Паровой катафалк

- Достопочтенные леди и джентльмены! Разрешите мне, президенту Ассоциации поддержки гужевого транспорта Джонатану Уилбери выступить с речью против тенденции последних лет – вытеснения труженицы и кормилицы лошади новомодным изобретением, именуемым «локомотив», сиречь паровоз. Я много лет являюсь бессменным директором компании, омнибусы которой колесят по дорогам страны от Кента до Эдинбурга. Она заслужила множество самых восторженных отзывов клиентов, которые вы, господа, можете прочесть на страницах вот этой книги. Но сегодня всему омнибусному движению в Англии, Шотландии, Уэльсе угрожает напасть, имя которой – паровоз! Наше правительство и железнодорожные компании намерены покрыть сетью железных рельсов просторы нашей прекрасной страны!

Что такое железнодорожный состав, леди и джентльмены? Это, если можно так выразиться, вереница соединенных между собой катафалков, в которых везут ничего не подозревающих людей. Чем я обосную такое шокирующее многих сравнение? Во-первых, паровозный дым.

Подобно сказочному чудовищу, дракону из английских легенд он изрыгает черный дым, опасный для нашего с вами здоровья, господа. Мой дядюшка Арчибальд скончался от рака легких после того, как несколько раз прокатился в Ливерпуль и обратно, мир праху его. Кто-то, быть может, скажет: все дело – в сигарах, которые он курил с малолетства. Но ведь до того, как он впервые стал пассажиром поезда, никаких признаков смертоносной опухоли врачи у него не замечали. Ну, кашлял… а кто, скажите мне, не кашляет в нашем сыром и туманном климате? И только после путешествия в поезде он стал стремительно угасать на глазах отчаявшихся родственников. Кто виновен в его смерти? Несомненно, черный дым из паровозной трубы, который врывался в открытое окно купе и который вынужден был вдыхать несчастный дядюшка. Этим же дымом дышал он и на лондонском вокзале. Так вот кто виновен в гибели его, и уверен, еще немалого числа пассажиров – паровозный дым!

Между прочим, дымящий, чадящий паровоз каждодневно проносится мимо зеленых лугов, фермерских полей, пышных садов. Пройдет время – и под воздействием дыма увянут цветы, перестанут плодоносить деревья и кустарники, погибнет урожай. Все это погубит черный дым! То ли дело труженица-лошадь. Хоть она и оставляет… прошу прощения, леди и джентльмены, продукты своей жизнедеятельности, однако же не является источником губительного дыма. Нас уверяют, что через сто лет улицы наших городов будут покрыты трехъярдовым слоем этого…м-м… продукта. Однако я уверен, что к тому времени наука непременно изобретет средство, с помощью которого можно будет в кратчайший срок удалять м-м… это самое с наших мостовых. А пока этим успешно занимаются дворники.

То, что м-м… производит лошадь и то, что изрыгает в атмосферу паровоз – абсолютно разные субстанции. Одно удобряет поля, другое губит цветы, деревья, птиц, людей – таких, как мой дядюшка Арчибальд, вечная ему память. Мы должны спасти природу нашей прекрасной страны от этих смрадных, грохочущих железных чудовищ!

Во-вторых: вы видели эти рельсы. Они тянутся на много миль. Кто может дать гарантию, что          
однажды колеса поезда, движущегося на полной скорости, не сойдут с рельсов, и пассажиры не станут жертвами страшной катастрофы? Ведь они такие узкие, эти рельсы! А если злоумышленники, например, ирландские террористы, захотят устроить крушение: подложат что-нибудь на рельсы, переведут стрелку так, чтобы составы столкнулись, сделают подкоп под железнодорожную насыпь? Вы скажете, что ирландцы безобразничают у себя в Ирландии? Отнюдь! Три дня назад в соседнем городке арестовали одного Пэдди, который пытался подложить бомбу у полицейского участка! Да и кроме ирландских террористов есть  и доморощенные хулиганы, и те негодяи, которые крадут металл, дабы продать его скупщику, а на вырученные деньги напиться в ближайшем пабе.

А сколько случайных людей могут попасть под колеса несущегося поезда! Сельский пьяница, задремавший на рельсах, глуховатая бабушка, несмышленый малыш, любой зазевавшийся прохожий! А собаки, кошки, коровы, овцы, козы, поросята, кролики, олени, лисы, барсуки, пересекающие железную дорогу! Пощадите ближних своих, пожалейте и братьев меньших!

«Дьявольской колесницей» назвал поезд преподобный Томас, присутствующий здесь – и был тысячу раз прав! Благими намерениями, как вам известно, вымощена дорога в ад. Шпалы железнодорожного пути и есть те благие намерения, коими руководствуются наши политики!

Нам говорят, что нынешний век – эпоха пара. Но я верю, что пар этот скоро улетучится, и жизнь вернется в привычное русло. Посмотрите на эти уродливые, грубые пароходы с их дымящими трубами, режущими слух гудками и непропорционально большими колесами, и сравните с изящными, гордыми корветами с их белоснежными парусами, которые наполняет попутный ветер, их стройными силуэтами… Сравните живую лошадь с бездушной машиной!

И зачем нашей великой своим влиянием в мире, но не очень великой размерами стране тысячи миль «железки»? Мы – остров, со всех сторон ограниченный морем, площадь его не столь огромна, чтобы покрывать его сетью железных дорог. Они впору континентальным империям, например, Австрии или России. А нам с вами куда милей добрая старая лошадка!

Представим: паровоз вытеснил омнибус. Это значит, что кучера останутся без работы. На какие средства они будут содержать свои семейства? Лишившиеся заработка кучера станут объектом подрывной пропаганды социалистов, а это значит – бунты и беспорядки. Вот куда толкают нашу страну адепты паровозного движения! Для того чтобы множество паровозов могли денно и нощно перемещаться из одного конца Британии в другой, требуется каменный уголь, очень много угля! Сегодня его во все возрастающих количествах поглощают топки пароходов; представьте, что к ним добавятся паровозы. Залежи угля скоро иссякнут, шахты придется закрыть – и сотни шахтеров выйдут на улицы наших городов!

Перед вами должен был выступить лучший из кучеров моей компании Джек Хоуарт, однако это славный малый выражается, как последний кокни, и мог бы оскорбить слух присутствующих здесь леди. Потому от его имени выскажусь я: Англия не нуждается в паровозах! Господа, мною подготовлен текст петиции, которую мои доверенные люди передадут в парламент. Послезавтра я выступлю с речью в Гайд-парке и, уверен, после этого мы обретем много новых сторонников из числа лондонцев, верных вековым традициям.

Пусть процветает наша ассоциация и моя омнибусная компания!


Рецензии