Также мы можем переключать своё внимание от одного предмета к другому, переходить из одной временной модальности в другую, и даже их в некоторой степени совмещать.

[Кстати, такие используемые психофизиологами термины, как "энграмма" и "программа", вполне могут быть синонимами понятий "впечатление" и "представление":

"Сведения о внешней среде поступают в лобные отделы коры как от сенсорных проекционных зон (по транскортикальным путям), так и через ассоциативные ядра таламуса. На основе этой преходящей информации и извлеченных из памяти энграмм фронтальной корой строится программа реализации двигательного поведенческого акта.

Взаимодействие двух потоков импульсов, их обработка и сравнение лежат в основе специфической интегративной функции лобных долей, формирующих общие программы поведения и команды для ближайших подкорковых образований, в частности для неостриатума, где также происходит сравнение двух потоков импульсаций, что является важным для формирования всех видов двигательных реакций."

Источник: Данилова H.H.. Физиология высшей нервной деятельности . Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478,. 2005

Современные психологи образную память (впечатление) называют ещё перцептивной памятью, а представление - воссоздающим воображением. Само же воображение называют творческим воображением. Но лучше, я полагаю, говорить о представлении (image) и воображении (imagination). Без всяких прилагательных.]

Внутреннюю иерархию образа было бы неплохо как-то представить себе. Правда, здесь есть риск впасть в сочинение разных каламбуров: "образ", "представить". Но попробуем. Если говорить о разновидностях художественного образа, то их довольно много. И мы не будем на них фиксировать своё внимание. Лучше сосредоточить его на разновидностях образа как психологического феномена. Этих разновидностей тоже много.

Начиная с образа какого-либо предмета мы можем перейти к совокупности этих предметов в образе более крупного масштаба, например, к картине (к панораме какой-либо битвы), живописному виду какой-либо обозреваемой местности. Или увидеть какую-нибудь фигуру как конфигурацию точек на том или ином фоне, или увидеть конфигурацию как совокупность связанных между собой фигур. Большая картина или маленькая картинка - довольно реалистичный образ того, что есть перед глазами. Это если не копия, то хотя бы в какой-либо степени подобие оригинала. Это может быть изображение некоего вида средствами живописи или фотография. И это то, что называют индивидуально-конкретным образом.

Кроме индивидуальных (конкретных) образов есть ещё и обобщённые (абстрактные) образы. Так при определённом обобщении картина превращается в карту местности - в карту-изображение, и далее - в карту-курс (движения). Карта может претерпеть дальнейшее абстрагирование и стать схемой, например, схемой деятельности, планом действий (ориентировочной основой деятельности, по Гальперину). Схема может превратиться в сцену, на которой разворачивается некое действо (театральное, цирковое и т.п. представление).

Обычно представление связывают с обобщением образов, с их типизацией. Отсюда разные производные типов: прототипы, архетипы, стереотипы, ... Так индивидуальность "в лице" конкретных образов противопоставляется типичности "в лице" абстрактных образов. Последние могут принимать форму символов, знаков, признаков. А символ - ещё и не знак, но уже и не конкретный образ, а нечто, совмещающее в себе и то, и другое, переход от индивидуального к обобщённому: некий абстрактный образ, за которым сразу узнаётся конкретный образ. Как в идиографическом письме. Знак уже не содержит в себе черт конкретного образа, и может быть любым обозначением конкретного образа. Связь между знаками и индивидуальными образами нужно уже заучивать, ибо простого опознавания здесь недостаточно.

В образе вИдение предметной ситуации становится впечатлением. Но есть в образе и то, что является началом представления. В роли такого начала выступает предвидение. Предвидение того, что с предметами дальше будет происходить, например, в какую сторону они будут двигаться; с какой скоростью; что с ними будет, если они столкнутся; что в них изменится от действий над ними со стороны самого наблюдателя. Если взять другие сенсорные каналы получения информации, то это будут уже вкус и предвкушение, слышание и предслышание (предугадывание развития звукового образа), чутьё и предчувствие (кожная чувствительность и обоняние, нюх). Охотничья собака, почуяв дичь, сразу же предчувствует появление дичи. Т.е., чутьё непосредственно переходит в предчувствие.

Возвращаясь к примеру в начале этой главы, мы можем сказать, что когда мы закрыли глаза после того, как увидели эти буквы и прочитали эти слова (или отвернулись от экрана монитора), мы знаем, что они есть на экране и предполагаем, что когда мы откроем глаза (или повернёмся), они на экране будут в том же виде. Но предполагая это, мы не знаем точно, что так будет в любом случае. Ведь пока мы сидим с закрытыми глазами, может произойти аварийное выключение света, или что-то может произойти с компьютером, например, произойдёт сбой операционной системы или программы, с которой мы сейчас работаем, отойдут друг от друга окислившиеся контакты, и ещё что-нибудь в этом роде. Такие случаи происходят редко, но происходят. И поэтому наше предположение несёт в себе большую вероятность, что именно сейчас этого не случится. Всё-таки есть и небольшая вероятность, что это может случиться.

Иначе говоря, предположение (предчувствие, предвидение) - это вероятностный прогноз. ВИдение - диагноз, предвидение - прогноз. Прогноз - ожидание того, что возможно в будущем. Позитивное ожидание - надежда (чаяние) на то, что наша потребность будет удовлетворена (судьба к нам будет благосклонна). Негативное ожидание - безнадёжность (отчаяние). Уверенность в благополучном для нас исходе события растёт, и надежда крепнет, когда мы видим наличие шансов (возможностей) на успех, и они всё увеличиваются. Когда мы предполагаем, что шансы уменьшаются и их становится мало, то для нас события чреваты большим риском - возможностью неудачи, неуспеха, потери чего-либо, лишения, беды, смерти. Что стимулирует нас быть более осторожными, более собранными, более напряжёнными и более внимательными. Ведь что такое внимание, как не концентрация наших внутренних сил в определённом направлении?!   

Да, кстати, что такое внимание с позиции некоторых философов и учёных-психологов?

***

«Без внимания для духа ничего нет; это – деятельное обращение вовнутрь…». (Гегель.)

Фраза довольно абстрактна. Можно подумать, дух обращается внутрь себя и что-то там внутри себя делает, копается в себе, что ли, перекапывает, вкапывается в себя ещё глубже... Внимание может быть также и деятельным обращением вовне, к предметам, находящимся в окружающей обстановке. Может быть, правда в том, что эти предметы посредством ощущений и восприятия как бы вбираются, впитываются вовнутрь познающего их субъекта.

*** 

«Особое свойство психических явлений, поскольку они принадлежат сознанию одного индивидуума, состоит в том, что эти явления мешают друг другу.  Мы не в состоянии одновременно думать о разных вещах, не можем одновременно исполнять разные работы и т.п. Это свойство сознания обыкновенно называется узостью сознания. С психическими явлениями дело обстоит так, точно они взаимно вытесняют друг друга или угнетают, ведут между собой борьбу за сознание, которого не хватает одновременно на всех. Впрочем, эта взаимная борьба или угнетение имеет место лишь в том случае, если психические явления не связаны для нас в одно целое, а, напротив, представляют независимые друг  от друга мысли, чувствования и желания.»

«В нашем сознании есть как бы одно ярко освещённое место, удаляясь от которого психические явления темнеют или бледнеют, вообще всё менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть именно не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении.»

"...Не потому представление интенсивно, что оно сосредоточило на себе наше внимание, но внимание и есть не что иное, как выражение интенсивности или интересности представления..." 

(Н.Н.Ланге, Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893.)

Психологи всегда путали разнополушарные психические процессы:  сознание и созерцание, осознание и внимание. Осознание и сознание левополушарны, протекают в пределах понятийного интеллекта. Внимание и созерцание правополушарны, протекают в пределах образного интеллекта. Это не значит, что внимание и осознание гуляют как кошки сами по себе. Они действуют синхронно и слажено. И только в случае патологии или в экспериментах с расщеплённым мозгом расходятся в разные стороны.

***

«Стоит присмотреться к простейшим актам внимания, для того  чтобы заметить, что они всякий раз начинаются с известных установочных реакций, которые сводятся к движениям различных воспринимающих органов. Так, если мы собираемся внимательно разглядывать что-нибудь, мы принимаем соответствующую позу, придаём известное положение голове, нужным образом приспособляем и фиксируем глаза. В акте внимательного слушания не меньшую роль играют приспособительные и ориентировочные движения уха, шеи и головы. 

Смысл и назначение этих движений всегда сводятся к тому, чтобы поставить в наиболее удобное и выгодное положение воспринимающие органы, на долю которых выпадает самая ответственная работа.  Однако двигательные реакции внимания идут дальше, чем названные выше реакции внешних органов восприятия.  Весь организм оказывается пронизанным этими двигательными приспособлениями к восприятию внешних впечатлений.»

«С реактологической точки зрения внимание следует понимать не иначе, как известную систему реакций установки, т.е. таких подготовительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности.»

«Смысл установки всегда сводится к тому, чтобы сузить протекание реакций и за счет их количества выиграть в силе, качестве и яркости. Это естественно и предполагает сужение нашего поведения настолько, что целый ряд идущих на нас раздражений остается нейтральным и не возбуждает никакой реакции с нашей стороны. Быть внимательным к чему-либо одному непременно предполагает быть рассеянным по отношению ко всему остальному.»

(Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991, с.144-167).

Сужение текущего сенсорно-перцептивного опыта с помощью доминирующей установки (представления) приводит к высвечиванию (концентрации энергии в определённых зонах головного мозга) тех образов и сопутствующих им впечатлений и представлений, которые важны (интересны) для организма в данный момент. Субъективная освещённость (ясность) определённых фрагментов опыта в мозгу животного – наиболее оптимальный режим приёма информации и её переработки. Внимание фильтрует (пропуская нужные, существенные для организма сигналы, задерживая несущественные) поток входящей и воспроизводящейся информации.

***

Человек, осознавая, какое впечатление он производит на окружающих и какое впечатление он хотел бы создавать, начинает играть какую-то роль, представляясь окружающим несколько другим, чем он есть на самом деле. В этом заключается показное, демонстративное поведение, в котором человек пытается показаться перед окружающими в лучшем для себя виде. Может, он и сам для себя хочет казаться лучше, быть, как говорят, лучшей версией себя. Играние ролей не всегда обман и самообман. Со временем маска прирастает к лицу и становится этим лицом. А человек действительно становится лучшей версией себя, т.е. развивается. Т.е., между модусами "казаться" и "быть" нет непроходимой границы.

Но факт тот, что самопредставление (самопрезентация) - это способ управления впечатлением о себе у других людей. Если это самопредъявление выражает истинное желание быть таким, каким человек себя представляет в будущем, то человек в этом правдив. Если самопредьявление в том или ином виде ситуативно корыстно и неустойчиво (игра при расставании прекращается), то человек двуличен, и у него развивается такая акцентуация характера, как демонстративность и лживость.   


Рецензии