Воскресенские рассказёнки

                Юрий Стрелков
Историю эту поведал мне знакомый мой, ветлужанин Юрий Николаевич Стрелков. Не во всё так уж с ходу и верилось. Но со временем всё же понял я ,что это есть чистая, а по стрелковскому выражению – «нагольная» правда более чем полувековой давности .
Колхоз, он и есть-колхоз. Зимой мы одну неделю сено на лошадях по фермам развозили, а другую неделю давал нам председатель на то , чтобы денег извозом хоть сколько -то заработать. Вот раз послали нас в город Ветлуга по вино для « Райсоюза».  Груз – то грузом, а и самим выпить охота. И вот как раз для нашего употребления был тогда в ходу денатурат.
-Что значит, не может быть?– повысил на моё сомнение голос Стрелков,-- А ты слушай знай, коли взялся слушать! –Денатурат, он разный был. К примеру, в лампы избяные чего заливали? – Правильно, керосин. Они и назывались керосиновыми. А этот самый денатурат, он в керогазы заливался. И был он двух сортов. Один светлый – некрашеный и сильно пахучий, а другой же был без запаха и немного подкрашенный. Спирту в ём было восемьдесят два процента – градуса. Стоила поллитра восемнадцать рублей. Разбавишь напиток водичкой вдвое, тут тебе и градус подходящий, и выпивки на двоих почти хватит. А бутылочка–то водки казённой двадцать один рубль двадцать копеек стоила. И вот пришлось нам тогда заночевать, в этом самом городе Ветлуга.
Дядя Миша Кокорев попросил у хозяйки кринку молочную повместительнее. Вылили мы в неё бутылку подкрашенного. Разбавили, как и положено водой да ещё сахарку намешали. Можешь не верить, но пьёшь, как вино настоящее. И в голову изрядно ударяет и ноги заметно слабнут . Помню , вышли мы на улицу . Если на свет сначала взглянешь, потом на избу, - окошки не видать, в глазах всё расплывается. Чудно! Потом, если поприглядишься, - и рамы и наличники, всё на месте. Да что говорить, иногда и праздники с таким вином справляли .
- А что, уж чистенькой было не выпить, ящики водки в санях ведь везли?,- посмел спросить я рассказчика – Шустёр ты больно,- отвечал Стрелков ,
- заработка после чистенькой – то, считай никакого за двое суток не будет, в семью копейки не принесёшь - .

КАПУСТА
До войны ещё дело было. Прислали к нам в колхоз « 12 лет РКА»  ( Красной армии , значит) «двадцатитысячника» на должность председателя колхоза. Был в то время такой порядок, утверждённый самим Сталиным . Передовых и политически подкованных рабочих из городов направляли на кадровое укрепление сельского хозяйства. Как этот  вобщем – то неплохой мужик, слесарь высокого разряда в эти самые тысячи попал,теперь уж никто и не знает. Пришли члены правления колхоза с утречка в контору, самокрутами задымили, накурили, хоть топор вешай. А новый председатель, Киселёв Иван Павлович уже в своём закутке сидит под большими портретами  Владимира Ильича да  Иосифа Виссарионовича . Человек пять нас было в комиссии по передаче хозяйства в новые руки. В гараж сходили, сеялки да веялки осмотрели, что в наличии были, на конный двор зашли, лошадок посчитали, ну и склад зерновой посетили, конечно. Как сейчас помню – зима в разгаре, конец января, а новоявленный наш председатель в пальтишко драповое одет. Шапчонка на нём, правда, настоящая – малахай заячий. А вот сапожки – то яловые, ну не по ветлужскому в них морозцу похаживать. Всё поёживается да приплясывает наш очередной командир колхозный.
За конным двором были у нас погреба для хранения картошки и других овощей с колхозного огорода. Открываем западню, докладываем: - Тут у нас, Иван Петрович , картофель хранится, тут морковь, а вот в этом углу три больших бочки капусты заготовлено . И всё  время, пока ходили мы по сараюшкам,  помалкивал председатель, только головой покачивал – ясно, мол мне всё с вами и понятно. А тут решил, наверное форсу поднапустить, себя показать. Указывает на бочки с капустой и задаёт нам вопрос:
- А куда эту капусту, к примеру расходовать будем ?
- На общепит, отвечаем,- то есть на питание для колхозников.
Вот тут нам, всей комиссии Иван Павлович первое и строгое указание сделал.
– Нечего, говорит транжирить добро, вот эти две бочки, так и быть на общепит    отпишем, а вон ту, что в самом углу приказываю на семена оставить.

Про бычка Яшку
Ещё при колхозах дело было, в семидесятых годах века ушедшего . По уставу сельхозартели перед годовым отчётным собранием несколько дней заседала ревизионная комиссия. Состояла она обычно из пяти человек рядовых уважаемых и грамотных активистов. Так уж получилось в нашем хозяйстве «Память Чапаева», что подобрались в ревизоры уж не ахти какие пьяницы , но большие любители выпить на дармовщинку.
Взял главный ревизор, Павел Петрович Кочетков в колхозной кассе деньжат под отчёт и после каждого заседания трое мужичков да две бабёнки выпивали под селёдочку со свежей черняшкой. Расстелят, бывало вместо клеёнки газету широченную «Сельская Новь»  на председательском столе и вечерком тихохонько употребляют водочку из местного сельмага. Не до пьяна, а так, для разговору, да чтобы до дому потеплее идти было. В январе, по окончании года итоги - то подбивали.  Закончила ревкомиссия свою работу. Акт о недостатках и нарушениях Устава «чапаевцами », был готов для подписания . В этот вечер , сомо – собой застолье было посолиднее и проверяльщики даже песню «Деревенька моя» запели, хотя и не во весь голос. Деньжата, взятые в кассе Кочетков поиздержал и наутро явился к председателю колхоза,- Маслакову Анатолию Степановичу. «
-«Работу завершили , - говорит, ознакомься Анатолий Степанович с актом финансовой ревизии»
.—«Хорошо,-отвечает председатель, -- Давай бумаги, доклад к отчётному собранию писать буду. А сейчас в райком на пленум тороплюсь.
– Секундочку, одну секундочку, - Кочетков передвинулся вместе со стулом к углу стола и почти шёпотом проговорил : - Степаныч , дорогой , как бы на общественное питание двести двадцать рубликов списать? Чай не откажи.
 А Маслаков –то хозяин был крепкий и прижимистый, денежки транжирить не дозволял.
– Пропили,  помощнички! – повысил он голос, да ещё мать кочетковскую упомянул.
-Ну , Анатолий Степанович, может чего придумаем, дело – то общественное,- всё канючил главный колхозный ревизор.
– Думай сам своей башкой- только и «отродил» ему Маслаков и почти бегом подался из кабинета .
В воскресенье председатель колхоза «Память Чапаева» сел готовить отчётный доклад. Первым документом в папке бумаг ревкомиссии красовался Акт на списание материальных ценностей. В нем значилось: - Мы, нижеподписавшиеся, - комиссия в составе того –то и того –то в присутствии депутата сельсовета и члена правления колхоза ит. д. – всё по форме--. И самая суть дословно  – В нашем присутствии было произведено вскрытие зарезанного после тяжелого повреждения левого переднего копыта бычка Буяна. Мы члены комиссии удостоверяем, что при означенном его вскрытии на Поповской МТФ под шкурой мяса не оказалось. В чём и составлен настоящий АКТ-- . Шесть разборчивых подписей под документом были заверены круглой колхозной печатью .

АРСЮХА
Жил у нас в Будилихе мужик один , тракторист . Арсентием его звали .Вот раз зимой возили мы сено с дальних покосов из- за реки на тракторах . Подтащили сани к ферме , воза развивать начали . И тут незадача- засуетился Арсюха у воза, а мы прижимку на снег сбросили . Ну и задело его сколько то .Шаркнуло прижимкой по шубняку, не больше . Упал Арсюха в снег , лежит пластом , ни рукой , ни ногой не шевельнёт . Подошли мы втроём к нему , за фельдшерицей нарочного посылать собираемся . А напарник Арсюхи возьми да скажи: «У меня, мужики, за сиденьем полбутылки самогонки осталось, не налить  ли полстакана Арсюхе – то ? «И тут наш «убиенный» заёрзал в снегу и замогильным голосом отродил « Сильно надобно и поскорей желательно». Мы – впокаты со смеху. Язык у Арсюхи неплохо подвешен был, на собраниях он выступал часто и подолгу .  Один раз лектора приезжего даже о положении в Лаосе спросил . Короче , приняли его в партию и вскоре поставили председателем сельсовета нашего . Месяца два он председательствовал . Как- то раз захожу к нему , дверь двухстворчатую в кабинет открываю : « Здорово , Арсентий Василич , как живётся , начальством работается ?» . А он как взъярится : « Да ты что, мать – перемать, удумал – к председателю сельсовета без стука входить ! А ну – ка выйди и зайди как полагается» . Вышел , постучал , захожу : «Ну вот, это другое дело, проходи- садись»  - одобрил меня Арсюха .
Тут же он достал из тумбочки четвертную бутыль самогона, изрядно початую,  которую мы с ним и усидели . Водку и самогонку выпивал Арсентий примечательно . На один глоток , какой бы стакан не был . Хоть девяти , хоть двенадцатиглотошный . Бульк – и нет, только кадык , бывало мелькнёт .Воз -вращаюсь как – то домой из гаража . Гляжу , посреди деревни , в луже «газон» колхозный  безнадёжно застрял . Шофёр на руле спит. Арсюха , друг мой, у колеса вверх воронкой в дыминушку пьяный валяется . Пообтёр я его маленько от грязи, галошу из лужи выудил , поднял самого , до избы , думаю,  довести надо . Чуть не волоком справляю его до дому , бабы у колодца на нас пальцем показывают .Очухался мой клиент маленько и шепелявит мне на ухо :» Ты уж , друг, не разболтай , что выпил я маленько ,не продавай, а то ведь я партейный « .

Сормово .
Осенью , как – то раз мы по солому на лошадях поехали . Телеги с андрецами были . Это стойки такие , чтобы удобно было солому уклддывать .У Большакова Ивана Андреевича в телегу Лужок был запряжон ,- жеребец тяжеловозной ророды .  Так вот этот Лужок сам без управления  доставил воз к конному двору . А Иван –то Андреевич и очнулся на возу  уж когда телега остановилась .
Видит он , тётка идёт по дороге . Спрашивает её : - Женщина , чай скажи , ради Бога , как это я в Сормове – то оказался . Та заругалась на него – Какое Сормово , в Левихе ты у конного двора . Хватил  , поди,  у Синёва из бадейки да лишконько .--
А суть в чём ?  У паточного завода труба была высокая и у кочегарки « Сельхозтехники» тоже немаленькая . Ну и примстились в горячке человеку  трубы городские .
Чего не бывает ? Принял Андреич полкружки лишака того питьевого денатуратцу , про который я раньше тебе рассказывал , вот и померещился ему спросонок завод  сормовский .

Двоюродный  дядя
Лето в том году выдалось жарким , солнце палило нещадно .Травостой в лугах не ахти какой , трава на пригорках повыгорела . Жена допекла – ищи покос, договаривайся где угодно , на нашем и на  ползимы сена не заготовишь , а у меня всё как –то руки не доходили. А у нас, в колхозе зарплату деньгами дали ,а не комбикормом , как  . обычно .Всё , решил для себя, - ни грамма не выпью А дело – то в субботу было. До прихода Зинки, думаю , баню истоплю , поменьше ворчать будет .             И тут подруливает к избе на мотоцикле мужичок из посёлка . Сейчас уж и не припомню к чему это я поделился ним своей сенокосной печалью .
- Ерунда , говорит,- поехали хоть сейчас у нас в логу этой травищи невпроворот, и пока ничейная .--
Поприкрыл я наспех банёшку, приторочил косу к мотоциклу и погнали мы покос смотреть . В посёлке мой провожатый ещё двоих шустрых ребят прихватил . Приехали мы в тот самый лог . И на самом деле , травища – куда с добром . Стожок аккуратный смётан , ручеёк журчит , берёзка тень – прохладу даёт .
Объяснили мне мои благодетели , что на этом месте их то ли брат двоюродный , то ли дядя постоянно косил . А теперь , говорят , приболел , тяжело коровёнку держать стало , вот и стал покос пока ничейным..
Один из провожатых за водкой съездил, я подкосил травки душистой , натаскал в тенёк , под берёзку . Прикинул , какова назавтра погода будет. День выходной . С утра , по холодку , думаю, и выберемся мы  с женой и сыном, да ещё брательника позову на подмогу . Мигом и управимся .
Тем временем и гонец прибыл , а потом  ещё разок ему пришлось до посёлка слетать . Одним словом , угостил я мужичков за доброе дело , как и должно быть . До вечера под берёзкой просидели . Так за солнышком и пересаживались , чтобы в тенёчке быть …
И всё бы хорошо , только просыпаюсь я  наутро от сильной росы и прохлады . Слышу ,  косу кто – то совсем рядом правит , разговор слышно громкий . Глянул , а за стожком трое мужичков совсем незнакомых уже по второму прокосу завершают . Только парок от их спин курится . Хотел было поскандалить , да понял, что , как мне сын потом сказал, « кинули « меня на всю зарплату .»

Яшка –цыган
Зимовал у нас в Будилихе Яшка – цыган . Не хватило у него по весне сена для лошади . Приходит он к моему соседу , крепкому и запасливому хозяину .
       -Алексей Васильич , дай хоть короб сенца , лошадёнку до травки додержать . Уж я тебе , будь уверен , отработаю .-
Что тут поделать – выручил сосед цыгана , дал ему полнущий короб сена ещё вязанку неприподъёмную навязать разрешил . Продержал кое – как Яшка лошадь до первой травки и убрался до» белых мух» на лесную поляну за деревней со всем своим семейством.
Пришла страда – пора сенокосная . Как-то разыскал Алексей Васильевич Яшку на родимой поляне . Лежит тот в холодке, под телегой , от овода обороняется .
--Яш , а Яш , - говорит ему сосед - ,  неуправа у меня с сенокосом , совсем запарился . Чай, не забыл , что сенца у меня занимал, отработать обещал , помоги маленько .-
Яшка – цыган повернулся на другой бок .
-Да что ты , Алексей Васильич , с ума сошёл , что- ли, в такую –то жарищу ! Я и под телегой –то взопрел , силушки нет никакой . Вот снег бы пооткидывать сейчас , это бы я с удовольствием -
Вот такой вот Яшка- цыган у нас был

Ресторан
Есть у меня дальний родственник богатенький . Зятя моего свояк , так как-то.Бизнес был у него в городе , палатки со спиртным держал . И упросил я его до Нижнего попутно доехать . Запчасть для мотоцикла понадобилась, а у нас в раймаге не было . Помог ещё ему у вокзала в большой холодильник поддоны с клюквой разгрузить , -в деревнях у нас закупали .  И пригласил меня родственничек с двумя подельниками пообедать.
Прикинул сам с собой – чего бы и не пообедать?! Перешли дорогу, к зданию красивому подошли . Вывеску читаю « Антей « . А , что , думаю , в кои веки ещё в ресторации для крутых  бизнесменов подхарчиться придётся .  Шагу прибавил .
Заходим. Закуточек махонький. Всё, как положено– посуда хрустальная, салфеточки, скатёрочки. Чистенько и уютненько. На зелёной стенке – кнопочка розовая. Не успел её Гога, дружок свояка зятева надавить, как появились в закутке парень с девкой, чистенькие да шустренькие. А Гога тот по разговору и обличью лицо сильно нерусской национальности будет. Слышу, он , как старшой «Хаш» заказывает. Минуты через три чашечки фарфоровые с чем- то на столе появились , чеснок варёный на тарелочках , закуски холодные. Со вторым заходом официанты рулончики сочней по – нашему , а по гогиному – лаваша подали .
Выпили, закусываем. И чёрт меня дёрнул в ту чашечку фарфоровую два раза большой ложкой слазить. Уж больно хотелось того самого хаша  попробовать. Ну и попробовал – как газосваркой во всех местах, которыми и не ел, зажгло– запалило. Водой газированной запиваю, а оно всё больше палит. Выбежал в туалет да воды холодной из крана засосал изрядное количество . Полегчало малость. Огонь то внутри поугомонился, но уж аппетита прежнего на этот самый хаш не стало.
После уж я узнал, что его ещё и не подавали. А хватил я вгорячах пиправу к нему . Ну уж и приправа – перец нагольный да чеснок с хреном тёртые .
Не сильно и смеялись мои – то собутыльники. С кем не бывает, говорят. А я ушёл в машину и там хлебом с молоком из «тормозка» подзаправился … 

Супер  -   элита .
На весь проснувшийся и густо заселённый продавцами и покупателями рынок раздавался хрипловатый призыв:-Картошки кому свежей? Дёшево!  Исходил он от щербатого шустрого мужичка в потрёпанном пиджачишке.
- Мил человек , а почём продаёшь-то? – две дородные тётки – молочницы  вмиг затеяли торг у старенького рюкзачка со свежей картошкой.
- Рубель- штука , гривенник – охапка. Налетай подешевело! Сам бы ел, да денег надо!
Продавец явно входил в азарт  и суетливо раздёргивал тесёмки рюкзака. Я заглянул в него и увидел чисто отбитые от земли мелкие продолговатые клубеньки. Розоватым цветом напоминали они мне добытые большими трудами и по великому блату два ведра  семенной голландской супер- элиты « Консул» .
Высадил я элиту на дачном участке отдельно от массовых репродукций. Жука колорадского сторожил  днём и ночью. Вот кто-то посмеётся, а я и впрямь , оберегая дефицитного «Консула» , охотился на тварь колорадскую ночью из-под фар.
А тут, гляжу, мужик в семеноводстве мало смыслит – тётки- молочницы сбили цену до двух червонцев. Взыграло ретивое, думаю, хороший семенной материал почти за так  прямо в руки плывёт. Накинул пару рублей и перебил у заматерившихся молочниц покупку. Хозяин сговорчивый попался – отдал товар вместе с изрядно потрёпанным и пахнущим рыбой рюкзаком и растворился в базарной толпе.
Дома я убедился ,что на семена картошка не пойдёт , уж больно кожица у клубней слабая, не улежит до весны. Зато уж вкусна была картошечка с грибочками! Ели мои чада и домочадцы и приехавшие из города гости да похваливали.
Этот день планировал я посвятить « тихой охоте» - по грибы собрался. Но не получилось, заехал на дачу за корзиной и по пути решил на своих любимцев полюбоваться. Больно уж курни картофельные, те самые, из голландсих семян, буйно разрослись, мной взлелеянные. Глядь, а сортовой участочек  будто кабан клыками пропахал, только ботва, сапожищами раздавленная, по всем гребешкам.
Инфаркт–не инфаркт, а приступ сердечный полноценный со мной случился. Долго я отсиживался на берегу, дышал свежим воздухом да приметы « благодетеля» моего всё припомнить старался .

              .


Рецензии