В первый класс в мужской монастырь

Наш  город  пересечён  оврагами.  Почти  каньонами.      Частично  и  сейчас  они  застроены  частными  домами.    По  дну  этих  оврагов  протекают  речушки, которые  сейчас   превратились  в  слабые  ручьи. Кроме  реки  Днепр  по  территории  города  протекают  речушки  Дебра, Дубровенка,  Струшня.  Но   в  шестидесятых  годах  по  весне  и  после  проливных  дождей  это  были  грозные  бурлящие  потоки,  размывающие  берега  и  смывающие  насыпанные  людьми  дамбы,  соединяющие  центральную  часть  города  с  окраинами. 
На  краю  такого  оврага  и  сейчас  стоит  старинное  здание  из  красного  кирпича.  Здесь  в  двадцатом  веке  размещалась   средняя  школа № 9  города  Могилёва.    В  моём же   рассказе  мои  детские  впечатления.  Здесь  нет официоза.   Мои  данные  несколько расходятся  с  данными  с  сайта  школы.  По  версии  профессионального  учёного-историка это  красное  кирпичное  здание  -  бывшее  здание  школы  капелланов  для  армии. Сайт   утверждает,  что  это здание  было  недостроенной  церковью. Кто-то  утверждает,  что  это  бывший  мужской  монастырь.
Наступил  1914  год.   Могилёв  в  годы  Первой  мировой  войны   стал  военной  столицей  России.  Наступало  военное,  потом  предреволюционное  и  революционное  время…  В  ноябре  1917  года  здание  оборудовали  под  школу  и  присвоили  №9.
Я   не первая  из  нашей  семьи,  кто  учился  здесь. Три  моих  старших  сестры   учились   в  школе  № 9  и  закончили  её  медалистками.   Пошёл  второй  век  со  времени  её  создания. Я  училась в  этом здании   с  начала  шестидесятых  годов первые  четыре  класса.   Потом   на  соседнем  пустыре  построили   новое трёхэтажное здание  со  светлыми  большими  классами,  лабораториями, актовым  залом.  Выстроили хороший  спортивный  зал.   Очертили  большую  пришкольную  территорию.   И  как  в  те  годы   было  обязательным  с   участком  для  цветника  и  огорода.
В  нашей  «монастырской»  школе  учились  в  три  смены.  Школа  была  переполнена.  Третья  смена  начиналась  где-то  в  три  часа  дня  или  в  половине  четвёртого  по полудни.  Своей  столовой  не было.  Но  для  младших  классов  привозили  обеды.  Всем  детям  объявили ,  чтобы  из  дому  принесли  салфетки,  на которые  можно  было  ставить обеденную  посуду.  Дома  мама  мне  для  этого  приготовила красивую  вышитую  салфетку.  Само  собой ,  что  вышивку  она  делала  сама.  Тогда  практически  всё  делали  своими  руками. Чем  нас  кормили  тогда,  спросите  вы.  Конечно,  творог, ненавистный   мной  в  то  время. И  любимые  мной  сосиска  или  котлетка   с  горячим  картофельным  пюре.  И  противный  горячий  какао. Короче – грех  жаловаться. На школьные  обеды  родители  сдавали  деньги.
 В  старших  классах  уже  в  новой школе  была  столовая и  буфет,  где  можно  было  полакомиться  булочками  и  язычками.  В  старших классах вместо столовой мы  брали  в  школу   с  собой  кусок  хлеба  с  маслом.  Если  был  творог,  то  кусочек  творога  с  хлебом.  При  сильной  «везухе»  это  была  котлета  с  куском  хлеба.   Наши  сверстники -мальчишки  росли  быстро.  В  таком  возрасте  они  более «прожорливые»,  чем  девчонки.  Да  и  не у  всех  родителей  была  возможность дать  чего-то  поесть  своему  ребёнку  в  школу.  Поэтому  в  классе   любой  мальчишка  мог  подойти  и  сказать:« Дай  смана !». Это  означало,  что  пора  поделиться  куском  хлеба  и  тем, что  на  нём.  Если  жадничал,  то  сверстники  считали  тебя жлобом  и  сторонились.
Мы  учились  в  помещении  бывшей  трапезной.  Она  была  разделена  перегородкой.  Там  тоже  был  класс.  Так  и  говорили  «за  перегородкой».  За  перегородкой  учились  старшеклассники.  Помещение,  где  раньше,  вероятно,  проходила  служба  уже    в  нашу  бытность  называлось  залом.  Здесь  проходили  школьные  линейки  в  холодное  время  года.  Здесь  же  устанавливали  новогоднюю  ёлку. « Алтарная»  часть  была  зашита  фанерой,  выкрашена.  Сюда  вело  несколько  ступенек.  Это  место  в  школе  называлось  «на  сцене». «На  сцене»  находилась  учительская  и  библиотека. Вход  на  неё  был  справа.  А  слева  по  аналогичным  ступенькам  можно  было  попасть к  тёте  Глаше –нашей  школьной  уборщице.  Она  там  проживала.  Там же  хранила  свой  инвентарь.
Потолки  во всех  помещениях  были  сводчатые.  Всё  было  светлым,  побелённым.  На  переменках  было  шумно  и  тесно  в  коридорах.  И  частенько  из-за  перегородки  слышны  были  голоса  учителей,  когда  в  нашем  классе  было  очень  тихо.  В  конце  класса  стояла  вешалка.  Когда  смены  менялись  тут  начиналась  весёлая,  шумная  толкотня.  Одни  забирали  свои  пальто,  другие  спешили  повесить  свои. 
 Директором  нашей  школы  был  Павел Прохорович  Куявский,  поляк  по  национальности.  Несколько  старушек-учительниц. Особенно  известной  была тогда   учительница  русского языка Елизавета  Николаевна  Козловская. Я  у  неё  не  училась.  А  вот  старшая  сестра - да.  Говорили, что  Козловская  заканчивала  в  своё  время  Смольный  институт  благородных  девиц. И  когда  по  шаткой  деревянной  лестнице  ученицы  поднимались  на  второй  этаж  школы  она  говорила  не  держаться  за  перила,  а  держать  спину.
Я  её  запомнила  уже  не молодой  женщиной  среднего  роста с  седеющими  косами ,  заколотыми  короной  вокруг  головы.  Строгий  тёмно-синий  костюм,  на  который  по  праздникам  она  прикалывала  свои  фронтовые  награды.  Елизавета Николаевна  служила  на  фронте  медсестрой.  Потому  и  обмороженные  руки  у  неё  были  красновато-синеватого  оттенка.  Елизавета  Николаевна  была  автором  «Русского  орфографического  словаря». 
Учительницы  по- моложе  были  в подавляющем большинстве  еврейки. Математика,  белорусский,  русский, немецкий -  это  всё  была  их  епархия. Любовь  Матвеевна Шухман,  Ноткина, Любовь  Игнатьевна,  Софья  Григорьевна. Даже старшая  пионервожатая  Ольга  Семёновна  тоже  была  еврейкой.  Это  была  женщина  невысокого  роста,  крепенькая,  с  неизменным  красным  галстуком  на  шее  и  зычным  голосом,  который  был  слышен  в  разных  концах  школы.
 Когда  мы  перешли  учиться  в  пятый  и  старше  классы  в  здание  новой  школы ( в  1965 году)  учительский коллектив  стал  больше,  пришло  много  новых  молодых интересных  учителей  по  математике, физике,  химии,  белорусскому,  немецкому,  французскому  языку.  Старые  учителя  как-то  растворились  в  этой  новой  школьной  жизни  или  просто  перешли  работать  в  другие  места.  Но  их  стало  меньше  слышно.  Возможно,  что  это  лишь  детские  впечатления.
Конечно,  моей  школьной  мамой  была  моя  первая  учительница  Вера  Ануфриевна.  Она  проживала  со  своей  семьёй  недалеко  от  нас.  Учителя  раньше  были  частыми  гостями  в  домах  у  своих  учеников.  Интересовались  условиями  проживания  и  быта. Отношения  к  школьным  учителям  было  подчёркнуто  уважительное.  То,  что  сейчас  можно  увидеть  в  интернете -  поражает  своей  дикостью  и  немотивированной  агрессией.
 Следует  заметить,  что  изначально  школа  была  белорусской.  Негласное  деление  на  городские -  русские  школы  и  такую  как  наша -  поселковую-белорусскую.  Но  директор  школы  понимал,  что  его  выпускники   при  поступлении в  столичные  ВУЗы  не  смогут  на  равных  конкурировать  с  теми,  кто  обучался  на  русском  языке.  Тогда  он  провёл  следующую  акцию.  На  общем  родительском  собрании  посоветовался  с  родителями.  Решили  молча  начинать  заменять  учебники  на  русские.  И  когда  постепенно  всё  было  сделано,  поставили  в  известность  Горано.  Чиновники  постепенно  смирились  с  данным  действом  и  воля  народа  была  узаконена.  Поэтому  я  уже  училась  в  русско-язычной  школе.
 Хотя  хорошее  знание  белорусского  языка  сослужило  хорошую  службу  нашей  старшей  сестре  Светлане,  когда  пошли  перестроечные  процессы  и  срочно  потребовалось  преподавание  в    ВУЗе  на  белорусском  языке.  Она  успешно  написала  новый  курс  лекций  и  по  сей  день  пишет  статьи   и  читает  лекции  на  белорусском  языке.  Тем  более  это  уместно, когда  речь  идёт  об  истории Беларуси. Но и  уроки  Козловской  не прошли  даром.  Прекрасное  знание  русского позволяет  ей  по  сей  день  преподавать  в  Белорусско-российском  техническом  университете.  Заканчивала  она истфак   местного  пединститута.
Математику в  школе  преподавали  изначально  сильно. Вторая  моя  старшая  сестра Галина  закончила  физмат  местного  пединститута. Всю  жизнь  посвятила  учащимся  химико-технологического  техникума.  Преподавала  физику, математику,  затем  информатику. Могилёвский  пединститут  теперь называется   педагогический   университет  им.  Кулешова.
 Но  вернёмся  на  школьный  двор.  Школьный двор  был  просторный,  прямоугольной  формы.  По  периметру  он  был  обсажен  тополями.  В  те  годы, «когда  деревья  были  большими»,  эти  тополя  были действительно  большими.  На этом  дворе  мы  занимались  на  уроках  физкультуры.  Здесь  проводились  школьные  линейки. Особенно  торжественно  и  волнительно  это  происходило  первого  сентября.  Накануне  жильцы  близлежащих  частных  домов  не  спали,  охраняли  свои  георгины  и  гладиолусы  в  своих  палисадниках.  Особенной  популярностью  тогда  пользовались огромные  георгины в  просторечии  названые  «бабы».  Не  у  всех  они  были.  Мама  тоже  срезала  в  букет  лучшие  цветы  в  саду,  в  том  числе  и  георгины.
Писком  моды  была  ещё  добавить  в  букет  «ёлочку»,  так  называли  веточку спаржи,  весенние  побеги  которого  так  любят  французы.  А  чего  они  только  не любят. И  улиток  любят  и  лягушек,  и трюфели,  которые  считаются  раковыми  наростами  на  корнях  дубов.  Но  простой  народ  ищет  пропитание  как  может.  Потом  люди  побогаче  из-за  сытости  пробуют  и  для  оригинальности  вводят  в  свой  рацион  забродившие  соки,  заплесневевший  сыр  и  многое  другое,  что  можно  порой  назвать  условно  съедобным.  И  вскоре  торговые  люди  умудряются делать  из  всего  этого  бренды, зарабатывая  на  этом  немалые деньги.  Се ля ви.
Мы  тоже  в  детстве  по  весне  промышляли  подножным  кормом.  Собирали  на  лугу  возле  р. Днепр  щавель.  На  окрестных  склонах  многочисленных  оврагов  собирали   летние  опята,  которые многие  считали  за  поганки.  Но  пожаренные  с  зелёным  луком  они  производили  такой  аппетитный  аромат,  что  не было  и  мыслей  о  возможном  отравлении.  Все  оставались  живы  и  здоровы. Ко  всему  прочему  достаточна  подвижны,  активны  и  жизнестойки. Да  и  на  умственных  способностях  это  не отразилось.  Школу  с  серебряными  медалями  окончили. 
Однако  наши летние  опята  не стали  брендом.  Или «закончились»  чистые  луга,  когда  начали  строить  вокруг  один  завод  за  другим.  «Закончилось»  и  весёлое  брачное  кваканье  лягушек. Вероятно  и  опята  и  лягушата были  индикаторами отличной  экологии. Вот  и ушли  они  в  параллельный  и  загадочный  мир  детства.
Добираться  до  школы  приходилось  довольно  далеко. И  конечно  же  пешком. В  такие  зимы  походы  в  школу  были  не простыми. Но  помнятся  чаще  зимние  забавы. Когда  зимы  стояли  снежные,  катались  на  санках  прямо  с верха  забора,  когда  снег  заметал улицы  «до  краёв»   или на  широченных  санках,  на которых  взрослые  в  вёдрах  и  бидонах  возили  воду.  Огромную  гору  возле Пятковой  хаты (так  назывался  дом,  одиноко стоящий  на  высоком  пригорке  возле железной  дороги,  которая  проходила  практически  в  начале нашей  улицы)  обливали  водой  и  с  грохотом  неслись  вниз.   Потом  появились  снегурки.  Это  коньки,  которые  прикручивали  к  ботинкам  специальными  винтами.  На  них  можно  было  кататься  даже  на  любой  замёрзшей  соседней  луже. Непременно были  лыжи.  Да,  в  детстве  обычная  жизнь -  это  необычное  приключение  каждый  день.
 Кстати, у  нас в  белорусском  языке  есть  милое  «ля»  или  «каля».   Можно  прочитать  надпись  на  городском кафе  почти что  по-итальянски  «Ля  фантана» («У фонтана»).  Или  взять  слово  «околозвёздный».  Будет  «калязоркавы». Зорка -  означает звезда. Это  и  звезду  делает  ближе.
А  в  сводках  погоды,  когда  температура  около  нуля (опускается близко  к  нулю  или  поднимается  почти  до  нуля )  синоптики  говорят -  «каля нуля» («около нуля»,  как  бы  вокруг  нуля ).  И мы  такую  комфортную  погоду так  и  называем  «каля  нуля». Вот  и  годы  учёбы  в  начальных  классах  можно  назвать  тоже  комфортными,    «каля  нуля».  В  лирическую  минуту  может  поговорить о  детских  впечатлениях  от  школьного  сада- огорода.
Всем  здравия.
СПРАВКА  (информация  взята  с  официального  сайта  сш №9 г. Могилёва)
В 1914 году на окраине тогдашнего Могилева, которая тогда называлась Новым Строением (Машековская), открылась 4-х классная церковно-приходская школа. Было в ней тогда всего 40 учеников, и размещалась она в двух комнатах дома. А в другой его половине жила семья заведующего Тихона Ивановича Михайлова.
Тогда со всем школьным хозяйством заведующему помогала управляться  юная помощница – учительница Елизавета Николаевна Козловская. Более 60 лет отдала она воспитанию юных могилевчан. Участница Великой Отечественной войны, в которой  медсестрой эвакогоспиталя № 3597 спасала раненых бойцов… Заслуженный учитель БССР, почетный гражданин Могилёва.
«Девятой» школа стала в ноябре 1917 года, когда в каменном здании недостроенной церкви начали работать 4 начальных класса. Учились в ней уже 84 ученика, и с каждым годом их число увеличивалось.
После Михайлова заведующим стал Иван Кириллович Трусов. При нем в 1933 году школа стала семилеткой. Первый выпуск семиклассников состоялся в 1936 году. А уже шестой выпуск оказался последним предвоенным.  Отшумела война. Как сложились их судьбы?
 Первым послевоенным директором был назначен Коновалов. Но вскоре его сменил вернувшийся с фронта Павел Прохорович Куявский. С его многогранной деятельностью связаны многие славные достижения коллектива.
В 1949 году у главного здания был надстроен 2-й этаж, добавились 3 классные комнаты. С 1951 года «девятая» стала средней, открылся восьмой класс. Кстати, выпуск 1954 года, был первым выпуском десятиклассников.
К 1956 году в СШ-9 было уже более 600 учащихся, работали 32 учителя. Четверо из них были удостоены звания заслуженного учителя БССР: П.П. Куявский, Е.С. Луковникова, С.Д. Китович, Е.Н. Козловская, многие награждены орденами и медалями, почётными грамотами БССР.
К началу 60-х годов  школы сложилось содружество с коллективом металлургического завода. Металлурги помогали школе укреплять учебную базу, мастерские, создавать условия для работы кружков. Во многом благодаря им «девятая» славилась достижениями юных конструкторов и моделистов, высоким уровнем трудового воспитания. В свою Очередь, учителя и школьники проводили лекции, концерты для заводчан, отчитывались о своих творческих достижениях.   
Могилёв  Январь  2018


Рецензии