День Святого Георгия. О русско-турецких войнах

«…Вот разговор о старине
В палатке ближней слышен мне;
Как при Ермолове ходили
В Чечню, в Баварию, к горам;
Как там дрались, как мы их били,
Как доставалося и нам»
                М.Ю. Лермонтов.


*

 К их очередному приезду Глафира приготовила большую политическую карту мира. И пирог с семгой...

- Ну, что там наши турки? - спросила бабушка после праздничного чаю и большого перекура.

- Турки? Ваши?

- Ну, не наши... Как там "не наши" турки?


 Иван кивнул и улыбнулся.

 Они, как всегда, сдвинули со стола все лишние вещи, и разложили карту на скатерть?


-  Будем считать это установочной лекцией. Чисто справочно, хорошо?...Значит так, с Турками мы воевали 12 раз, по разным источникам по разному, но мы будем считать 12. Самые главные войны у нас были в 18 и 19 веках. Четыре - в 18 и четыре - в 19. На мой взгляд, мы воевали в целом умнее и результативнее. Но начнем  самого начала.


- Первый раз  мы с ними бились за Астрахань в 1568 году…В 1556 году Иван Грозный Астрахань взял!  Естественно  туркам это не понравилось.  И в 68 году, через 12 лет турки вмешались. Давай воевать Астрахань у Москвы - мы отбились. И флот Османский  так удачно в шторм попал, да и потонул весь. Два года воевали. (1568—1570)

 И сто лет мы с ними не воевали. Через сто лет - это 1672 год – там,где сейчас у нас правобережная Украина, вот здесь, был там такой гетман - Дорошенко. Вассал Османской империи. Стал, как раз тогда. Давай Польшу воевать.  А все вокруг османская империя. А русские - через Днепр. Русские тогда запаниковали, как бы турки на левый берег не поперли. (Алексей Михайлович тогда царствовал) Казаки ему подмогли.

 И они тогда отняли турецкие владения в устье Дона и в Крыму. Вот здесь.. Ну, и Дорошенко потрепали, столицу его взяли Чигирин – вот здесь, и он снова тыкнул пальцем на карте… -вот, примерно, оттуда у  Правобережной Украины к нам высокие чувства… Турки за восемь лет сделали несколько попыток это дело вернуть, наши довольно успешно оборонялись, но в 78 году все-таки ушли с Правого берега. В итоге все остались «при своих» - Москве остался левый берег Днепра, туркам – правый.


 *


- Это у нас 78 год…  угу, ну, вот… не прошло и восемь лет – 86 год… А, да,… это у нас восемь лет не прошло, а турки все это время воевали…Они в Европе там шуровали,… временами довольно успешно, настолько, что Вену осаждали… это вот здесь – и он опять ткнул пальцем в карту чуть ли не на другом краю Европы. Настолько успешно, что европейцы, наконец, озадачились таким положением вещей и образовали Священную Лигу европейских государств, против Османской Империи.

 И вся эта война называлась Великая Турецкая Война. И в 87 году Москва к ней присоединилась. Что вылилось в два  вполне безрезультатных похода на Крым, Голицын…Василий... ими руководил, фаворит царевны Софьи,  в 87, и в 89…

В 89 году Софью свергли, там началась грызня вокруг престола, внутри страны творилось че попало,  и следующий поход против турков… прошел уж под предводительством молодого Петра... аж через шесть лет -  в  95 году.  Петр ходил не на Крым, а на Азов. Поход был неудачный, но на следующий год  крепость взяли, а через год присоединили к России. Это третья война - Азовская. (1686—1700)


*


 Четвёртая война была, по сути, войной интриг... Потому что военных действий там было меньше, чем переговоров. Она широко освещена в литературе. Гетман Мазепа. Карл 12. И стала следствием наших побед в Северной войне. Когда стало понятно, что на европейской карте появляется новый и все усиливающийся игрок, старая Европа занервничала. Швеция слабела, все спешили к переделу пирога. Молодую и дерзкую Россию там никто не ждал.

После  поражения под Полтавой… в девятом году, Карл 12 с Мазепой сбежали в Турцию. Россия, естественно, потребовала выдачи проклятых  дезертиров, Турция в ответ в 1710 году объявила России войну. Петр начал Прутский поход – и это, грубо говоря, единственное заметное  военное событие этой войны. Долго рассказывать,битву мы выиграли, но, в общем,  победа оказалась пирровой: вдали от дома, без боеприпасов, провианта и фуража. Короче, мы потеряли Азов. Так называемый Прутский поход  (1710—1713)


*

Пятый раз мы воевали с турками уже при Анне Иоанновне. Турция уже была не та. Да и у нас были там другие приоритеты - европейские. Польша доставала. Там все было сосредоточено на разделе польского наследства, но это как-нибудь потом… Но выход к Черному морю нам все равно был нужен. Да и набеги из Крыма замучили. В 1735 году  мы пошли на Крым и на Азов. Миних такой был Христофор – небесталанный военачальник, между прочим. В Крыму не удержались - эпидемия чумы... А Азов взяли. Через год взяли Очаков - через год потеряли.  Взяли Хотин и Яссы - это Молдавия – опять потеряли. В общем вот такими скачками мы продвигались к Черному морю.

 В итоге войны: Россия официально сохраняла Азов, но срыла все его укрепления. Иметь флот на Черном море нам было запрещено, выход к морю вроде и получили, а задача так и осталась не решенной. (1735—1739)


*


 И после этого мы с ними не воевали…  почти тридцать лет. А воевали уже при Екатерине Второй. При Екатерине у нас вообще был такой – Ренессанс – национальный, культурный, политический – всякий. Ну и победы русского оружия, конечно!


*


- И,  когда в современной истории говорят: «…мы воевали турок»,  имеют ввиду именно отсюда. И даже считают эту войну первой турецкой войной...1768 год...

 И продлилась она шесть лет. До 1774 года.

- Мы, как всегда, хотели выход к Черному морю. Турки… Турецкие земли тогда доходили вот до сюда… от Левого берега Днепра – и он сгреб влево все, что захватилось рукой -  вся Молдавия, Сербия, Румыния, Болгария – все это были земли Османской Империи. Притом, что жили-то там – христиане – православные – это ж земли Константинополя. И он ткнул пальцем в Константинополь.
 
- Австро-Венгерская империя – это вот тот уголок.  Нынешние Германия, Чехия и Австрия… Вот так скромно выглядели европейцы в конце 18 века. А Турки хотели прибрать все северное Причерноморье, Кавказ, продвинуться на Юг России.
 
Поляки им обещали еще Подолию и Волынь, ну, это теперь вся Западная Украина, Киев, Житомир, ну и часть нынешней Польши. Короче, они уже тогда  охотнее стелились под турков, чем под Россию.
 
 Естественно они хотели купить себе некие вольности, защиту, ну, и  могущественного союзника… - он на какое-то время задумался и сам себе  сказал - ничего нового…  в общем. Ну, а Османская империя  рассчитывала на протекторат над Речью Посполитой.
 

  Вот, примерно, так. Это была блестящая война. Русские войска выигрывали сражение за сражением меньшей численностью, но лучшей выучкой. С минимальными потерями. С тактическими и стратегическими находками, которые стали потом учебными пособиями для многих поколений военачальников. Именно тогда и там прославился Суворов. Я не буду вам рассказывать, это отдельный и просто захватывающий разговор. Боюсь, что вам, как девочкам это будет скучно.

 Скажу только, что русское оружие нагнало тогда такого страху на турок, что можно было бы подписать мирный договор еще в 72 году. Целый год они сопли жевали.  Сами Крымские татары воевать не хотели. И почти без уговоров поменяли турецкий протекторат на Российский.

 Турки – не подписали,… только потому, что никто из Порты не решался взять на себя ответственность за признание независимости Крыма. Думаю, что голов-то там полетело бы немало! В итоге, мы возобновили военные действия в 73 году… И все так же триумфально шествовали по Балканам. Спалили к чертям  турецкий флот. Одержали череду просто блестящих побед на море.  При Хиосе. При Чесме. При Балаклаве.
 
 В это время в Турции умер султан, сменивший его, совсем не хотел воевать. В итоге быстренько заключили  мирный договор. Крым получил независимость от Османской империи; Россия получила Кабарду, Азов, Керчь, территории от Днепра до Южного Буга. Выход к Черному морю, и более того, свободный проход по турецким водам.
 
Порта объявила амнистию и свободу вероисповедания балканским христианам, Россия получила статус защитника христиан.  Установили дипломатические отношения. И с этого момента Османская империя уже никогда не была так сильна и влиятельна на Балканах и на Кавказе.


*


 Именно в 1774 г. начался процесс присоединения к  Российской империи Северного Причерноморья, Крыма, Кубани, причерноморских областей Грузии, который закончился через тридцать лет - в 1812 г. присоединением Молдавии и западной Грузии.  Прекратились крымско-татарские набеги на южные территории. Российская империя получила доступ к торговле на Чёрном море, что, соответственно, стало импульсом к мощному экономическому и демографическому развитию Юга России. (1768—1774)


- Прекрасный договор!- сказала Глафира, и захлопала в ладоши.

- Да. Даже слишком!

- Слишком?

- Да, договор был слишком хорош! Слишком невыгоден Турции, поэтому не мог обеспечить России более или менее продолжительного мира.

 Порта! - то она не платила контрибуцию! то не пропускала русские корабли в Чёрное море, то подзуживала татар в Крыму. Кстати, истоки ваххабизма – вот именно оттуда. Тогда это все зародилось… А что вы хотите! Турция сколько веков была империей! Конечно она не могла смириться… Что неизбежно вело к новому обострению. И естественно к новой войне…


*


И в 1787 году Турция объявила новую войну России. Через 13 лет. Все зализали раны. Поправили здоровье, снаряжение, налили новых пушек - и в путь...

Россия обживала новые территории. Турция – бесилась. Поэтому, наверное, поспешила. Это правда. Они поспешили! Во-первых, турецкая армия была объективно не готова к этой войне, во-вторых, незадолго до начала войны Россия заключила военный союз с Австрией,  чего турки не знали, так что воевать османам пришлось с двумя сильными европейскими державами. Для Турции это была череда поражений, и привела к бесславному, для них, естественно, Ясскому миру в 1791 году.

 Россия юридически закрепила за собой Крым и Очаков, северное Причерноморье. Вот это все- и он показал на карте - была часть Молдавского княжества, и здесь основали Одессу. Турция отказалась от претензий на Грузию. Новая граница прошла по Днестру.( 1787—1791)

 Уф, чет, я устал, девчонки…

У нас остался еще весь 19 век… Там было четыре мощных войны. Давайте мы его отложим? До следующего раза?
 
 Девочки легко согласились.


Рецензии