Путешественник, часть 6
Раиса Павловна провела меня в избу, где все сохранилось, как в старые времена, собственно это и был музей, только вот стены были выкрашены белой краской, а Раиса Павловна сказала, что раньше стены не красили, а отшоркивали, отмывали песком, потому они всегда были, словно новые, «белые».
Всё, что я привожу здесь далее – далеко не полный её рассказ, привожу только наиболее мне показавшееся интересным, кое-что можно найти во второй части этого отчёта.
Говорила Раиса Павловна не громко, не тихо, мягко как-то, с совершенным доверием.
- Что же означает слово «Уймон» или «Оймон»? Единого мнения до сих пор нет. Одни переводят название долины как «шея коровы», другие предлагают более простой перевод: «коровья кишка». Но алтайские сказители и мудрецы не соглашаются с простыми объяснениями и переводят слово «оймон» как «десять моих мудростей».
По пути великомученика протопопа Аввакума начинался великий исход России на восток, где утверждалось вопреки всему «древлее благочестие» и где всех старообрядцев стали называть кержаками – по имени реки, давшей первый приют. Их вела в Сибирь переходившая из одного поколения в другое легенда о заветном Беловодье.
Беловодье – название легендарной страны, где, по народным представлениям, распространённым среди старообрядцев 18-19 вв., сохранилось древлеправославное благочестие в первозданном виде: с благонравным государем и святейшим патриархом во главе, с сонмом благочестивого духовенства. Предполагалось, что Беловодье находится на Востоке, в горах Тибета или в Опоньском царстве (Япония). Многие старообрядцы пытались найти эту страну, время от времени появлялись те, кто утверждал, что побывал там… Известны списки некоего сына, живущего в Беловодье, к своим родителям с описанием церковных служб, православных порядков и обычаев, сохраняемых в Беловодье.
Свидетельство в книге Ф.А. Малиновцева «Новое исследование о белокриницком митрополите Амвросии» Автор рассказывает о своём посещении константинопольского патриарха во время поездки на Восток в 1900 г. Далее он прибавляет о русских путешественниках, которые прибыли к патриарху прежде него: «Эти люди оказались теми уральскими казаками, которые уже несколько лет подряд ездят за границу и ищут неведомое и не существующее Камбайское Беловодское царство, где будто бы процветает полное благочестие… Найти же оное (как не дающийся клад) не могут… Казаки эти представляются немалыми фантазёрами, буквально помешанными на идее разыскивания фантастического Камбайского Беловодского царства. И яро отвергают уверения знающих географию людей, доказывающих им, что такого царства не существует. Они остаются при своём убеждении и продолжают мыкаться со всевозможными лишениями по свету»
К.Ф. Ледебур, профессор Дерптского университета, известный естествоиспытатель, побывавший в Верхнем Уймоне летом 1826 года, записал в своём дневнике: «Деревня Уймон, основанная 25 лет назад, насчитывает 15 крестьянских изб и находится в долине гор около трёх вёрст в диаметре. Крестьяне живут в очень большом достатке. Держат помногу скота, да и охота приносит им большую добычу. Крестьяне, жители этой деревни, мне очень понравились. В их характере есть что-то открытое, честное, уважительное, они были очень приветливы и прилагали все усилия, чтобы мне у них понравилось».
Раиса павловна продолжает рассказ:
- Коренные жители долины из племён кыпчаков и тодошей, трепетно относились к природе, обожествляли горы, деревья и реки. Староверы им не перечили. Они сами сохранили многие обряды язычества. Во все времена вода считалась у них святой. Вода и огонь очищали человека, обновляли его духовное и материальное естество. Купание осмысливалось как второе рождение. Самые истые староверы считали банную воду поганой и мылись, даже в лютые морозы, только в речке.
Воду, которую приносили в дом, брали против течения, а вот на «лекарство» - всегда против течения. Произносили такой заговор: «Бережок – батюшка, водушка – матушка и царица водяная с малыми детками, с приходящими гостями, благословите воды взять – не ради хитрости, не ради мудрости, но ради добра и здоровья рабу Божьему…» Прежде чем пойти по воду, молодуха-невеста обращалась к свекрови:
- Мамонька, благослови по воду сходить.
А та ей в ответ:
- Благословляю.
Если же в доме вода появлялась без её благословения, свекровь строго спросит:
- Ты куда ходила?
- По воду…
- Иди и вылей!
Никогда ни колодец, ни ведро с водой кержаки не оставляли открытыми. Матери наказывают детям: «Хоть щепочку да поперёк положь…» В старообрядческих семьях бытовало поверье: открытая вода измирщена, черти в ней купались, т.е., после этого её нельзя употреблять людям «чистой» (кержацкой) веры. Бельё и лютый мороз полоскали в проточной воде. Считалось. Что вода пробежав три камешка становиться чистой. Воду после мытья икон сливали только в речку. Ни мусор бросать. Ни грязную воду в речку нельзя было выливать. Даже камни бросать. Считалось грехом – будешь на том свете вытаскивать их из кипящей воды. Знали все ключики по именам, считали их лечебными. А вот с какой молитвой умывались на реке: «Матушка быстра река. Моешь-полощешь круты берега, - так смой-сполощи с рабы божьей … озевы и уроки, страхи, переполохи век по веку, отныне до веку. Аминь» Староверы ходили совершать свои обряды к тем же источникам, у которых совершали свои обряды алтайцы, и в каком-то смысле у них была общая религия – почитание Природы.
Каждое утро девушка в синем сарафане пробегала мимо, нужно было только встать пораньше или не ложится вовсе. А рядом бежал пёс, подозрительно косясь на мою палатку. Однажды шел дождь, а она всё равно пробежала мимо, без всякого зонта или куртки. Её не было достаточно долго, я решил пойти за неё. А, чтобы не напугать – насвистывал что-то. Нашел по собачьим следам на берегу. Она вышла из речки, обернувшись в широкое махровое полотенце. Надо сказать, что купалась она голышом, но смущённым почему-то оказался больше я, чем она. Посмотрела на меня насмешливо. Стряхнула с кос воду, и пошла, только упругая кожа плеч проплыла перед глазами с множеством крупных капель.
И тут она вскрикнула и запрыгала на одной ноге. Пришлось доставать большую занозу, но сделать это окончательно можно было только добравшись до моей палатки, где была иголка. Она шла, прихрамывая и опираясь на моё плечо. Опустился туман. Мимо пролетали капли, которые можно было разглядеть, главное - надо было что-то говорить, и я принялся расспрашивать её про родителей, про деревню.
Её зовут Полина. Мы гуляли по окрестностям. Грязь липла толстыми блинами к подошвам кроссовок. По траве тоже было невозможно идти – скользко. Вначале дождь почти прекратился, зато усилился ветер. Срывал крупные капли с хвои, окропляя нас. Дул сверху, набивался в открытые рты, словно вата, мешал дышать. На пути попался лесок. Даже толстые ветви отрывались от ствола и падали, ломая более тонкие. Потом снова пошёл сильнейший ливень и, когда цель была перед нами – ничего уже не оставалось, как залезть в воду небольшого озерка, причем прямо в одежде, в чём пришли.
Я поцеловал её в щеку, а она стояла, словно окаменев, смотрела на водопад, будто ничего не произошло. Тогда я решился на ещё одну попытку. Она посмотрела так, будто я ей что-то напоминаю важное, только вот она не может вспомнить что. Неожиданно погода снова переменилась. Выглянуло солнце. Мы загорали на скале. От одежды шел пар. Была такая усталость, что не хотелось говорить. И так всё было понятно. Она – девушка воспитанная в строгости. А я тут не останусь надолго.
Обратную дорогу я нёс рюкзак и всякую чепуху. Я боялся молчания. Серое небо было таким низким, что невозможно было провести границу между ним и вершиной горы, по которой мы шли. С веток капало, трава была глянцевой. Следы на размокшей тропе оставались чёткие и глубокие. Мне хотелось запомнить её лицо, ямочки на щёках, но я понимал, что это невозможно, что всё это сотрётся уже через месяц, даже раньше…
- Что же ты замолчал? – спросила она.
- Осторожно, - говорю я, беру её за руку, переводя через скользкий участок тропы, а потом отпускаю, чтобы не было не каких подозрений, что я хочу как-то использовать это.
Мы приближаемся к её дому. Она вытирает о траву кроссовки.
- А ты моей маме понравился.
- Когда же она меня видела?
- А вчера, когда ты меня до дома провожал…
Сергей Решетнев ©
Свидетельство о публикации №218012400383