Съезд холостяков

                Съезд холостяков
   Не утруждай себя, читатель, такого общественного движения или организации в истории Союза, не найти. А, между прочим, именно такое мероприятие, под названием «Съезд холостяков», было проведено в расположении… Впрочем, начну с того, что предшествовало этому неординарному мероприятию в курсантской среде.
   К окончанию училища (а мы были первым выпуском нового училища) большинство курсантов первой роты женились, то -есть обзавелись семьями. Такое положение дел было обосновано, имело жизненный опыт и практическую основу. В войска лучше приходить служить  женатым офицером. Одинокому офицеру, в лучшем случае, предоставят место в офицерском общежитии или в гарнизонной гостинице. А это накладно, для небольшого лейтенантского денежного довольствия. А во-вторых, бытовая сторона холостого офицера напрямую оказывает влияние на его работу в воинской части. Я не говорю уже о моральной стороне холостого лейтенанта, о влиянии на него закоренелых холостяков- «вечных старлеев». Как говорили между собой офицеры: «их сгубила молодость, дамское общество и спиртное». А где злоупотребление спиртным со стороны молодого специалиста, там можно с уверенностью поставить крест на служебной карьере офицера. Мы курсанты четвертого курса знали об этом не понаслышке. За плечами были две войсковые стажировки в сержантских и офицерских должностях. Кроме всего свои советы давали нам,  воспитанникам, командиры взводов, рот и батальона. Таким образом, к государственным выпускным экзаменам большинство курсантов нашего батальона и рот  покончили с холостой жизнью и обрели себе свои половинки.
   Надо отметить, что в нашем политическом училище командование , политический и учебный отдел были новаторами многих педагогических начинаний. Они настояли на том, чтобы вокруг училища не было ограды (заборов) по периметру. Это воспитывало в молодом человеке ответственность за выполнение им требований присяги. Курсанты понимали, что они военнослужащие особого училища – политического. Начальство нам доверяло и мы старались это их доверие оправдать. Самоволок  было минимальное количество. С этим явлением в жизни нерадивых (еще не сознательных) курсантов боролись не столько патрульный наряд училища, сколько  сами комсомольцы. Забора вокруг учебного корпуса училища  и казарм не было все четыре года нашего обучения.
   После  двух курсов, руководство училища, во главе с начальником генерал-майором Зибаревым Василием Георгиевичем, пошло на другой эксперимент. Каждый курсант, не имеющий замечаний в службе и учебе, мог дважды в неделю (не считая выходных дней) отправиться в увольнение. А женатые к тому времени курсанты, имеющие жен в Академгородке или Новосибирске, могли оставаться с семьей до утра. Однако,   к утреннему построению на занятия, будь «как штык» на службе, а не то… Догадайся сам читатель, что означало опоздание, хоть раз из увольнения. И вы знаете, курсанты этим новшеством сильно не злоупотребляли. После первых увольнений, когда прошел ажиотаж свободы, лишь небольшая часть холостых курсантов ходили в увольнение (в кино и театр). Надо отметить, что такая «вольница» ничуть не отражалась на состоянии воинской дисциплины, учебе и службе войск курсантских подразделений.
   После первой половины четвертого курса число женатых курсантов сильно увеличилось и холостяков оставалось единицы. К ним можно было прибавить и тех женатых, чьи жены остались у себя на родине (учились в ВУЗах, работали, воспитывали малых детей). И вот, однажды, когда наша казарма практически опустела и тишина бродила по ее тихим помещениям, произошло то самое событие, название которому я вынес в заголовок рассказа. История не сохранила нам истинные причины и мотивы этого мероприятия. Неизвестно также, кто был (или были) непосредственными его зачинщиками. Да это и не важно для самой истории, которая блеснув на небосводе маленькой искрой, осталась в памяти немногих его участников театральной,  драма -комедийной сценкой. Не более, но при определенных обстоятельствах, способной было перерасти в подлинную  драму, для отдельных ее исполнителей.
   Когда густая тишина набрала свою критическую массу и потребовала какого-то выхода из этого состояния, вдруг раздался громкий призыв курсанта Хапина Владимира, юморного, молодого человека из Богородицка, Горьковской области.
   - Холостякам собираться в ленинской комнате на съезд. Женатые, также могут присутствовать, если пожелают.
   Ниппель тишины сработал, часть пара вышла в атмосферу. Я сам не был в той компании, не участвовал в работе «съезда»,так как был в увольнении, так что рассказываю со слов очевидцев.
   «Делегатов», так называемого «съезда холостяков» собралось из батальона  в нашей ленинской комнате», под завязку. Играть так играть, скука свое дело делала исправно. Избрали президиум, редакционную комиссию, организовали выступление докладчика,  прений и приняли соответствующую резолюцию,больше касающейся расширения культурной программы для холостяков. Но, где-то перегнули палку и на выходе получилось, чуть ли не политическое дело.
   Помните фильм 50-х годов" Максим Перепелица". Герой фильма  парень призывного возраста, сельский острослов, мастер проделок и отчаянный врунишка. Он организовал  посредством  пацанов своего села  юморные, но обидные  для некоторых  сельчан проделки. Вручил потенциальным женихам своей подружки тыквы (гарбузы). Но заигрался и велел последнюю оставшуюся тыкву подсунуть на крыльцо хаты старому деду. Все тыквы были подписаны адресату по именам от Маруси. Эта шалость по отношению к деду имела для Максима неприятную историю. Вопрос встал даже на общем собрании сельчан - не пускать сельского хулигана в ряды Советской Армии.
   В нашей истории со «съездом холостяков» дело обернулось и того хуже.  Особист  училища прознал об этом мероприятии курсантов и, на следующий день  в своей интерпретации доложил начальнику училища и политического отдела о  странном мероприятии. Что тут началось… Машина дознания заработала на полную мощность. Через руководство училища, партийные инстанции батальона и роты прошли все старшины и сержанты подразделений, секретари партийных организаций . Задавали одни и те же вопросы: кто организатор и что обсуждали. Нет ли во всем этом политической подоплеки. И если мы курсанты к этой проделке относились как к забаве, пустому времяпровождению, то наши старшие товарищи, захватившие 30-е и 40-е годы политических репрессий, усматривали в этом идеологические происки врагов СССР. Вопрос стоял однозначно – зачинщиков отчислить и уволить из училища. И это за три-четыре месяца до государственных экзаменов. И тут все курсанты батальона проявили единую товарищескую солидарность с жертвой расследования руководства. Жертвой стал курсант Хапин Владимир, тот кто проявил активность в сборе холостяков в ленинскую комнату. Конечно он не был застрельщиком, ни организатором «съезда», но начальству нужен был результат. И вот тут мы, все выпускники, поняли, что можем потерять своего товарища,  за "не понюх табака». А когда поняли, то развернули такую бурную защиту его в глазах руководства (конечно в рамках дозволенного и по подсказке самих офицеров), что волна расследования вскоре превратилась в сатирическую пародию на оставшихся холостяков.
   Хапин отделался легко, объявили ему административное наказание за нарушение распорядка дня подразделения. Он выпустился из училища и попал служить в Витебскую дивизию ВДВ. В 1979 году, в составе одного из полков названного соединения, вошел со своей разведротой в Афганистан. К тому времени он добился у Командующего ВДВ Маргелова В.Ф. перехода на командную  работу. Заслужил боевые награды. Судьба меня свела с ним в городе Болграде, куда он был  назначен после Афганистана, на должность начальника разведки 217 гв.пдп. Затем он перевелся в город Псков, в 76 гв.вдд. и связи наши прервались. А женился он сразу после окончания училища, в первом офицерском отпуске, на своей однокласснице по имени Галина, которая ждала его все четыре года нашей учебы. Вот такую  историю  я хотел рассказать  в своем небольшом рассказе. Молодость,молодость - пора вольнодумства и эмоций, необдуманных поступков и взрослеющего характера,мальчишества и геройства. Пронеслась она по жизненной судьбе каждого из нас,оставив неугасимую память о себе - воспоминание.
   
                2018 г.      
   
          


Рецензии