Стать поэтом в Ялте. Окончание

       Как наше слово отзовется? Сотни имен в списке тех, кто припал к  ногам  Ялты и признался  ей в  любви. Еще сотни  будущих поэтов будут с восторгом  и душевными муками отыскивать самые заветные слова, чтобы воспеть любимый  город. Как не затеряться в  этом  сонме имен и горячих строк? И как сравниться с потрясающими метафорами, которыми выстлан путь в  Ялту?
      Вот Маршак вспоминает  юные годы. Спасаясь от туберкулеза, он живал в Ялте еще в чеховские  времена.

"Вот набережной полукруг
И городок многоэтажный,
Глядящий весело на юг,
И гул морской, и ветер влажный.
И винограда желтизна
На горном склоне каменистом, -
Всё, как в былые времена
Когда я был здесь гимназистом"…

       Вот Маяковский, неутомимый  путешественник:
 «Дорога  до Ялты  будто роман: все время надо крутить».
 
Вот романтичная Юлия  Друнина в зимней  Ялте:

«Прохладно, солнечно и тихо.
Ай-Петри в  скудном серебре…
Нет, не курортною франтихой
Бывает Ялта в январе.
Она совсем не та, что летом, -
Скромна, приветлива, проста.
И сердце мне сжимает эта
Застенчивая красота.

      Вот опальный Иосиф  Бродский:  ему  тоже не повезло с  сезоном:
Квадрат окна. В горшке - желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся  мимо.
Становись, мгновенье! Ты  не столь
Прекрасно,  сколь неповторимо».

     Для  Владимира Луговского самой любимой землей был Крым. В Ялтинском  Доме творчества у  поэта  была своя любимая скала. В ней  и замуровано его сердце:

Здесь, у скалы, где молодость моя
На мир ночной так жадно,
Так взволнованно глядела,
Дай руку - посмотри и ты, дыханье затая,
На эти серебристые края,
На это мощное морское тело.

      В Ялте много раз  бывала Маргарита Алигер, которую тоже  поразило море в  кружеве вечнозеленых кипарисов  и кедров:
Сквозь разлапые ветки кедра
Солнце светит едва-едва,
Но сквозит широко и щедро
Моря ясная синева.

     Белла Ахмадулина смотрела на  Ялту  с  холма, на котором  в  парке расположился Дом  творчества писателей, и мечтала о любви:

Внизу, в порту, в ту пору и всегда,
неизлечимо и неугасимо
пульсировала бледная звезда,
чтоб звать суда и пропускать их мимо.

Любовью жегся и любви учил
вид полночи. Я заново дивилась
неистовству, с которым на мужчин
и женщин человечество делилось.

     Строки о Ялте можно множить и множить… Никто не знает, чье имя  войдет в  золотой  фонд культуры, а  чье останется в примечаниях. Остается уповать, что и твои ялтинские строки сохранит чья-то добрая  память…

Не теряй  меня…

Есть на свете такие  деревья,
Что в  душе  вызывают доверье.
Их доверие выше наград.
Не теряй меня, Чеховской сад!

Не теряй  меня, ясная Ялта!
Для  меня  твои улицы – святы.
Я тебе пригожусь – буду впору,
Как маяк, кипарисы и горы.

Над горами все круче и круче
Поднялись судьбоносные тучи…
Жизнь сурова: не падай, не трусь.
Не теряй меня, Крымская  Русь!

Не  теряй меня, жизнь, в  круговерти
Прогрешений, лишений  и смерти…
Наигралась? Уймись, круговерть!
Потеряй, потеряй меня, смерть!

Обмолочено спелое жито…
Может статься, не все пережито?
Может быть, я – грядущего семя…
Не теряй, не теряй меня, время!
               
   До  новых встреч с  чеховской  Ялтой!

                Лето 2015 г.
    


Рецензии
Добрый день, Геннадий Александрович!
Прочитал цикл рассказов "Стать поэтом в Ялте", с обзором поэтических посвящений чеховской Ялте, с неизменным интересом.
Вам, Геннадий Александрович, посвятившему любимому городу не только литературный талант, но и значительную часть жизни, "остаться в примечаниях" не получиться. Ведь, не многие поэты, из воспевавших этот замечательный город, удостоены чести быть его "Почетным гражданином". Нет, Вам "не затеряться в сонме имен и горячих строк". Спасибо. Желаю Вам крепкого здоровья и неиссякаемого творческого вдохновения.
С глубоким уважением и благодарностью.

Георгий Качаев   23.01.2018 12:50     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Георгий! Очень я благодарен вам за рецензии и размышления о путях поэзии. По причине слабеющего зрения я почти ничего не читаю на Проза.ру и не переписываюсь по той же причине,но вас читаю с истинным удовольствием. Тут не только дар слова, но еще и огромный опыт человека с кругозором, с профессиональными знаниями и знанием психологии людей. Приятно было общаться... Спасибо вам!

Геннадий Шалюгин   24.01.2018 16:02   Заявить о нарушении