Дед Мороз vs Санта Клауса

      Дед Мороз vs Санта Клауса

     В канун Нового Года, занятно сравнить имеющиеся верования людей в добрые силы, приносящие подарки.

     Немного издалека.

     У людей всегда имелась потребность в защитнике и благодетеле, который давал бы надежду в тяжелой ( и беспросветной, и однообразной….) жизни  (существовании).
     Появился даже отдельный слой людей или почти (герои, полубоги), которые являлись прослойкой между богами и простыми людьми, но заботились именно о людях, порой даже кое-что у богов поворовывая. За что и несли кару, что принималось как должное и простыми людьми (а не воруй), после приватизации простыми людьми полезных божественных штучек.
     Люди, совершающие подвиги, в глазах общества также приобретают ореол божественности, как защитники простых людей от несправедливости (в широком плане).  Дают надежду, что их (простых людей) кто-то защитит, ежели что.
     Культ героической личности начинается из глубин истории в виде преданий, легенд и сказок.
     Наиболее ярко он выражен в создании святых. С одной стороны они из людей, с другой – и на небесах. Очень поучительно и удобно, и связи на небесах если что. Любая религия обещает этот канал связи поддерживать, но не бесплатно.
     И тут мы наблюдаем существенную разницу между Россией и Европой. Америку в расчет не берем, т.к. у нее нет истории и пришлось выдумывать разных чел. пауков и суперменов, а заодно и доморощенных (в Америке же) злодеев.

     Теперь к основной теме.

     Европа.
    … «Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Чудотворец (Санта — «святой», Клаус — «Николай»)»…
     Русь.
    … «Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза»…
      Почувствуйте разницу.
     Если в Европе символом Нового Года является могущественный (!) святой, то в России (и на Руси) им является представитель могучих, но недружественных сил природы.
    Что еще занятнее, эти недружественные силы, которые надо задабривать, в итоге, могут нести такую же надежду, как и герои и святые. Небеса – небесами, а природа дана в ощущениях.
     Кстати, святым тоже ставят свечки (задабривают).  Веками воспитанное меркантильное отношение к жизни. Я тебе, а ты отработай. В древности было несколько наоборот. Подвиг – почитание.
    В Европе зло (черт и т.п.) всегда плохой, а святые всегда хорошие – «пряники раздают». Правда пряников на всех не хватает………
     Как итог вещизма Европы, Трикстер (такой с рожками) над Европой начал издеваться. Наблюдаем в разных вариантах.
     В России (и на Руси) отношение к добру и злу гораздо более сложное  и адекватное.
     Это отличие имеет корни в менталитете Русского народа.
     Присутствует приятие суровых сил природы как жизненной необходимости. Понимание того, что эта «суровость» не более чем закон природы,  а законы природы надо принимать, а не пытаться воевать с ней (разные недоучки и либералы пытались – мало не показалось).
     Надо  жить с окружающей средой, природой, в гармонии а не пенять с высоты своего непонимания. И тогда Дед Мороз принесет не беды, а подарки.


    


Рецензии