Рукою Мастера

       Илзе – латышское имя.
       Если прислушаться к нему сердцем, оно станет созвучно трению гальки друг о дружку, когда бежит по ней босоногая девчонка на зов судьбы. Это и гибкая крепкая лоза, из которой мастер изготовит нечто изящное. Если это имя прошептать на рассвете, оно заиграет узорами дюн и навеет надземную думу. А если посмотреть в будущее девочки Илзе, то можно уловить дыханье мазков на загрунтованном холсте, жаждущем сочных земных красок…
       Детство и юность Илзе проходят в Риге, в Академии художеств, в окружении увлечённых творческих людей. Первые любимые книги – легенды народов мира и альбомы с репродукциями великих художников. Темы раздумий – любовь и воплощение её образов в мировой культуре, единение через культуру и искусство народов Запада и Востока. Свет любви её родных оттеняют суровые краски военных и послевоенных лет, репрессии культурных, образованных людей Латвии, в том числе горячо любимых отца и матери. Испытания закаляют характер юной художницы, даруя силу духа, столь необходимую ей на долгом жизненном пути, и зажигают неукротимый внутренний огонь. Древнее величие прибалтийской природы, облик родного города становятся первыми эстетическими впечатлениями, формирующими мировосприятие девушки. Строгие линии готических соборов, мощные звуки органа, светоносная яркость витражей закладывают основы ее художественного стиля и воплощаются впоследствии во многих картинах, посвящённых Латвии, объединяя в себе природу, историю и культурное наследие родины.
      Романтика молодости приводит Илзе на Алтай. Теперь она Илзе Рихардовна Рудзите – известный художник-живописец, график, преподаватель Новоалтайского художественного училища – со своей программой обучения в стиле импрессионизма и постимпрессионизма. Несколько лет дерзаний в педагогической деятельности дают хорошие результаты – за свои дипломы все её ученики получают высшие баллы, и почти все поступают в ВУЗы…
       Однако судьба зовёт Илзе дальше, в Горный Алтай – в далёкую Уймонскую долину, в край Беловодья. Энергии этого места благотворно сказываются на здоровье и творчестве художницы. Дни складываются в годы и десятилетия. Выставки её картин проходят по городам большой советской страны и за границей. По мнению многих специалистов, Илзе Рихардовна – одна из наиболее своеобразных художественных личностей, живущих на Алтае. В её творчестве удивительно переплетаются различные национально-культурные традиции, которые сливаются в единую картину общечеловеческих художественных ценностей. Она соединяет в своём искусстве латышские национальные корни с исконно русскими культурными традициями, и мотивы алтайского фольклора и алтайского быта с национальными традициями других народов. Картины И.Р. Рудзите помогают преодолевать межнациональные разногласия и понятны всем людям.
       Накануне своего 80-летия художница задумывает портрет известного художника и мыслителя ХХ века Николая Константиновича Рериха – человека, почитаемого ею со школьных лет. Отец Илзе, Рихард Яковлевич, был в переписке с семьёй художника много лет. Картины его завораживают Илзе с детства, и философские труды, нашедшие отклик в литературном творчестве отца, она постигает с юности.
       …Итак, рисунок на картоне выполнен. Холст загрунтован, и контур карандашом обозначен. Рука, ещё робко, берёт первые мазки, и полупрозрачный силуэт на полотне постепенно начинает уплотняться, впитывая краски с палитры, словно вбирая физическую силу. Художница работает в привычном ритме, тонко смешивая цвета и накладывая на холст по всем правилам художественного ремесла. В груди её бьётся волнение от осознания ответственности за своё творение. Молитва всегда помогает Илзе в таких случаях, но это волнение не проходит. Приходит понимание, что это не просто портрет – передача энергетики, мощи мыслителя. Напряжение растёт поминутно, и кажется – сердце не выдержит…
       За окнами мастерской суровый зимний день, лишь ненадолго впускающий в комнату солнечный свет. И вдруг, неизвестно с каких планов бытия спустившись в этот мир, неведомая птичка за окном подаёт свой голос. Странно, но скромная песня божьей птахи в пространстве окружающих её замёрзших ветвей меняет что-то и в атмосфере мастерской, наполненной запахом красок и волнением женщины, и в сердце самой художницы. Волнение Илзе сменяется высоким вдохновением, уверенностью. Вздох благодарности вырывается из её груди. Остаток дня и ночь проходят незаметно…
       Утром Илзе подходит к своему творению и видит живой образ того, кто благословил её на этот труд, кто дал направление жизни в далёкие годы юности. «Мастер улыбается!.. Для художника нет одобрения выше», – думает она, закрывая ладонями уставшие глаза и вспоминая чувство незримого присутствия самого Николая Константиновича во время её работы накануне и явное ощущение того, как он «вошёл» своей рукою в её руку и закончил портрет…
       Илзе – латышское имя.
       Детство и юность её проходят в солнечной Риге. Зрелые годы вбирает седой Алтай, вписывая цветными мазками каждый её день в многомерный суровый холст жизни. Палитра его богата.

       *

       (на фото – Илзе Рудзите (1937-2022))


Рецензии
Алёнушка, привет сердечный!!

Когда я читаю Ваши шедевры, написанные в стиле особого японского стихосложения всего лишь тремя строчками, то у меня возникает такое ощущение, будто я какой-то невиданный деликатес проглотил. Но тут написано столько много и так изящно, да к тому же ещё и на родную мне тему... срываю со своей головы шапку! Спасибо!!!! Здорово!

Вполне возможно, что я эту самую Илзе Рудзите видел в Барнауле во время выставки картин Рериха. Выставка проходила в музее, расположенном на площади "возле шпиля". Не помню точную дату, это было в 1970-х или раньше, когда я учился в БГПИ. Выставлялись картины Святослава Рериха, а также и её картины. Не знаю, почему я её имя запомнил. В том музее долгое время был отдел с картинами Чорос-Гуркина. Там же выставлялись картины художницы Бродской. Я был с ней лично знаком, но имя не запомнил. Милая добродушная старушка, сестра поэтэссы Елизаветы Бродской, утверждала, что картина Петра Белоусова "Мы пойдём другим путём" - плагиат. Картину написала она. Белоусов по памяти скопировал её и даже расцветку одежды не сменил. Бродские жили в нескольких шагах от музея на улице Новой. Они меня туда, в тот музей, и сводили. Теперь точно не припомню, бывал я в нём до этого или нет.

Фёдор Тиссен   02.02.2022 14:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Фёдор Борисович! Очень рада Вашему отклику.
Да, так сложилось в жизни Илзе Рихардовны, что она лично общалась с сыновьями Н.К. и Е.И.Рерих - Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем, когда им дали разрешение на въезд в страну. Во многих местах проводились выставки картин, и в Барнауле в том числе, и конечно Илзе Р. участвовала в этих мероприятиях, ею написано несколько портретов всех членов семьи Рерихов, известных святых Руси и мудрецов Востока. И Вы вполне могли её там встретить. Я сама нечаянно попала на одну из таких выставок в 1992 или 93 году в Барнауле.
24 января этого года Илзе Рихардовне исполнилось 85, а 26-го она ушла в мир иной, оставив в своих работах частичку своей души.

Алёна Цами   02.02.2022 15:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.