Родина

     Толкачёв стоял в тамбуре, курил и смотрел на мелькающие в окне поезда посёлки, поля и леса. Шёл дождь. По разбитой просёлочной дороге шёл пьяный мужик в ватнике и кирзовых сапогах. За ним, надрвыно лая, бежала маленькая грязная собачка. Мужик остановился, повернулся к собаке и исчез из поля зрения Сергея. Промелькнул какой-то полустанок. Потом грязные вагоны, какие-то железки, сваленные в большую кучу. Потом недолгий лес и необозримые поля.

     "До конца двадцатого века осталось всего восемнадцать лет,  а всё та же картина - неустроенность, грязь и убожество". На душе было тоскливо.
    
     У Сергея было ощущение, что он уезжает, не доделав чего-то, и это не давало ему покоя. С ним была похожая ситуация. Лет десять назад в студенческом стройотряде они строили коровник в одной из пензенских деревень. Работали подсобниками - кирпич давай, раствор давай. А каменщиком был горбатый старик, которого все называли Петей. Работал он  всегда очень быстро, при этом кладка получалась ровной и какой-то даже красивой. Однажды, во время перерыва, Толкачёв разговорился с Петей. 

     - Как у Вас ловко получается. Я бы так не смог.
    
     - Ошибаешься. Просто навык и желание. Это главное в любой работе. Хочешь научиться?

     -  Да. Мой отец сказал мне как-то, что мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Деревьев я уже насажал много, сына предстоит ещё породить и вырастить. А вот дом построить...

     - Ну, отец твой имел ввиду другое. Построить дом не буквально. Построить дом  в смысле создать семью. Дом - не стены и потолок. Это место, где тебя ждут всегда и куда тебе всегда хочется возвращаться.

     - Понимаю.

     - Но строить, по-моему, должен уметь каждый мужчина. Я попробую кое-чему тебя научить.

     После недельного курса Серёга понял принципы кирпичной кладки и усвоил азы профессии каменщика. Несколько раз Петя доверял ему мастерок (кельму, как он говорил) для самостоятельной работы. Сам покуривал в сторонке и изредка делал замечания.

     Однажды Петя заболел и не пришёл на работу. А раствор привозили готовый и в это утро полкуба его уже лежало в металлическом корыте. Совхозный бригадир психовал и всех спрашивал "Что делать?"  Толкачёв вызвался поработать каменщиком. Бригадир с некоторым недоверием глянул на него, потом махнул рукой:

     -Давай!

     Сергей с трепетом положил несколько кирпичей в медленном темпе. Потом дело пошло веселее и уже ряд полуторной кладки почти был закончен, как грянул страшный ливень. Студенты с криками побросали лопаты и носилки и побежали под навес, служивший крышей полевой кухни. Толкачёв, которому ничто человеческое было не чуждо, оказался там же.

     Подошло время обеда. Дождь по-прежнему поливал объект приложения студенческого труда. Сергею стало грустно. Остатки раствора в корыте постепенно превращались в жидкий кисель. Толкачёву было очень жаль, что он не закончил начатое дело. Это было чувство безысходности, бессилия.

     То же самое чувство накрыло Сергея и сейчас, спустя много лет,  в поезде, который увозил его за границу. Он уезжает, не закончив чего-то самого важного и нужного. В глубинах сознания он понимал, что это необратимо, что наверстать, как когда-то с кирпичом, не получится.

     А между тем, день клонился к закату. Яна позвала его в купе. Ужин, подготовка ко сну и разговоры ни о чём с женой немного успокоили. Улеглись . Сергей долго ворочался на мягком диване спального вагона, но уснуть не удавалось. Он оделся и вышел в коридор.

     Там он увидел пожилого человека, внимательно, даже напряженно  всматривающегося в окно, хотя там практически ничего не было видно. Попутчик оглянулся на Толкачёва:

     - Не спится?

     Сергей кивнул.

   - Угостите сигаретой?

   - Пожалуйста. - Толкачёв достал любимую "Нашу марку". - Пойдёмте в тамбур, а то здесь проводница отругает.

   Пару минут курили молча.

   - Далеко едете?

    - В командировку... - туманно ответил Сергей.

    - Понимаю...- Мужчина замолчал и опустил глаза. Потом вдруг резко поднял их и впился взглядом в собеседника. - А я вот насовсем. Сначала в Вену. потом в Тель-Авив. Понимаете - НАСОВСЕМ! Шестьдесят лет прожил в Москве...

     - А семья? - Сергей не понимал, как себя вести - молчать или задавать вопросы.

     - Жена умерла в прошлом году, а сын давно уже живёт во Владивостоке. Он - моряк.

     Опять повисло молчание.

     - Давайте познакомимся, что-ли? Юрий Семенович!

     - Сергей. - Толкачёв пожал тонкую и мягкую ладонь собеседника.

     - Чем занимаетесь?

     - Преподаю в Политехе. В Политехническом институте.

    Юрий Семенович вскинул брови:

    - Так мы с Вами коллеги! Что читаете?

     - Информатику.

     - А я, знаете, учу своих студентов проектировать дома. Вернее - учил. - пауза со сдвиганием бровей. - Вот что, коллега. У меня есть коньяк, давайте выпьем за знакомство.

     В купе Юрия Семеновича было пусто.

     - Еду один. В спальном вагоне. Никогда ещё такого не было. Надо же такому случиться - впервые и, наверное, в последний раз. - Юрий Семёнович усмехнулся.

     После первого глотка несколько минут продолжалось молчание.

     - Юрий Семенович! А почему Вы не полетели на самолёте?

     Попутчик посмотрел в чёрное окно:

     - Наверное, я всё-таки русский человек, хотя всю жизнь в Пятой графе писал "еврей". Захотелось напоследок запечатлеть в памяти пейзажи покидаемой навеки Родины. Не знаю... Вроде бы еду в хорошие жизненные условия, ка написал мне двоюродный брат из Тель-Авива, он живёт там уже восемь лет. А почему-то тоскливо. Я ведь из Москвы за шестьдесят лет уезжал максимум на две недели - то в командировку, то в отпуск на море. А ту покидаю не только Москву... Давай, Серёжа, ещё по глоточку! - неожиданно перейдя на "ты", Юрий Семёнович не вызвал у Сергея отрицательных эмоций. Наоборот, как-будто стал ближе.

     - Понимаешь, Серёжа! Я ведь даже иврит уже назубок знаю, мне там уже рабочее место кузен приготовил. А что-то нерадостно мне. Сын мой ходит в международные (это он их так называет) плавания и обещал навещать меня. Зачем я еду - это для меня не вопрос. Многое, очень многое в нашей стране меня достало до самой печёнки. Враньё с высоких трибун, нехватка элементарных вещей, необходимых для нормальной жизни, взяточничество и кумовство. "Что можно Юпитеру, нельзя быку!" - сплошь и рядом в России. Брат пишет, что в Израиле всё совсем по другому. Вот я и думаю на склоне лет пожить в человеческих условиях. До последнего дня перед отъездом меня не отпускало чувство предвкушения чего-то радостного, как в детстве в предновогодние дни. Когда сел в поезд, вернее, когда поезд тронулся, как-будто что-то оборвалось внутри...

      "У меня то же самое!" - чуть не ляпнул Толкачёв.

     - Я, Сергей, никогда раньше не задумывался над смыслом выражения "любовь к Родине". Что же это за штука такая? В нашей детской литературе любовь к Родине ассоциируется с русскими народными играми, традициями, со снежной бабой, Дедом Морозом , с берёзами-рябинами. Позднее нам прививают чувство гордости за великих соотечественников - Пётр Первый, Александр Невский, Суворов, Гагарин, Ленин и т.д., и т.п.  По поводу народных игр и берёз могу сказать - если в моей жизни этого практически не было, значит я не могу быть патриотом?! Конечно же это не так! Я горжусь тем, что являюсь соотечественником  Льва Толстого, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Рахманинова, Чайковского, Репина... Но сейчас-то я не о них тоскую, они-то останутся со мной при любых обстоятельствах! Уезжаю-то я не от них! Я уезжаю от ЦК КПСС, от секретарей обкомов и райкомов, которые указывают мне как жить, от Первого отдела, от продавщиц в грязных халатах, от лживых Новостей, от опоённых собственной вседозволенностью стражей закона, от выборов в Верховный Совет, которые почему-то называются выборами, от врачей, которые меня не столько лечат, сколько "учитывают", от очередей за ВСЕМ, от идиотского парадокса - преподаватель ВУЗа, имеющий степень доктора и звание профессора, зарабатывает в разы меньше, чем таксист или официантка, что новый автомобиль стоит дешевле старого!.. - Юрий Семёнович вдруг умолк и заплакал.

     Молча, не вытирая слёз, он налил себе и Сергею сразу по пол-стакана, молча же выпил залпом.

     - Это нельзя любить! Это надо ненавидеть! Но ещё, Серёженька, я уезжаю от могил моих родителей, жены и моих сестёр. Я уезжаю, оставляя здесь своих друзей Жору и Василия. Мы дружим с детства. я всегда любил их, как родных братьев. С Василием мы даже на фронте вместе были, правда недолго. Я оставляю родительский дом - квартиру, где прожил всю жизнь. Я оставляю свой арбатский двор, где мне знаком каждый закоулочек, каждый кустик. Я оставляю утреннюю толчею в метро - "осторожно, двери закрывапются..." .  Оставляю стадион "Динамо", оставляю любимые Сокольники, которые, правда, очень изменились со времён моей молодости... Здесь остаётся моё пршлое, которое у меня никто не может отнять, но которого у меня уже никогда не будет... Вот - моя Родина! Я её люблю, я ею дорожу! Она будет мне сниться и вспоминаться. Эту любовь мне прививать не надо. Она возникает сама! Я никогда больше не увижу эту мою Родину, но в сердце она будет жить всегда! Прости за пафос. - Юрий Семёнович как-то неловко улыбнулся.- Покурим. - глаза его просохли, в них исчез огонь, пылавший за секунды до этого.

     Перекур прошёл в молчании. Вдруг Юрий Семёнович неожиданно весёлым голосом спросил:

     - А ты знаешь, что Оноре де Бальзак был евреем?

     -?!

     - Однажды он заявил: "Чтобы осилить дорогу, надо хотя бы идти!" - Юрий Семёнович засмеялся - Типично еврейское выражение.

      - Мне нравится один еврейский анекдот.- Толкачёв подхватил настрой на весёлую волну.- Группа евреев-альпинистов штурмует одну из кавказских вершин. Вдруг один срывается и падает в расщелину.  Другие в волнении подбегают к расщелине и кричат во тьму: "Изя! Ты живой?"  "Да!" - отвечает Изя. "Руки-ноги целы?"  "Да!"  "Сам выбраться сможешь?"  "Не знаю! Я ещё лечу!"

     Юрий Семёнович смеялся до слёз. Потом перестрелка анекдотами длилась почти до утра. Спать совсем не хотелось. Настроение явно улучшилось, хотя слова попутчика не давали полного успокоения.


(Продолжение следует...)


Рецензии