Что такое искусство

Очерк 2015 г


"Картины, кинофильмы, многие книги,  – всё это предметы искусства (искусственно запечатлённые, созданные события) которые вызывают в лучшем случае радостную печаль, а в худшем, громадную печаль по прошлому, ибо смотришь на то, к чему уже невозможно прикоснуться. Зачем нужна такая печаль? Зачем нужна драма? Не лучше ли жить настоящим?" - Юрий Скуратов
Мне всегда нравились необычные предметы искусства: картины, часто абстрактные, в чёрно-белых тонах, синих, красных, нравились старинные костюмы, кольца, ложки и т.п. Я любил копаться в истории, долго размышлял, как загадочно и мистично прошлое, но недавно понял, как это тоскливо смотреть, читать, видеть то, чего уже не вернёшь. Как это тоскливо листать фотоальбом свой или чей-то, видеть когда-то молодых и счастливых людей, а сейчас они уже не такие счастливые и не молодые. Я понял, как горько смотреть драму, ситуацию в которой у кого-то что-то не получилось, разбилось, не состоялось. Драма вообще самый мерзкий жанр, он злейший вампир высасывающий жизнь из человека, пытающегося что либо сделать для себя и кого-то ещё. Странно, что драма так сильно популярна у многих видных деятелей культуры, режиссёров и художников. Есть даже театры, в которых проводятся спектакли исключительно драматического жанра. Это абсурд. По мне так, кто любит драму в отношениях, тот мазохист получающий наслаждение от боли. В любом виде искусства никогда невозможно вернуться в прошлое, дабы прожить его ещё раз, или изменить в нём что либо, или просто ощутить его, встретиться с кем-то, с чем-то. А перекручивать в сознании фрагменты прошлого запечатлённого на видео, кино, фотоплёнку, или какой-то другой информационный носитель, – это жуткая боль, особенно если в настоящем времени всё хуже, чем было в прошлом, если не хватает дыхания чтобы делать что-то. Так для чего же нужны все эти фильмы художественные, книги, картины, если при виде счастливого прошлого в настоящем, возникает боль? Для того, чтобы себя мучить? Рвать на части свою душу и сердце? Возможно искусство создаётся для того, чтобы была память о прошедших событиях, дабы будущие поколения людей не забывали о том, как и чем жили их предки, чтобы сохранять историю своего наследия, чтобы чтить семейные традиции и социальные ценности. С этим не поспоришь. Но всё это вызывает больше тоску, нежели радость. Смотрим мы на какую то картину, она нам нравится, подсознательно мы хотим очутиться там, что на ней изображено, с тем или в том, что на ней есть. Хотим, но не можем физически туда попасть. Появляется ностальгия, изрядно слезоточивое чувство. И даже если у кого-то развито духовное воображение и мысль может перенестись тонким телом в атмосферу запечатленную на холсте, – прикоснуться к событиям прошлого мы всё равно не в силах. Боль от желаемого и недосягаемого, это тяжёлый пресс, это холодное острое лезвие. Есть конечно плюс в предметах искусства, мы всегда чему-то учимся у прошлого, видим свои ошибки, понимаем свою неправоту, часто к нам приходит естественное желание исправить что-то. Но чаще бывает так, что исправить уже ничего нельзя, и тогда приходится сцеплять зубы.
Так полезно ли, нужно ли, искусство, которое показывает невозвратимое прошлое, которое нам дорого? Которое никогда уже не вернёт те счастливые минуты, так приятные нам в прошлом? Те ситуации, в которых мы никогда не побываем? Да, бесспорно, настоящее и будущее это немаловажный стимул для настроения, и нужно радоваться тому что есть а не прошлому, но каждому человеку сознательно или подсознательно, хочется вернуть, вернуться, отправиться туда, где красиво, где интересно и ласково…. Книга, картина, кинофильм…. Можно предположить, что искусство существует дабы созерцать уходящую красоту, моменты которые происходят только один раз, схватить их на плёнку и увековечить….  И никакой грусти от этого быть не должно, никаких слёз и тяги к возврату туда. Но для чего нужно созерцание какой либо ситуации из прошлого, если сие созерцание вызывает только печальную радость, а не чистую радость? Глубокие вздохи сожаления, а не вздох облегчения? Как это было хорошо…. Как это было красиво….а теперь, а теперь всё не так. Я согласен с тем, что многие научные труды нужны для расширения человеческого кругозора, для знаний и обогащения своей души какими либо повествованиями о героях своего края, своей страны, о подвижниках, учёных деятелях. Но ведь существует гигантская масса совершенно пустой, и даже вредоносной информации, которая растлевает разум людей, деформирует его, формируя в нём негативные разрушительные направления, толкающие человека за грани допустимого. Что в этом хорошего? Я понимаю, что в сфере культурной индустрии крутятся огромные капиталы, художники и  писатели живут своими работами, и им плевать  что творить, главное чтобы это раскупалось! Где большие деньги – там хаос, ибо чем больше денег, тем больше души.


Психолог – Юрий Скуратов


Рецензии