Будрин В. С. Утешение

ВСЕВОЛОД  БУДРИН

УТЕШЕНИЕ

За двенадцать лет до выхода на пенсию поручили обследовать так называемые геологические памятники природы. Они представляют собой опорные обнажения горных пород и характерные формы рельефа, а также другие геологические достопримечательности, подлежащие охране государством для сохранения их грядущим поколениям.  Все они располагались на Северо-Западе России.

Двенадцать лет  пропадал я в летнее-осенние сезоны среди глухих безлюдных лесов и болот, где каждый шаг грозил встречей с малярийными комарами, энцефалитными клещами, волками, медведями, пиявками, змеями и беглыми разбойниками…
Песенка у меня сложилась такая:

Гори звезда моей бродячей,
Моей скитальческой судьбы!
То я под Мурманском рыбачу.
То я под Псковом ем грибы…

Но бодрая песенка мало спасала от бесчисленных кошмарных переживаний. Хорошо ещё, что иногда обследование памятников мы проводили вдвоём с Ириной Валериановной Кутлуковой. Было веселее. Однако, всякие экстремальные ситуации в походах с её участием ещё более умножались и обострялись. Правда,  иногда она, одной только силой мысли, могла разгонять тучи…
Всех приключений рассказать невозможно, их было неимоверно много! Но вот два случая весьма типичных. Изложу их в «гомеровском» стиле.

1…Далеко отстала Ирина, тащившая тяжкий рюкзак
       Всевозможных вещей, нужных ей на путях полевых,
       Включая танцевальное платье, на случай привала в деревне.
       Где по вечерам могла быть в тамошнем клубе гулянка…

       Был я весьма утомлён долгою пешей ходьбою
       И встретил с восторгом большую упавшую ель.
       Сбросив рюкзак у вывернутых ветром корней,
       Грохнулся я на душисто-смолистые ветви, ужасно густые.
       И, облегчённо расслабясь, вздохнул.
       Вдруг подо мной кто-то громко взрычал,
       И из-под хвои метнулась огромная рысь,
       А за рысью рысёнок бежал!
       Зверь испугался, решив, что пришедший –
       Бесстрашен, вооружён и опасен…
       Не знал он о том, как смертельно
       Напуган был я – человек!

       Издалека видела это Ирина. Она закричала:
       «Сева, смотри – лошадка бежит и тащит тележку!»
       Ира была близорука, но, вынув очки, дальнозоркою стала.
       «Это же рась и рысёнок!» - вскричала она.
       И напечатан был ею об этом рассказ в сборнике воспоминаний
       О встречах с животными – авторов многих. (С.Петербург, 2004).

2….Это случилось, когда с Валериановной Ирой
       Мы изучали объект – «озерко из железа»,
       Плескалась вода в берегах из болотной железной руды.
       К озеру шли мы, всё удаляясь от станции Хвойная.
       Вдруг вышли на вырубку леса и видим:
       Вдали мёртвый мужчина на брёвнах лежит!

       Вдруг по дороге из леса вылетел к нам мотоцикл с коляской!
       «Убийцы примчались!» - ужасная мысль
       Пронеслась у меня в голове, и от страха я чуть не упал!
       К счастью, когда мотоцикл затих возле нас,
       Увидел я женщину в нём, добрую к нам.
       Егерша местная. Прямо богиня Диана!
       На спине у неё висел карабин, а на груди –
       Бинокль большой. Будучи всё ещё в страхе,
       Я ей показал на недвижное тело. Она,
       На него глянув в бинокль, спокойно сказала:
       «Это мужик не из наших, чужой. Пусть полежит.
       Сообщу. Следственник Юра во всём разберётся, как надо».

       Такая картина, видимо, была ей привычна.
       Не испугалась, конечно, и Котлукова.
       Тоже она – «коня на скаку остановит»!
       Им-то не страшно, а мне каково?!

Не удивительно, что после подобных переживаний в течение двенадцати лет, вышел я на пенсию с нарушенной нервной системой.  Но, радуясь, что чудом остался жив, отдохнув и поразмыслив, понял я, что совершил трудовой подвиг и возгордился.Как было не возгордиться, когда среди обследованных геологических памятников природы были водопады на реках Саблинка и Тосно, тосненские пещеры, приозёрские граниты, геологические обнажения на реках Оредеж и Волхов. И многие десятки других объектов уже за пределами Ленинградской области – на землях Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской и Калининградской областей, а также остров Валаам!...

Возгордившись своим трудовым подвигом, увековечил я его, подражая А.Пушкину, в стихотворении, которое, в отличие от пушкинского, назвал не ПАМЯТНИК, а ПАМЯТНИКИ. Вот оно.

ПАМЯТНИКИ
Нерукотворных памятников много
Геологических воздвигнул я себе!
Взнеслись они гранитами высоко,
Они сверкают золотом в слюде!

Я их нашёл! Я сдал их под охрану!
Потомок дальний вспомнит обо мне,
Когда средь строек – встретит нашу «МАМУ» -
Природу в первозданном, чистом сне!

Утешаюсь этим на заслуженном отдыхе. Успокоился. Только иногда во сне вскрикиваю, встретя рысь или крокодила… А проснувшись, - смеюсь.


Рецензии
Какой милый и берущий за душу рассказ! Сразу представляешь себе неутомимого человека с рюкзаком и хорошим чувством юмора!!! Спасибо!

Ольга Никишина   13.01.2023 20:16     Заявить о нарушении