Из деревни - в город. Уктуз. Рождение

   Я родился и детство своё провёл в деревне, точнее – в селе Уктуз, что на Юге Тюменщины. Сохранились смутные воспоминания, как отец мой, Александр Андреевич  вернулся домой из заключения. Ему дали 4 года за копну совхозного  сена, которую он взял. Донёс односельчанин. Времена были суровые, вот и угодил отец в места не столь отдалённые. За хорошее поведение его освободили досрочно, когда я учился в первом классе. Помню, как его встречали, как он приехал на санях. Поднял меня кверху – неописуемый восторг!
    С Севера отец привёз много подарков. Я запомнил маленькие «унты» - сапоги из оленьих шкур, очень тёплые и лёгкие – на ногах не ощущались, будто босиком! В этот год  было голодно: задавило поросёнка, на вилы напоролась свинья, и пала корова. Было трудно, но мы выжили.
    Мои воспоминания о родине – не столько лес, озеро, игры, но и сельский суровый быт. Это, в первую очередь, изнуряющая прополка  огородов,  личного и совхозного.  Управляться со скотиной – тоже не очень  одухотворяющее занятие. Это необходимость чистить стайку (хлев по - нашему), задавать корм и питьё животным и домашней птице, и многое другое, не очень аппетитное. До сих пор, лично для меня, ностальгия   -  не только умильные воспоминания о красотах деревенской природы и темы для пасторали, но и картины тяжкого труда на полях и подворьях.               
   Ещё я почему – то помню, как все смотрели ночью на небо, выискивая там летящую звёздочку. Это, скорее всего, было связано с первым полётом человека в космос, Юрием Гагариным.
 
«Мы всех урыли!» Автор Юрий Сазанов.

У меня картина с детства:
Папка, мама – вся семья.
Ночью, здесь и по соседству -
Дяди, тёти, кумовья.

Торжествует вся  деревня,
И никто не хочет спать.
Кто уклад нарушил древний,
Что случилось там опять?

Дружно лезут на ворота,
Смотрят в небо все подряд,
Мне так тоже знать охота -
Это что там за парад?

Я пока ещё не барин,
Мне доклад никто не шлёт,
Но сказали, что Гагарин
Совершает свой полёт!

В небе звёздочка летает,
Строй Советский всех урыл,
В небе, галок не считая,
Первым Космос покорил!

Мы, друг другу помогая,
Сообща несли свой груз,
И страна была другая -
Нерушимый был Союз!
   Да, была страна такая – Союз Советских Социалистических республик. Это тоже – «ностальгия» по тому времени. И все мы, всё наше поколение, являемся детьми Советского Союза, каким бы он ни был, и как бы мы к нему не относились.
   Наше детство было куда богаче, чем у нынешних школьников. Не знали мы ни компьютеров, ни Интернета. У нас, в сибирском селе, было поначалу 2 телевизора на 4 улицы. И мы дружно бегали всем скопом к счастливцам, имеющим это великое чудо техники – «Рубин – 102» посмотреть великолепную «Гусарскую балладу». Играем мы, значит, на улице, ждем – когда начнется. И вот Мишка, мой друг, выбегает и кричит на всю улицу:
 - Художественный филим!
И мы, бросая всё, мчимся – спотыкаясь и падая, смотреть долгожданную кинокомедию, причем уже который раз!
Кино привозили в клуб дважды в неделю. Любой фильм смотрели с большой радостью и неважно – видели раньше, или нет. А какие фильмы были – «Веселые ребята», «Волга – Волга»! Не часто выпадали нам эти радости искусства.
   Жизнь в селе, - это и походы в лес, летом - по ягоды, осенью – по грибы. Летом мы частенько в лес ходили без особой нужды – на деревья полазить, гнёзда позорить, просто побродить. Ближайший участок леса назывался «Первый остров», затем – «второй» и «третий». Почему «остров», не знаю. Но поэтично! Возле села удобно примостилось два озера – Пресное и Солёное. Хотя правильнее, конечно, село построили между озёр! В Пресном купались и рыбу ловили, а Солёное хоть было мелкое, но дно озера было всё изрыто – раньше там добывали соль. Для купания озеро было не совсем подходящее. На Пресном летом на ночь ставили мелкую сеть – «гольянку» и утром вытаскивали, порой полную мелких гольянов, которых мы жарили в сметане – вкусно, пальчики оближешь! В охоте я не участвовал, лишь старшему брату, Володе случалось, а нам с Толей так и не довелось.
   В доме напротив жила семья Смирновых. У них было две девочки – старшая Лариса, моя одногодка, и  Таня, моложе нас на год. Играл я не с бойкой Ларисой, а с младшей Таней. Лариса как – то отлупила нашего соседа, мальчишку постарше нас. Может он ей поддался, не знаю. А с Таней мы играли на песке, мечтали о том, что когда вырастем – поженимся. Но их семья вскорости уехала в город, и мы расстались, как мне казалось, навсегда. Много лет спустя мы с друзьями ехали на поезде в Одессу, отдыхать по турпутёвке. Было мне тогда уже 23 года. Познакомились в купе с двумя подругами, играли с ними в карты, пели песни. И вот одна из них сказала, что знает меня очень давно. Я пытался выведать у девушки, откуда она меня знает, но она призналась, только когда мы прибыли на турбазу. Это была та самая Таня, которую я даже не узнал. Да, действительно, неисповедимы пути Господни!


Рецензии