106. 6 часть записок метрдотеля

6 часть

    Начало 90 годов. Тяжелое время наступило и на севере. Народ ждал перемен, но не знал, в какую сторону повеет ветер. Жизнь продолжалась. Работали, учились. Отдыхали. Конечно, ходили в рестораны.
Пропали продукты в магазинах. Очереди за куском мяса, за сахаром, хлебом – выстраивались с ночи. На рынках появились хозяйственники, но цены заламывали такие… Перестроились.
Трудно было и пищеблоку. Закупали продукты на рынке, хоть дорого, но приходилось закупать, надо было выживать как-то.
          В магазинах были пустые полки. В промышленных магазинах пропали импортные вещи. А то, что было на полках и вещью назвать никак нельзя. Теперь процветала спекуляция. В ресторане обновился контингент посетителей. Это продавцы, люди с базара, которые чувствовали себя хозяевами в ресторане!
Трудно было сохранять звание ресторана высшей категории. Сложно стало Вере Алексеевне управлять залом. Роптали официанты, жаловались кухонные работники. План не снижали, а при таком дефиците и новых расценках, надо было удержаться на плаву.

          Швейцары пропускали в зал всех подряд, заламывая перед ними шапку! Посетители поднимались в зал в кирзовых сапогах, кепи-аэродром - новые хозяева жизни. Принцип: кто платит – тот король! А «короли» устраивали драки в зале. «Крепла» национальная дружба».
Вечером Вера Алексеевна подсчитывала убытки: порваны шторы, разбита посуда…
Доходило и до смеха-трагедии. На одном таком вечере гости не на шутку «разошлись». Сделав розочку из фужера (разбив о край стола фужер) мчались через зал за незадачливым гостем, желая его проучить, - уважать их национальность. А на пути, как крейсер на приколе, стояла МЭТР.
        Смели её, уронив на стол с закусками! И только благодаря ребятам – официантам, был наведён порядок. Милиция стояла в сторонке, у гардероба, не вмешиваясь. Вере Алексеевне пришлось обратиться к помощи врачей, давление поднялось.
Жизнь била ключом и всё по голове Веры Алексеевны! Созвали собрание администрации. Жаловались все сотрудники. Какое может быть обслуживание при таком раскладе? Решили отправить Веру Алексеевну с её помощницами в Санкт-Петербург по обмену опытом в рестораны города, снабдив соответствующими документами.
                Три шикарные дамы ехали в Ленинград, а попали в Санкт-Петербург!
    Поселились в отличную гостиницу около вокзала. Два метрдотеля и барменша. Захватили все наряды с собой! Ведь придётся посещать много заведений.
Приодевшись, взяли такси (для форса!), покатили в первый ресторан по списку. Им оказался ресторан «Метрополь». Но дам без кавалеров в него не пропустили! Фиаско! Наряды не помогли, пришлось предъявить документы.
К ним подошёл солидный метрдотель с любезной улыбкой на устах.
- Чего желают отведать милые сударыни?

    Но когда милые дамы заглянули в меню и прейскурант, мысленно прикинув свои «суточные» - заказали лишь кофе с пирожными. Подошёл главный метрдотель, сработали документы, решил что дамы - проверяющие. За ним шёл официант, неся на подносе что-то, закрытое салфеткой.
- Это вам от заведения! Прошу отведать наше фирменное блюдо – «Жюльен из дичи по-французски», - любезно расплывался в улыбке мэтр.
            Пришлось дамам с севера объяснить кто они, и с какой целью прибыли.
Метрдотель с радостью повёл дам по залу, рассказывая историю ресторана, подчеркнул, что в этом зале «кушали» Леонид Брежнев, Жак Ширак, Михаил Горбачёв и многие, многие…
Зал ослеплял позолотой, муштрой официантов - исключительно мужчин! Что поразило Веру Алексеевну - в зале посетителей было немного. Тихо играла музыка, официанты появлялись незаметно и ненавязчиво, чего не хватало в их «Юбилейном» ресторане.

    Вечер прошёл в спокойной дружеской обстановке. На следующий день по плану был ресторан «Тройка». Но там их уже ждали, предупреждённые звонком из города на Двине. В гардеробе, сняв сапожки, провели дам на маленький балкончик, где их ждал директор-организатор Вольдемар Григорьевич Пасынчук. Галантно усадив дорогих гостей за уютный столик, присел к ним на кресло, обитое красным бархатом. Сверху открывался вид на небольшой зал. Немного столиков, которые обслуживали официанты. Но поразила большая сцена. Красивые декорации. Директор пояснил, что на этой сцене - варьете. Выступают артисты шоу балета. Во время выступления зал не обслуживается официантами.
- А как так, у вас получается?- спросила Вера Алексеевна, - люди не должны есть?
- Заказ им приносят заранее, но во время представления жевать некрасиво, это неприлично, - удивлённо посмотрев на Веру Алексеевну, ответил директор. А разве в вашем городе нет таких заведений?
Вере Алексеевне и её подругам пришлось покраснеть!

- И, главное - не еда, продолжал Вольдемар Григорьевич, - а досуг советского человека. Днём у нас и студенты питаются, им мы делаем скидки. Рубль стоит баранья отбивная. Это по карману не бьёт, а вот вечером, мы расценки повышаем и берём за шоу. Так и выкручиваемся. А официанты помогают во многом. Делаем выездные буфеты. Сами моют посуду, гладят бельё. Немного им доплачиваем, но не держим лишних людей.
Началось представление. Зал притих, ни звяканья посуды, ни стука шагов – все заворожено смотрели на действо!
                Много выводов для себя сделали «заморские» дамы. Уставшие, но довольные вернулись они в гостиницу.
Затем последовали посещение ресторана «Демьянова уха», ресторана «Невский».
Самый популярный ресторан – это «Невский». Большой, но очень уютный зал, где проводятся банкеты, свадьбы. Молодёжь с удовольствием его посещает.
     «Демьянова уха» ближе к северному ресторану. Его с удовольствием посещают моряки с семьями. Великое множество рыбных блюд. Попробовали северные дамы «судака по-демьяновски». Переписали рецепты для поваров своего родного ресторана.
Отдохнули с пользой! С такой неохотой возвращались домой.
С отчётом о проделанной работе явились в свой трест столовых и ресторанов. Собралась вся администрация, с интересом слушали отчёт. Кое- где и смеялись, когда Вера Алексеевна рассказывала о «заморских дамах».

Продолжение следует   


Рецензии