Внимание. Созерцание. Воображение. Интуиция

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
 
Часть II. Природный дух.
 
Глава 3. Внимание –> Созерцание –> Воображение -> Интуиция.

По большому счёту данная тетрада (тетраэдр на схеме) психических процессов есть то, что мы называем думанием. Вопрос" "О чём ты сейчас думаешь?", и ответ: "Я вот о чём сейчас подумал.", означают обращённость внимания на какой-либо предмет, вернее, его образ в голове. Само внимание есть вникание в образ предмета, и, конечно, в сам предмет. Образ предмета, активно созданный в голове восприятием этого предмета, поначалу синкретично целостен, т.е. поверхностен. Это одна сплошная видимость. Для жизни в стабильной среде и её достаточно.

Но как только среда оказывается нестабильной и сильно изменчивой, как только в ней происходит нечто новое, необычное, странное, и подчас опасное для жизни,  тут и возникает необходимость увидеть то, что находится за этой первоначальной, синкретичной видимостью, что за ней скрывается, что находится внутри неё. Т.е, речь идёт о разложении образа на детали, об анализе этого образа. С активацией внимания восприятие предмета становится более точечным, точным, более тонким и острым, детализирующим. Субъект всматривается (вслушивается), вглядывается в предмет, взирает.

Активирует внимание некоторое противоречие между образом предмета в настоящий момент, впечатлением о нём по прошлому взаимодействию с ним, и представлением о нём как заготовкой будущего взаимодействия. Если бы такого противоречия не было, то и не было бы необходимости в обращении внимания (тем более особого внимания) на этот предмет, и взаимодействие с ним протекало бы в автоматическом режиме, без необходимости задуматься: "Ой! А что это у нас происходит?!"

Если возникший сейчас образ и его отпечаток в памяти в виде впечатления ещё нельзя назвать мыслями, то представление уже можно назвать образной мыслью, мыслеобразом. Доминирование в психике в какой-либо момент времени какого-нибудь мыслеобраза и есть внимание к познаваемому предмету - вникание в него и проникание в его содержание (острый, пронизывающий, проницательный взгляд), думание о нём. Как сказал Удав в мультфильме "38 попугаев": "У меня есть мысль, и я её думаю."

[Мысли, текущие сплошным потоком, не противоречащие друг другу, не конкурирующие друг с другом, и не борющиеся за превосходство и доминирование, называются автоматическими мыслями, стереотипными представлениями о чём-либо. Большая степень их стереотипности создаёт проблемы в приспособлении к окружающей обстановке, если последняя быстро изменяется. От этого возникают разные отклонения от психической нормы.]

Поскольку наше внимание может быть обращено или на субъективное настоящее, или  в прошлое, или в будущее, то оно и делает для нас разную работу. Обращённое на то, что происходит в настоящем времени, оно есть наблюдение. Обращённое на только что или уже давно происшедшее, оно есть попытка вспомнить впечатления, полученные в прошлом опыте. Обращённое на представления о будущем, внимание собирает эти представления и экспериментирует с ними (воображаемые эксперименты), комбинируя их и трансформируя.

Так что и созерцать мы можем как с нами или вокруг нас происходящее, так и наше прошлое, т.е. созерцать воспоминания. Соответственно, внимание - это не только вникание в наблюдаемое событие, но и вынимание из образной памяти нужных по ситуации впечатлений, и обратно их внимание (укладывание) в память. Перезапись впечатлений: внимание -> впечатление. Часто в созерцании совмещаются прошлое и настоящее, особенно в трудных случаях опознания кого-либо в условиях плохой видимости или на далёком расстоянии.

"Нет ничего приятнее, как созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим." (Белинский, Русская литературная старина.)

Запечатлеваются в памяти и воображаемые эксперименты и с их результатами. На схеме это: воображение -> внимание -> впечатление.

Между вниманием и интуицией примерно такое же соотношение как между интересом и склонностью. Общее между ними то, что и внимание, и интуиция означают всматривание (если брать зрение как доминирующую модальность). Разница между ними в том, что внимание - это процесс всматривания, а интуиция - результат этого процесса - усмотрение (истины). Таким образом, внимание - это первоначальная, непосредственная интуиция. А интуиция - это опосредствованное двумя сторонами внимания (созерцание и воображение) постижение сущности предмета, улавливание (понимание) закономерной связи между ним и другими предметами в их взаимодействии. Например, это может быть причинно-следственная связь между объектом (предметом) и субъектом познания (собой).

Есть очевидная разница между процессами: восприятия (смотреть), внимания (всматриваться), созерцания (рассматривать), воображения (предусматривать), и интуиции (усматривать). Естественно, все эти процессы перетекают друг в друга, как это показано на схеме. И такое перетекание даёт повод для отождествления созерцания то с интуицией, то с ощущением и восприятием, то с представлением, то с восприятием и представлением. Всё же, надо иметь в виду, что это разные процессы.

В опасных ситуациях, да и в неопасных тоже, никому не помешают, а некоторых так и спасут наблюдательность (внимание) по отношению к тому, что происходит сейчас вокруг, осмотрительность (созерцание) и предусмотрительность (воображение). Посредством внимания происходит сбор важной для жизни и выживания информации, которая потом разбирается посредством созерцания и собирается в целостную картину посредством воображения. На этапе сбора информации образы, впечатления и представления могут быть ещё синкретичными, внутри себя не различёнными на детали (части). Созерцание аналитично, поскольку субъект с его помощью эти детали различает, разбирая синкретическое целое на части. Воображение синтетично, так как субъект пытается собрать разобранное обратно в целое, которое в итоге для него выступает как детально рассмотренное целое, как единство разнообразных частей, как форму, наполненную  некоторым содержанием.

Иногда попытки собрать части в то целое, которое было до разборки, остаются неудачными, поскольку при сборке обнаруживаются как бы лишние детали. В другом отношении это вполне удачные попытки создать что-то новое, ещё не виданное, особенно при соединении собранного с деталями от других реальных или мыслимых предметов.

Здесь надо учесть наличие двух планов этих процессов - внешнего и внутреннего. Известно (закон интериоризации), что всё внешнее переходит во внутреннее, т.е., что внешние действия перерастают во внутренние действия (психические процессы). В детстве каждый ребёнок, тренируя свои когнитивные функции, тянул к себе привлекательные предметы, ломал их, стараясь разобрать и посмотреть, что там у них внутри, а потом пытался соединить части. Естественно, что восстановить целое из частей удавалось редко, особенно если игрушка была сделана промышленным образом и для её создания применялись определённые технические средства и технологии. Наверное, поэтому у нас гораздо больше аналитиков, чем синтезаторов. В более выигрышном положении оказывались те, кто играл в разные конструкторы, из деталей которых можно было собрать как нарисованные в инструкциях фигуры, так и выдуманные своей головой.

Внимание непосредственно переходит в созерцание.

***
 
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.:
"Созерцать - что внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им; вникать во что мысленно, разумом, духом. Видеть остро, насквозь, проницать."

Рассматривать - это: "разглядывать, стараться увидеть и распознать, вникать зрением напрягая его и соображая усмотренное, виденное. Против солнца, что впотьмах: ничего не рассмотришь. В стеклышко больше, лучше рассмотришь."
"Созерцать умом; расследовать, соображать, иногда заключать. Дело еще рассматривается, не решено. Дело рассмотрено, и заключение написано." 

"Рассмотрительный человек, осмотрительный, осторожный; -ность, свойство это."

***

Толковый словарь Дмитриева:

"1. Если кто-либо рассматривает кого-то или что-то, то это означает, что этот человек внимательно смотрит на кого-либо, что-либо, внимательно вглядывается в кого-либо, что-либо с целью изучить, понять и т. д.
Рассматривать лицо своего собеседника. | Рассматривать звездное небо. | Рассматривать картинки в книге. | Рассматривать своё отражение в зеркале. | Пристально рассматривать что-либо. | Покупатели рассматривают витрину магазина. | св. У меня не было времени хорошенько рассмотреть обстановку дома.

2. Если автор рассматривает какую-либо проблему, идею, тему и т. д. в своём труде, произведении, то это означает, что он всесторонне исследует и представляет вниманию читателя эту проблему, тему.

Рассматривать что-либо с разных сторон, во всех подробностях. | Рассматривать в статье актуальные проблемы." 

***

Итак, созерцать - значит продолжительное время удерживать своё внимание на каком-либо предмете, рассматривая его во всех или во многих подробностях. Интересны такие выражения, как "Рассматривать лицо своего собеседника" и "Рассматривать своё отражение в зеркале". Они приближают нас к этимологии самого слова "созерцание".

Рассматривать лицо своего собеседника при непосредственном общении можно лишь при условии, что и он рассматривает наше лицо. Если, конечно, это собеседник, а не издали наблюдаемое лицо. Мы рассматриваем лица наших собеседников и видим не только их, но и своё отражение в них, ведь они тем или другим образом реагируют на нас. Межличностное восприятие тем и характерно, что в других мы видим зеркальные отражения самих себя. А если этот процесс сопровождается и некоторым знанием друг друга, то это как раз тот процесс, который называют сознанием. Разглядывать себя в зеркале - это уже процесс самосозерцания и самосознания.

Правда, философы стесняются признать то, что созерцание - это и есть образное подобие сознания, т.е. правополушарный аналог левополушарного сознания. Поэтому и пишут: ""СОЗЕРЦАНИЕ, непосредственное отношение сознания к предмету." (Философский Энциклопедический Словарь. Москва. "Советская энциклопедия". 1989)

Созерцание существовало у животных задолго до появления сознания у человека. Созерцание есть непосредственное и внимательнейшее отношение к сенсорному опыту. Оно принадлежит природному духу, сенсорно-перцептивному (образному) интеллекту, и функционирует в составе психических функций, принадлежащих ему. А сознание - это уже развитое на уровне словесно-речевого интеллекта понятийное созерцание, созерцание понятий и знаний.

Созерцание функционирует в пределах правополушарной деятельности мозга, а сознание - в пределах левополушарной его деятельности. Конечно, в норме, без искусственного расщепления полушарий, созерцание и сознание действуют одновременно и слаженно, переплетаясь и проникая друг в друга. Но это ещё не является основанием для их отождествления или определения созерцания как одного из состояний сознания. Мы можем созерцать внутри себя что-то, даже не сознавая, что именно. И мы можем сознавать что-то, не созерцая его образно. Например, различные математические формулы, которые у нас могут не ассоциироваться с образным рядом. Хотя, на самом деле, математические символы и формулы возникли из визуальных форм.      
 
"Психологически С. описывается как целостно-интуитивное, недискурсионное погружение в предмет, вплоть до эмпатического слияния с ним. В философии существуют два осн. понимания С. Первое восходит к Платону, у к-рого С. выступало как сверхчувственное познание идей, как умозрение, открывающее человеку "мир по истине". В нем. идеализме (Фихте, Шеллинг) интуитивно-мыслит. проникновение через видимость явлений к их сущности - интеллектуальное С. - рассматривалось как источник собственно филос. познания." (Философский Энциклопедический Словарь. Москва. "Советская энциклопедия". 1989)

Вот тут в умах философов и происходит отождествление созерцания и интуиции. "Сверхчувственное познание идей, как умозрение, открывающее человеку "мир по истине"" больше относится к интуиции, которая формируется в слаженной работе созерцания и воображения. Интуиция как усмотрение истины, как её открытие и узрение, есть умозрение идеи, сложного представления, слепленного из более простых представлений и образов. Интуиция есть ясное видение (ясновидение) и более или менее точное прозорливое предвидение (дальновидение) будущих событий. Созерцание вместе с воображением только средство к такому постижению истины. То есть, можно сколько угодно долго созерцать какой-нибудь предмет и фантазировать на его счёт, но так и не сподобиться до озарения каким-либо узрением. Или узреть совершенно не те "истины", которые узреваются другими людьми, а потом с упоением спорить о том, чья "истина" лучше, и кто прав, а кто заблуждается.

"В диалектич. материализме С. рассматривается как целостное осознание предмета, предшествующее понятийно-логич. мышлению. "От живого С. к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектич. путь познания истины" (Ленин В.И., ПСС, т. 29, с.152 - 53)." (Философский Энциклопедический Словарь. Москва. "Советская энциклопедия". 1989)

Созерцание не есть целостное осознание предмета. Во-первых, оно основано на активности внимания (правое полушарие мозга), а не осознания (левое полушарие). Во-вторых, оно не целостно, а очень даже фрагментарно, поскольку внимание, на котором оно основано, есть аналитическая ориентировка, дробящая всё на детали, рассматривающая всё в мелких подробностях. Целостна интуиция, соединяющая образы и представления с помощью воображения, увязывающая преобразуемые представления с наблюдаемыми вовне предметами. Истина только потому и является истиной, что в ней воображаемое сходится (совпадает) с наблюдаемым, виртуальное - с реальным. Если между воображением и созерцанием имеется расхождение, несогласованность, то это порождает лишь неадекватные идеи, не имеющие никакого отношения к истине.

Известное ленинское выражение "от живого созерцания к абстрактному мышлению" тоже надо уточнить. Лучше сказать: от живого созерцания к понятийному сознанию, а от живого воображения к абстрактному мышлению.

В духовных практиках выделяются три ступени самосовершенствования: концентрация (внимание), контемпляция (созерцание) и медитация (воображение). По правде сказать, в них последовательность другая: концентрация, медитация, контемпляция. Но это опять из-за того, что созерцание там отождествляется с интуицией. Поэтому в этих практиках созерцание как рассматривание пропадает. 

Глубокое состояние созерцания естественным образом переливается в воображение, в пределах которого возникает медитативное состояние. Воображение помогает созерцателю удерживать внимание на избранном объекте, поворачивая его в уме созерцателя с разных сторон и проявляя всё новые и новые детали. Медитация как процесс размышления на уровне эмпирического интеллекта образна, идеомоторна. Она может быть как статической, когда медитирующий находится в одном положении. Но может быть и динамической, когда субъект в своей деятельности достигает высокой степени концентрации на предмете своей деятельности. При этом динамически медитирующий субъект демонстрирует чудеса ловкости. Интересующимся этой формой медитации могу порекомендовать книгу Н.В.Абаева "Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае" (Издательство "Наука". Сибирское отделение. Новосибирск. 1983).

"Я не могу долго созерцать море и лес и, если не вправду разгуляться, то хотя бы вообразить, поласкать себя возможностью принять личное участие в этой великой картине." (М.М.Пришвин, «Дневники», 1929 г.)

Во внешнем взаимодействии с окружающей средой созерцание служит субъекту деятельности и познания средством ориентирования в пространстве и времени, а воображение - средством планирования (программирования и перепрограммирования) его действий во внешней среде.

***

Во внешне-двигательном плане воображение  есть процесс коррекции, внесения поправок в действия, которые вот-вот приведут к достижению желанного результата. Нужно только чуть поправить движения своих конечностей, немного изменить план действий. У Н.А.Бернштейна, советского физиолога, этот процесс назывался перешифровкой. Его ещё называют перекодированием, или преобразованием, трансформацией образов, планов, схем деятельности. Другими словами, с помощью воображения у субъекта происходит процесс срочного перепрограммирования действий субъекта в текущей ситуации путём преобразования его представлений и рабочего образа ситуации.

Внимание   --->   Созерцание   --->   Воображение  --->   Интуиция,
    Учёт       --->     Контроль      --->     Коррекция    --->  Достижение.

(В интуиции достижение результата - это постижение истины.)

Если ситуация незнакома индивиду и ставит перед ним задачу, которая с ходу не решается, то воображение осуществляет поиск решения посредством внутренних операций с образами. Для этого внимание индивида уходит во внутренний план психики, что  выражается в торможении внешней деятельности (двигательном покое) и усилении внутренней деятельности. Так называемые озарения (инсайты) происходят после многократных безуспешных попыток животного решить задачу по добыванию искомого (банана за решёткой – для обезьяны) и определённого периода затишья, во время которого происходит смещение внимания по всему полю сенсорно-перцептивного опыта и включение новых предметов (например, палки - для того, чтобы достать банан) в оперативный образ.

Кроме этого воображение осуществляет функцию достройки ненаблюдаемой части созерцаемого объекта (выдвижение различных гипотез об объекте) или всей ситуации. Наряду с неудачными попытками опознать объект («померещилось в темноте», «показалось», «привиделось», «обознался»)  воображение выдаёт и удачные догадки.

В наблюдении фрагментация сенсорно-перцептивного опыта с помощью внимания выражается в виде выделяемой фигуры (интересующего предмета и его свойств) на фоне других малосущественных деталей общей наблюдаемой картины.   С фигуро-фоновыми отношениями в восприятии связан и обнаруженный в гештальтпсихологии немецкими психологами В.Кёлером и М.Вертхаймером эффект центрации – «элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными: поле восприятия как бы расширяется в зоне «фокуса внимания» при одновременном сжатии и некотором искажении периферийной части поля. Следствием центрации является частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления «систематических ошибок» в оперировании с его образом и практической деятельности с ним.» (Психология. Словарь под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М.: Политиздат, 1990).

Эффект центрации – начало воображения как процесса преобразования (трансформации) образов.  Образ воспринимаемого предмета претерпевает с помощью внимания различные искажения: одни его части увеличиваются, другие уменьшаются, т.е. одни его черты заостряются, другие могут вообще исчезнуть. Реальность наблюдаемого и виртуальность воображаемого здесь аналогичны правде и кривде, истине и лжи. К тому же фрагментация опыта при его фильтрации вниманием приводит к отрыву образов воспринимаемых предметов от непосредственного опыта и их отлёту, т.е. приданию образам свойства свободного парения. В пределе даже образ одного предмета может подвергнуться распаду и разделению на свободно плавающие в воздухе части, которые потом могут сталкиваться и слипаться с такими же свободно плавающими частями образов других предметов. Это происходит как в норме, так и в патологии. Но в патологии это происходит в более острой форме. Например, наркотические вещества могут сузить внимание до такой степени, что образы созерцаемых предметов становятся похожи на образы картин абстракционистов. Бесконтрольное и очень динамичное переключение внимания то удлиняет, то укорачивает одни и те же части образов, из-за чего они приобретают причудливую форму, претерпевающую сиюсекундные изменения. Образы рассыпаются и их части складываются в невиданные фигуры, как в детском калейдоскопе. Если внимание становится внутренне ориентированным, то воображаемое подавляет наблюдаемое в данный момент, и неуёмная динамика воображения проецируется на сенсорное-перцептивное поле, производя кошмарные видения. Именно крайне суженное и ушедшее вглубь психики субъекта воображение продуцирует галлюцинации,  предъявляя восприятию субъекта «скелеты» его прошлого, его страхи, нерешённые проблемы, незаконченные дела. Поначалу такая вычурная игра воображения забавна и доставляет удовольствие, но при захождении процесса слишком далеко  может послужить источником патологического страха и патологической (логически немотивированной) агрессии.

При сбалансированной парной работе созерцания и воображения ничего такого не происходит, и эти процессы только содействуют друг другу в преодолении трудных препятствий, возникающих на пути к цели, на пути к удовлетворению потребности. Правополушарный процесс воображения аналогичен левополушарному процессу мышления и является его биологической основой. Воображение психологи называют ещё наглядно-образным мышлением. Но, по-моему, лучше всё-таки отделять друг от друга воображение и мышление.  Мышление сознательно, поскольку сознание и мышление образуют пару содействующих процессов. Воображение же может быть неосознанным или полуосознанным процессом. Воображение ещё надо воспитывать, тренировать, ограничивать, иначе оно может завести человека не туда, куда ему нужно. Бесконтрольное и некорректируемое разумом воображение – источник психических и соматических заболеваний.

***

Воображение как оперирование представлениями и их преобразование в новые сложные представления является самым динамичным процессом в составе думания. Оно настолько динамично, что все звенья этого процесса могут не прослеживаться созерцанием, и, тем более, сознанием. В последнем случае это становится неосознаваемым процессом образного мышления, которое свёртывается при его переходе в интуитивное мышление в некий сложный интуитивный образ - соображение. И это переживается субъектом как озарение, инсайт, внезапно пришедшую в голову идею. Интуиция передаёт созерцанию (стрелочка на схеме: интуиция -> созерцание) результаты процесса образного мышления, но не весь путь, ведущий к ним, не все шаги и этапы этого пути.

Поэтому интуиция кажется таким загадочным и таинственным процессом, чем пользуются мистики и эзотерики разного толка. Идущие на поводу у них психологи называют интуицию сверхсознанием. Но я бы назвал её сверхсозерцанием, рождающим различные теории. Как известно, у древних греков созерцание звучало как теория.

Гегель называл интуитивное мышление спекулятивным, в отличие от дискурсивного, логического. И действительно, теоретики - большие спекулянты. В результате их мыслительных спекуляций происходит прирост знаний и духовное обогащение. Ещё такое интуитивное мышление, содержащее в себе созерцание и воображение, называют умозрением, а образные конструкции (идеи), им порождаемые, - умозрительными. Собственно, спекулятивность и означает умозрительность.

Иногда, говоря об умозрительности некоторых мыслительных построений, имеют в виду их оторванность от опыта и реальности. Но это только тогда, когда в них содержится больше буйного воображения, чем спокойного созерцания, т.е. их содержанием является фантазия. Если же плоды спекулятивного мышления проверяются аналитическим созерцанием, то оно отсеивает идеи, никак не согласующиеся с действительностью. А те представления и идеи, которые соответствуют реальному положению дел, признаются достойными доверия (достоверными). В целом же, умозрение (интуиция) не может быть совершенно оторванной от реальности, познаваемой в ощущениях, восприятиях и образах, поскольку в них же и берёт материал для рождения идей. 

Итак, тетрада психических процессов (внимание -> созерцание -> воображение -> интуиция) замыкается в цикл (в тетраэдр), посредством которого накручивается спираль познания. Мелкие озарения при прохождении через созерцание и воображение объединяются в крупные, становящиеся общезначимыми, - в открытия и изобретения.

Основную роль в интуиции играет процесс соображения, порождающий разные идеи, которые тоже называются соображениями. "У кого какие соображения?" то же самое, что и "У кого какие идеи?". Скорость соображения зависит от свойств нервной системы и темперамента (формально-динамических характеристик). Есть сообразительные люди, смекалистые, сметливые, догадливые, "секучие", и т.п.. И есть тугодумы, до которых всё доходит не сразу. Может быть гении - это самые сообразительные в своём деле люди. В том деле, в котором они специализируются. Поскольку невозможно быть специалистами во всех делах. Возможно только в некотором их количестве. Тогда таких гениев называют универсальными. Вроде Леонардо да Винчи.

Да, но что такое сообразность? Ответ находим в словарях.

Сообразность - это: "соразмерность, созвучие, соответственность, согласность, созвучность, соответствие, согласие, соотносительность, гармоничность, адекватность, гармония". (Словарь русских синонимов).

Не вошедшие в этот ряд синонимы: смысл, согласованность, целесообразность, законосообразность, симметрия.

А если пройтись по словарям насчёт слова "гармония", то можно прочитать, что:

"Гармония (др.-греч. ;;;;;;;, лат. harmonia — связь, соединение, соответствие, соотношение, от др.-греч. ;;;;;; — прилаживать, подгонять[1], а также лат. coaptatio, convenientia)[2] в философско-эстетическом смысле — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса)." (Википедия).

(Пардон за мой древне-греческий. Эти древние буквы на Прозе.ру не отображаются.)

И так далее.

Другими словами, в мире идей существуют в одной связке истина, красота и доброта. Истина постигается интуитивным путём. Красота созерцается. Доброта, или добро, создаётся планирующим воображением.

Правда, не всегда добро для себя означает добро для других. Например, когда добро для себя оборачивается злом для других (крайний эгоизм). Обратное тоже верно: добро для других оборачивается злом для себя (неумеренный альтруизм). 

Наступило время сопоставить третий уровень природного духа с третьим уровнем соматопсихики:

Внимание -> Созерцание -> Воображение -> Интуиция
  Интерес   ->  Влечение   ->  Увлечение   ->  Склонность.

Первая пара понятий (интерес и внимание) уже были обговорены. Понятно, что из одного вытекает другое. Хотя внимание может отрываться от интереса и становиться формальным, как у потерявшего интерес к содержанию урока ученика, который старается изобразить перед учителем присутствие на уроке, избегая негативной критики и низкой оценки своего поведения.

Общее у влечения и созерцания - ориентирование в обстановке, в окружающей среде. Влечение по-другому ещё называется симпатией или сочувствием. У него две стороны: притяжение и отталкивание, симпатия и антипатия. Обращение внимания на что-либо - это всегда выбор в пользу приятного или неприятного. У человека с нормальным влечением к приятному выбор осуществляется в пользу созерцания красоты, а не безобразия. Такое созерцание доставляет удовольствие и приносит удовлетворённость. Психически здоровый человек, созерцая красоту предмета, природы, другого человека, например, женщины, пребывает в состоянии восхищения.

Вполне естественно, что ему хочется продолжить это приятное состояние и даже усилить его. И, как писал Пришвин, если не войти в прямой контакт с прекрасным, то хотя бы потешить себя воображением такого непосредственного взаимодействия. Тогда человек погружается в процесс воображения, т.е. увлекается красивым предметом и воображаемой деятельностью по отношению к нему, предвосхищая ещё большее удовольствие.

В отношениях между полами эти фантазии могут привести к реальному взаимодействию (знакомству, дружбе, сексу) и познанию друг друга. Ну а закрепление такой связи, если она продолжает быть приятной для обоих и с течением времени становится ещё приятней, превращает увлечение в сердечную склонность, т.е. в любовь.

Следовательно, в любви сливаются в единое целое истина, красота и добро. Единство двух последних идеалов древние греки называли каллогатией (красивым и добрым).

Более того, этот идеальный триумвират человек стал почитать в качестве Бога, который един в трёх лицах. Бог есть! - в качестве идеала. Хотя в реальности его и нет. Отсюда все разногласия между теистами (сиречь идеалистами) и атеистами (сиречь реалистами). Идеалы в головах ведь существуют. От этого никуда не деться. Они служат нам ценностными ориентирами. Мы считаем себя сотворёнными Богом по его образу и подобию. Хотя всё совсем наоборот: это мы его сотворили у себя в головах - как ориентир, как путь, на котором мы совершенствуем самих себя. И мы восходим от реального к идеальному. "От живого созерцания к абстрактному мышлению".

Мы можем любить друг друга и обожать: "Бог есть Любовь." При этом лучше не обожествлять другого или самого себя, поскольку это ведёт к культу личности или/и к мании величия, что чревато социальным или/и личным сумасшествием. 
 
Любовь, как это было давно известно, рождается в содружестве веры и надежды. Роль веры может играть восхищённое созерцание (созерцание Бога), роль надежды - предвосхищающее воображение ("Надейся на Бога, а сам не плошай."). Внимание можно представить как источник веры и надежды.

Таким образом, человеческое внимание - это реальная основа мистико-магического отношения к жизни, в которой от концентрации внимания и внутренней собранности зависели не только успех в предприятиях, но и само выживание.

Созерцание, в свою очередь, является началом религиозности и религии. "Религия есть истина в созерцании, тогда как философия есть истина в сознании". (В. Белинский, Письмо к Д.П. Иванову).

В человеческом воображении находится начало искусства как художественного мышления и освоения мира. Оно же оказывало большое влияние на мистико-магический способ адаптации к окружающей среде посредством сочинения различных мифов. (Воображение -> Внимание).

Интуитивные соображения и воззрения - начало теологии, научных и философских теорий.


Рецензии