Про Толю

Его звали Толя.
Сашка нашел его, как находил большинство членов своей бригады. Среди тех, кого дамы и муШЧинки с растопыренными пальцами называют "дном общества".
Среди обитателей притонов,  блат хат, бомжатников. Саня вообще жил вахтовым методом: Две недели запоя  -два три месяца вкалывания до сваливания с ног.
Вот во время очередного  "расслабления" он и познакомился с Толей.
Толя был "бывалый  уголовник". Сыпал "феней", рассказывал о "понятиях" и зоновских порядках.
Я спросил тогда у Саши:  -Толя сидел что-ли?
-Ага! -Сидел! -Три месяца за тунеядство -ухмыльнулся Сашка.
В те времена многие за паразитический образ жизни сидели по чуть чуть.
Нельзя было жить  без бумажного подтверждения того, что ты трудишься на благо общества и вносишь вклад в дело построения коммунизма.
Даже змногие из наменитых ныне писателей, поэтов и прочей "неработи"  преследовались в своё время законом, если не приносили справку о том, что числится дворником, сторожем, или ещё кем.
Толя конечно  к богеме мало относился, но работать на дядю, получая гроши-подачки не желал из принципа .
Может околоспортивное прошлое отпечаток наложило, Толя говорил, что он когда то играл в футбол за "Уралмаш", а может  в детстве родня напророчила блестяшее будущее работа руками в котором не предусматривалась?
Но учиться на  начальника Толе тоже было лень.
Вместо восхождения он опускался по социальной лестнице всё ниже и ниже.
И, как говаривал Владимир Семёныч Высоцкий "вот однажды докатился до" халтуры-шабашки" в довольно удалённой областно-столичных приятностей марийской деревне Пантелейково на одном из краёв Свердловской области.
Сашка привёз Толю взяв с него  твёрдую клятву пить только по согласованию с коллективом.
Мы на работе не пили. Мы с рассвета до заката, а порой и при свете прожекторов недели три вкалывали до потери пульса, а потом расслаблялись дня два с довольно частым расширением до недели.
Довольно долго режим Толя соблюдал.
К тому же у него обнаружился талант решалы и договаривальщика. По договору и в бригаде главным был Саша, но ходить по конторам вскорости начал Толя.
Смешно было, когда Саше в кассе какого то совхоза деньги давать отказались: В ведомости значился Пеленёв, и кассирша послала Саню на три буквы сказав, что Пеленёва она прекрасно знает потому что он каждый день в конторе околачивается...  Еле еле Саня себя идентифицировал в сознании кассирши и всей бухгалтерии предьявив паспорт с фотографией
Талант был у него. Вот надо нам к примеру автокран: Саша идёт на оперативку, ему говорят, что сегодня крана не будет, он сломался, или запланирован на другие, более важные работы и  не солоно хлебавши  наш "бугор" повесив голову приходит на обьект.
Другое дело Толя:
 Ему сказали, чтоб шел  и просил кран -он без крана не вернётся. Сядет в кабинете, Директора, главбуха, механика, или ещё кого и не выйдет, пока  те не взвоют и не похлопочут-подсуетятся  пригнать кран на нашу стройку.
Бывало из соседних совхозов пригоняли.
Хорош был Толя!!!
Голова у него работала  на: "что, с кого и как взять-поиметь?"
Сидим бывало вечером в своёй избе выделенной нам под проживание, в "тысячу играем, или суп из пакетов по семь копеек хлебаем и вдруг Толя встрепенувшись вскакивает! О! -Бля! -Ветврач идёт!  -Счас я с ним поговорю!
-Да о чём тебе с ветврачом то говорить, Толя?
-А им мазь от комаров дают, -попрошу.
И такая реакция на всех встречных поперечных.
А сколько выгодных разовых халтурок нам Толя находил.
Именно благодаря ему я в одно лето пять с лишним тысяч заработал  и через брата Кольку, оформившего кредит на себя (он работал  в знаменитом тогда ЦХП ВИЗа) купил Москвич 412 ИЭ. В трёх халтурах я тогда поучаствовал.
С Сашкиной бригадой одну закончили,  Сашка остался деньги выбивать, а Толя тем временем  ещё одну шабашку нашел: Бригада одна перессорилась и разбежалась не закончив работу , не выбрав всех денег. Мы с Толей недели за три  закончили и получили по тысяче. Тем временем Саня ещё одну халтурку-монтаж  нашел -ещё по тысяче. Я больше всех тогда получил.

Но работать руками Толя  не любил.
Уклонялся при возможности.
Уйдёт на оперативку утром -только к обеду появится на рабочем месте. То пальчик поранит и в больничку уйдёт, то просто языками с кем зацепится, потом и выпивать начал несанкционированно. Выгнал его Сашка. Сказал, что сам будет по начальству ходить.
Не так просто это, как оказалось: Если Толя всегда возвращался с успешным результатом, то Саня затратив почти столько же времени часто с пустыми руками приходил.
Честно говоря я Толю не любил. Ну воспитали меня в презрении к  ушлым приспособленцам. Раздражал меня Толя.
Но совесть за подлянку  сделанную ему да и Саше меня до сих пор мучает.
В той деревне Пантелейково получили мы расчёт . Тысячи по три кажись.
Ну и на радостях "отметили" это дело. Саня выпив угнал на своих Жигулях -двойке  в райцентр, к жившим там друзьям,где ударился в загул,  ещё один парень сразу домой  в Свердловск  уехал, а мы с Толей  остались "бухать" в выделенной нам комнате, находящейся в совхозной конторе. Водка тогда была "Сибирская" -Сногсшибательная жидкость. .
Все мужички  местные в нам заглядывали , всех мы угощали.
Просыпались, опохмелялись, "вырубались" несколько дней. Эти несколько дней закупались мы в равных с Толей долях.
А потом Саня приехал проведать нас и увидел картину:Дверь настеж, на столе бутылки  полные, под столом и вокруг него бутылки пустые, мы с Толей в "умат", на гвозде  висит моя курточка и из кармана пачки денег торчат. Саша  забрал деньги, чтоб не потерялись и уехал гулять дальше.
Проснулись мы с Толей -у меня карманы пустые.  -Украли -наверное!? -Но пьяному море по колено и мы  по русскому  купеческому  обычаю   продолжили  праздник жизни.
Когда очухались  посчитали -прослезились У меня вообще денег нет, Толя две тысячи прокутил.
А  потом Сашка  приехал и рассказал, что у него друг один все деньги (в том числе и мои)забрал и сказал, что отдаст  только после полного его  протрезвления.
Сели мы с Толей в моего Москвича 402 (тогда он у меня был)  и поехали домой. Я благородно пообещал Толе компенсировать половину затрат  на пропой  (то есть когда Саня мне деньги отдаст я Толе тысячу отдаю). С тем и расстались. А потом Сашка привёз мне мои деньги и узнав про данное Толе обещание  возмутился:
-Ещё чего не хватало!  Он всю деревню поил, а ты половину ему отдашь!
Пошел он! Я с ним поговорю! -Ничего не отдавай! Что пропито и про%бёно -не хрен вспоминать.
Короче не выполнил я обещание жаба  победила благородство...
А Сашка благородней меня оказался. Он вернул мне все деньги, которые у меня из кармана забрал.
И после подсчёта остатка оказалось, что пропил и про%бал он ещё больше, чем Толя..
....................
Хочу добавить.: Как ни странно в среде тех, кого считаю маргиналами и отбросами общества бескорыстие, благородство и щедрость души  встречается гораздо чаще, чем  в обществах благородных элит.
..........................................
23 января 2018г


Рецензии