Знакомство на кладбище...

*******
  ***
             
                Осень. В этом году затяжные дожди начались так рано, что стало казаться, будто вовсе не было лето. Но всё-таки выдался солнечный денёк. Потом другой, третий…. Солнце с каждым днём становился нежнее и ласковее. Стало пригревать, подсушивать землю, по мере просыхания листьев на деревьях, они становились жёлтыми. Постепенно они срывались ветром и пускались кружиться в весёлом хороводе. Облетали осинки, берёзки, тополя, дубы. Наступило золотое бабье лето.

               Пользуясь хорошей погодой, я решила посетить станционное кладбище, чтобы прибраться на могилках своих близких. Так я совершала не реже двух раз в год: весной перед родительским днём, чтобы убрать опавшие сухие ветки, сорванные зимой сильным ветром с деревьев, чтобы освежить краской ограды,  и осенью, чтобы прибрать сухую траву. Поговорить и проститься до весны.

               Наблюдаю за собой ещё такую странность: люблю в такую милую сердцу пору побродить по кладбищу час-другой. Не в дождь, не в холод, а именно когда тепло и спокойно. Меня лично влечет на кладбище вполне определенное желание: подумать. Неожиданно думается и вспоминается именно здесь среди холмиков, мысли шарахаются то туда, то сюда. Могилки, памятники, кресты хранят свою тайну.

      Вот могилка мамы, папы, брата, вот могилка дяди Коли, вот могилка тёти Зины. Нахожу могилки моих одноклассников и не только, как ни прескорбно, даже их детей. У каждого из них своя судьба, своя история, своя трагедия.

      Я обратила внимание, что на кладбище кроме меня есть и другие: пожилой мужчина и женщина. Видела я их и раньше. Они неместные, также как и я приезжают из города, потому как я видела их когда-то в том рейсовом автобусе, который привёз меня. Пожилой мужчина всегда бережно поддерживает женщину под руку. Полная идиллия.

      Вижу, как мужчина вышел  из территории кладбища чуть раньше, а женщина немного задержалась. Пользуясь возможностью, и я поторопилась к выходу в надежде заговорить с этой таинственной женщиной и познакомиться поближе. Догнала её, когда она пыталась закрыть калитку. Мы вместе дружно справились с засовом и вдвоём пошли в сторону автовокзала вслед за её супругом, задавая ей свои бесхитростные вопросы.

                Она оказалась приятной и откровенной женщиной. Так она начала своё повествование:

                «Познакомились мы,- она кивнула в сторону мужчины,- вот на этом кладбище  одним летним солнечным днём. Пришла я как-то на могилку мужа, погибшего трагически, будучи молодым. Он сорвался с высоты на стройке. Шансов не было на спасение. Детей у нас не было, по моей вине. По молодости, по глупости искусственное прерывание беременности, в результате чего потеряла возможность иметь детей. Он знал, что я встречалась с другим парнем, который узнав о моей беременности, струсил, уехал из посёлка. Он знал, всё равно женился, потому-что любил, любил по-настоящему всем своим сердцем. Жили мы хорошо, даже очень хорошо, так мало кто  живёт. Не думала, не гадала, что так оборвётся эта тонкая нить под названием жизнь. От горя себя не помнила. Чтобы заглушить боль потери,  на кладбище ходила каждый день, жить без него не могла. Совсем стала замкнутой, ни с кем не общалась и никуда не ходила.

                Вот так как-то я пришла на могилку мужа. Слышу, как на другом конце кладбища, кто-то рыдает, и горько причитает. Ноги сами привели меня к свежему холмику, на котором  лежал молодой мужчина. Оказалось, что его супруга умерла при родах, оставила сиротами двоих детей. Старшей дочери исполнилось едва семь лет.

                С кладбища мы уходили вдвоём. Через пару дней вместе забирали из родильного дома малышку. Не всё и не сразу было у нас хорошо. Друг для друга мы долго, года четыре, оставались «чужими людьми»,  жили  как брат с сестрой. Нас объединяла забота о детях. Если я растворяла своё горе в его детях, а он своё горе часто заглушал водкой. Порой он не понимал, что творил.

     Однажды он проснулся после очередного запоя. На вопросительное его лицо, старшая  дочь ответила: «Маму вчера увезла в больницу скорая помощь…».

 «Мама…скорая…больница?!», - от этих слов он протрезвел сразу.

                Вечером сидел у моей кровати в больничной палате, просил прощения за свою слабость, дал слово и сдержал, с тех пор ни капли спиртного.

                Не так-то было просто в наших отношениях и со старшей его дочерью. Если с младшей девочкой  я  чуть ли не с первых дней её рождения,  она считала меня матерью, и первое слово «мама» она произнесла мне, то со старшей  девочкой  было намного сложнее. Она потеряла самого дорогого человека - маму, обвиняла в этом свою сестрёнку, считала её своим появлением на свет прямой виновницей гибели матери. Она понимала и то, что без женских рук им не обойтись, но всё же считала, что в дом вошла новая женщина, полностью завладевшая вниманием отца и младшей сестрёнки.

               В кухне, где постоянно возилась мама, теперь готовила  я, чужая женщина, и это до глубины души задевало её. Хотя я ничего не переставляла в квартире, не меняла заведённых ранее порядков и не старалась командовать. Мамина фотография по-прежнему висела на стене; по-прежнему мамины украшения не тронутыми лежали в её шкатулке; по-прежнему в шкафу висела её одежда. Чтобы досадить мне, она ломала мою брошку, то рассыпала ожерелье, или заливала кофе скатерть. Она понимала, что поступает неправильно, но ничего не могла с собой поделать.

               Тот день, когда у меня подскочит давление, она найдет меня лежащую на полу без сознания, изменит нашу жизнь, её отношение ко мне, и для неё я стану мамой. Весь медицинский персонал прильнёт к окнам, провожая взглядом, когда они втроём будут встречать меня у ворот больницы с букетом цветов. Домой мы вернёмся одной семьёй.

               Пройдёт много лет, утечёт немало воды. Старшая станет врачом, будет спасать людей. Младшая воспитателем в дошкольном учреждении. У каждой сегодня своя семья»

                Так незаметно мы дошли до вокзала. У автобуса нас поджидал её муж. Он приветливо кивнул мне. Заботливо помог супруге пройти в салон и сесть в кресло. Я уселась позади них. Всю дорогу я наблюдала, как они нежно смотрели друг на друга, как ласково и застенчиво улыбались. Потом он бережно обнял свою любимую, и она склонила голову на его надёжное мужское плечо.

                Глядя на этих красивых, душевно щедрых, милых людей, меньше всего мне хотелось их назвать «пожилыми». Такое мужество жить! Такая сила духа, искренность чувств, любовь!

Губы мои расплылись в мягкой улыбке…


Рецензии