5. Шутка. Рассказы Серёжи Данилочкина

Эта история ещё летом случилась, на «Ветерке». Только мама до сих пор ни о чём таком не догадывается.
Базу отдыха «Ветерок» в сосновом лесу я люблю больше всего на свете.
Во-первых, там можно каждый день купаться в реке, даже в дождик.
Во-вторых, можно всё время ходить босиком по иголкам и песку.
В-третьих, какие-нибудь соседи обязательно покатают на моторке.
В-четвертых, папа с мамой не ходят на работу и могут играть со мной хоть в футбол, хоть в настольный теннис, хоть в «балду».
В-пятых, на велосипеде целый день можно кататься, пока Бимка не устанет сзади бежать.
В-шестых, мы с папой там рыбачим! И я сам поймал прошлым летом настоящую щуку!
В-седьмых, десятых и стотысячных там происходит ещё куча замечательного, я и половины не перечислил!
Мы с Бимкой начинаем ждать поездки на «Ветерок», как только съезжаем оттуда в город. И потом ждем всю осень, всю зиму и всю весну. А уж когда начинается лето и каникулы, мы прямо изнемогаем от нетерпения.
В этом году папа с мамой наконец-то согласились взять на «Ветерок» Сашку. И сказали, что дают нам испытательный срок – неделю. Если не подведём и будем образцово-показательными мальчиками, то они разрешат Сашке остаться с нами до конца нашей смены.
Хотя мы-то с Сашкой знали, что родители про испытательный срок просто пугают. Сашка своими ушами слышал, как моя мама говорила Сашкиной: «Сдадим вам через три недели загорелого мальчика»!
Мы с Саней сразу начали отдыхать на полную катушку. Мы плавали и ныряли, как сумасшедшие. Ходили в лес есть малину и чернику. Гоняли на великах до соседней базы и ещё дальше. Сделали арбалеты, и у нас был поединок, и я, само собой, выиграл!
Еще мы с Сашкой ловили тряпкой мальков. Могу научить, кто не знает. Для этого нужен друг и большая половая тряпка. На реке вместе с другом растягиваете тряпку за уголки и опускаете вниз, под воду. Теперь надо стоять тихо и не шевелиться, пока над тряпкой не поплывут мальки. Как поплыли – рраз! - и тряпку вверх! Двух-трёх мальков обязательно поймаете. Потом выпускаете – и можно заново начинать.
Еще мы с Сашкой участвовали в конкурсе песчаных фигур. Нужно было сделать на песке что-то выпуклое и красивое. Сначала мы долго не могли придумать – что. Саня быстренько обежал весь пляж и подсмотрел у взрослых. У них было неинтересное: песочные тётеньки в купальниках, бутылки и машины. Мы подумали-подумали, и вылепили футбольный мяч. Украсили шишками и ракушками. Получилось ужасно красиво. Но первое место и пять коробок сока достались какой-то толстой русалке. А нам сказали только: «Мальчики тоже постарались»! Представляете?!
Но нам и без их приза, конечно, жилось прекрасно. Жаль только, что прошло уже две недели и осталась одна – последняя.
В тот день мы были на берегу вместе с папой – мама готовила обед «на трёх троглодитов мужского пола». Мы плескались, визжали, а папа сидел с книжкой на покрывале и изредка на нас поглядывал. Рядом с ним послушно лежал мокро-песочный Бимка.
Наплескавшись, мы с Сашкой занялись делом: стали отрабатывать длительное погружение. По очереди ныряли и считали, кто сколько продержится под водой. Мой рекорд был пять, а Сашкин – восемь. Я пока его ждал, даже подумал: может, он там, под водой, заблудился и забыл, куда выныривать?
– Ну Санёк, ты водолаз! – говорю.
– Да ладно! Это я сегодня ещё слабенько ныряю, – напускает на себя Сашка притворной скромности. – А вообще-то я запросто мог бы стать искателем жемчуга.
Про искателей жемчуга нам папа вчера рассказывал – что раньше мальчики некоторые так даже на жизнь зарабатывали: ныряли за ракушками, в которых речной жемчуг лежит.
Тут-то мне и пришла в голову идея.
– Сашка, а давай ты нырнёшь, а я скажу папе, что ты утонул! Он побежит искать – и тут – тадам! -- ты ровно через пять минут выныриваешь, как настоящий искатель жемчуга! Представляешь, как он удивится?!
– Давай! – обрадовался Сашка.
Насчёт разыграть кого – Сашка всегда за. И насчёт того, чтобы все удивились, какой он невозможный талант.
Я глянул на берег: там всё было тихо, папа на нас не смотрел. Одной рукой он перелистывал страницы, а другой почёсывал Бимку за ухом.
- Готовсь! – скомандовал я Сашке. – Раз, два, три!
Сашка нырнул, а я закричал:
– Папа, папа, Сашка утонул!
Папа вскочил, книга упала в песок, Бимка залаял. Папа весь стал какой-то белый и побежал в воду.
У него было такое лицо, что я ничего не смог больше крикнуть. Я просто не ожидал от него такого лица! Я же думал – будет смешно! Хотя бы когда Сашка вынырнет! Но Сашка, как назло, всё не выныривал. А папа бежал к нам со своим белым лицом, пока на счет девять или, может быть, сто, не появилась мокрая Сашкина голова. Сашка фыркал и отплёвывался, а когда открыл глаза – сделал радостное от рекорда лицо. И только тогда увидел папу.
А папа увидел Сашку. Потом посмотрел на меня, медленно развернулся и побрёл по воде к берегу, где надрывался от лая Бимка и лежала в песке книга.
Папа нам ничегошеньки не сказал. Ни полсловечка. Но вечером ему вдруг стало нехорошо. Что-то с сердцем. Мама побежала в медпункт. Оттуда пришла врач и стала папу слушать, мерить давление и пульс.
- Может, вы поволновались сегодня? Может, случилось что? – спросила доктор.
Папа покачал головой: нет. И даже не посмотрел в нашу сторону. А мама стала говорить:
- В том-то и дело, доктор! Мы отдыхаем, свежий воздух, река – только положительные эмоции! Может, это от солнца?..
Доктор ещё что-то спросила, дала папе под язык какую-то таблетку и сказала, что если не пройдёт – завтра надо ехать в город.
Мы с Сашкой в своей комнате не спали всю ночь. Сначала я плакал. В подушку, чтоб папа с мамой не услышали. Потом я стал Сашке говорить, что если с папой что-то случится – я никогда себе не прощу. Я тогда утону по-настоящему, а потом с крыши нашего домика спрыгну. Прямо в крапиву. Чтоб наказать себя посильнее.
И вдруг Сашку осенило:
– Слушай, Серёга, ничего с собой делать не надо – папа так еще больше расстроится. Я придумал: надо стать образцово-показательными мальчиками! Помнишь, твои родители говорили? Тогда папа обрадуется и быстро поправится.
– Ну да ещё… А как же наказание?..
– Серёга, да ты сам подумай, что может быть ужасней – стать ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫМИ! Как какая-нибудь Валька Гурьянова! Ты только представь! Хуже наказания и не выдумаешь!
Я представил.
И содрогнулся.
И понял: это – то, что надо.
Никто не смог бы такого придумать. А Саня – смог. Потому что он – настоящий друг и голова.
Полночи мы сочиняли план на ближайшую неделю. Заснули, когда уже светать начало.
Утром первым делом я побежал к папе.
Папа был весёлый. У него ничего не болело!
Но мы всё равно начали новую жизнь.
Мы заправили кровати, позавтракали и пошли чистить картошку. Сами сварили её на обед – мама только газ зажгла и посолила. Еще после завтрака и обеда мы помыли посуду. Мама удивлялась и говорила папе:
- Ты только посмотри, какие таланты они в землю закапывали! Знала бы – давно бы их поварами назначила, близко бы к кухне не подошла!
Потом мы вымели весь песок в доме. Потом сели за учебник с задачами, который папа положил нам с собой на случай плохой погоды. Потом пошли с мамой на реку (папу мама уговорила хотя бы денёк поберечься от солнца) и на берегу читали книжки. Один только разик наскоро искупались. Мама даже забеспокоилась: может, мы тоже на солнце перегрелись? Может, нам тоже пора доктора вызывать?..
На следующий день мама опять стала немного нервничать. Мы же не мычали утром в кровати, как нормальные люди: «Ну ещё полминуточки… Отдохнуть детям не дают» - мы как ненормальные САМИ встали пораньше, сделали зарядку (ни разу не подравшись), заправили кровать, накрыли на стол, съели завтрак, сказали: «Спасибо, всё было очень вкусно!» и помыли посуду. Потом по расписанию мы читали книги, решали задачи, готовили обед, вычёсывали Бима, мели пол.
Иногда я видел, что Сашка прямо погибает от такой образцово-показательной жизни. И говорил ему:
– Санёк, ну чего ты со мной мучаешься? Я один во всём виноват – я ведь эту дурацкую шутку придумал. Брось ты всё, иди на велике покатайся.
Но Сашка не отступал:
– Во-первых, если бы я так здорово не нырял, ничего бы и не было. А во-вторых, – ты что, думаешь, я тебя брошу? Чтоб ты один тут от зарядок этих и задач помер страшной смертью? Ну уж нет. Вместе умирать будем.
Каждый день моя мама звонила тёте Люсе, Сашкиной маме, и расхваливала нас на все лады. Говорила, что Саша на меня «очень положительно влияет» и что «если б знала – давно бы Сашу взяла с нами, чтобы он Серёжку перевоспитал».
Сашка глядел на меня и пожимал плечами – мол, я тут не при чём, мама, дескать, сама правду видит. Я стискивал зубы, но молчал.
Папа был здоров и весел. Он хитро поглядывал на нас и говорил, что благодаря нам он с каждым днём всё веселее и здоровее становится.
Ну и мы старались изо всех сил. И каждый день себе всё новые наказания придумывали: окна протереть, шишки около домика убрать, крыльцо починить (там, где краска облезла – мы с Саней гуашью покрасили).
Шли уже четвертые сутки нашей мучительной образцовой жизни. Через два дня кончалась смена. После завтрака, когда мы уже посуду вымыли и даже вытерли (правда, полотенце уже мокрое было, и Сашка ложки тихонечко об штаны вытирал), я сказал:
- Санёк, стой тут, сейчас задачи принесу.
И тут папа подошел, обнял нас с Саней и говорит:
- Всё, братки. Задачи отменяются до конца смены. А то мы с мамой или умрём от счастья, или лопнем от гордости. Или у нас таких идеальных детей просто похитят. Для выставки достижений народного хозяйства.
- Точно! – засмеялась мама.
- Берите-ка маски, трубки, зовите Бимку – и вперёд, на речку! Будете нырятельные рекорды ставить. Посмотрим, кого из вас в искателей жемчуга отдать, – и весело нам подмигнул.
Сашка засмеялся – и я прям слышал, как у него с души упал камень и с грохотом покатился далеко по деревянному нашему полу.
И у меня камень упал. И я уткнулся в папу и сказал ему прямо в тёплый живот, чтоб никто не услышал:
- Ты самый лучший на свете!


Рецензии