Заметки. Печорин

Вот для чего существует классика и почему она так называется? Ведь тонны книг, которые, прочитав, уже не хочется к ним возвращаться.
А есть Литература. Которую считаешь, что знаешь, а все-таки изредка к ней возвращаешься. Люблю перечитывать Толстого. Это духовная мощь, которая всегда тебя толкает в новое понимание.
Вот «Война и Мир». Вечная книга. Когда последний раз перечитывал, то осознал – почему в фильме Бондарчука так раздражала Наташа Ростова. Ведь из школы воспоминания о первом бале. Романтика. Любовь.
А как Толстой «опустил» в романе эту персону. Эта ее мерзкая история с Курагиным, с венчанием. Это безнравственное, даже и по сегодняшним меркам, поведение с Болконским.
Весь образ Наташи Ростовой Толстой обнажил в эпилоге словами Пьера: «Толстая самка». Трудно точнее выразиться.
Только глупые школьники в сочинениях пишут, что Наташа Ростова – любимый герой Толстого.
А «Анна Каренина»? Думаешь, что роман об Анне, а на самом деле книга – о Левине. О его пути к семейной жизни и его отношениях в семье. В общем-то Анна Каренина – фон. Значительный, сильный, но – фон. Также достойный изучения и анализа.
Этот гнилой щеголь Вронский, о котором, думаю, не одна женщина слезы лила и мечтала, не видя сути эгоистичной, себялюбивой натуры Волконского. Ну – и чем красивее актер в роли Вронского, тем для женщин его образ романтичнее и желаннее. А ведь в романе словами отца Кити Толстой сказал: «Петербургский щеголь, их там станками делают»…  И, по-моему, то ли канарейкой назвал, то ли еще как похоже.
А безграмотные школьницы пишут сочинения об уме, мужестве и честности Вронского.
Парадокс! Пародия! Дикое непонимание истинного…
Вот недавно решил прочитать «Герой нашего времени» Лермонтова.
То ли взгляды изменились, может опыта добавилось, но после прочтения осталось пренеприятнейшее ощущение от героя Лермонтова. Да и еще вступление Автора прочитал позже, но именно во вступлении Лермонтов раскрывает отношение к своему герою.
И на протяжении всей повести Лермонтов безжалостно обнажает сущность Григория Печорина.
Вспомните, как он Азамата подбил привезти ему Белу в обмен на коня. И это была не любовь, это было очередное желание манипулировать людьми, недаром в повести есть слова Печорина: «- она будет моя! Пари – через неделю…»
Отдаю должное его уму, но чрезвычайно порочный человек. Кончилось тем, что Казбич ножом ударил Бэлу, и она позже умирает. Причем ни особенного переживания, ни раскаяния, что погубил гордую, красивую девушку, жившую в чеченской семье по своим законам. Увлечение прошло, игрушка надоела, устал. Скучно стало.
«В его улыбке было что-то детское…глаза его не смеялись… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти… Взгляд его оставлял неприятное впечатление нескромного вопроса… и был равнодушен…»
Помните встречу через некоторое время Печорина и Максим Максимыча? Когда Максим М-ч упомянул при встрече Бэлу, Печорин побледнел и отвернулся…
Не остался с ММ поболтать… И возникает вопрос – почему? Может - Стыд? Может жалость?
Нет, скорее разочарование, что ситуация разрешилась без его волевого участия. Что обстоятельства оказались сильнее его желания моделировать ситуацию.
Может - одиночество? Нет – гордыня, хотя в повести он и пытался порой изобразить глубокую душевную личность, в пороках которой виноват свет. А свет ли виноват? Нет, он сам извратил свое представление о жизни и жил извращенно, как худший представитель этого Света.

Помните главу – ТАМАНЬ? Простые люди, Ундина, несущая в себе ощущение «породы»… Певунья…
Разговаривая со слепым, с этой девушкой – дитем природы и моря, он сказал ей: - «А вдруг я донесу коменданту?»
За что был чуть не убит, а девушка с сообщником покинула слепого и эти места.
Итак – подленькая мысль донести о мелких контрабандистах родилась не под влиянием чувств честного человека, соблюдающего законы, а как попытка воздействовать на девушку, как желание показать свою власть и могущество.
Вроде позже он признал, что это были «честные контрабандисты». Однако, ломая судьбу людей, с которыми он соприкоснулся, потом подумал: - «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру…»
Равнодушие. Безразличие.

Достойная глава - Княжна Мери
Там несколько персонажей. Грушницкий: «Производить эффект – их наслаждение. Много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Довольно остер. Его эпиграммы забавны, но никогда не бывают метки и злы. Он никогда не убьет одним словом. Он занимался всю жизнь собой. Отличный храбрец в бою. Мил и забавен.» - такая характеристика этого легкого, да, в общем, и симпатичного малого.
Но это Грушницкий высказал Печорину: «- Ты говоришь о хорошенькой женщине как об английской лошади».
И вот несколько выражений Печорина, раскрывающих его суть: -«Мне хотелось его побесить». И в нем рождалась – зависть.
Там же Печорин говорит о Грушницком и Мери: «- Завязка есть, о развязке этой комедии побеспокоимся. Явно судьба заботиться о том, чтоб мне не было скучно.»
Помните, Вернер спросил Печорина?: Вы хотите волочиться за княжной?
- Напротив, совсем напротив.
Азарт Печорина. Азарт погони, подчинения, владения. Когда это заканчивается – полное охлаждение. Его влечет не результат, ему абсолютно безразлична княжна Мери,  Вера, ему безразличны все окружающие люди. Холодный, расчётливый.
Сердце Печорина и забилось, то от желания подчинить людей вокруг своим эгоистичным целям и от возможности совершать действия, через которые эта цель будет достигнута.

Глава - ВЕРА
Очередная жертва из прошлого, судьбу которой Печорин мимоходом ломает и заставляет женщину мучиться. Цинично, хладнокровно и безнравственно.
Вспомните его фразу: -«Я хочу быть только любимым. Хочу обладать властью. Я точно не люблю женщин с характером.» - т.е. любит женщин, подчиняющихся его воле?
Лермонтов, конечно, не описывает в деталях их ночную встречу, но мы понимаем, что была постель, секс, и этим Печорин ставит Веру в чрезвычайно сложное положение, и это стало причиной конфликта с Грушницким. Так кто подло поступил в этой ситуации, Печорин, который порочит достойную женщину, или Грушницкий, изобличающий в общем-то негодяя?
Печорин же низко сообщил Мери, что Грушницкий юнкер, а не разжалованный в солдаты за дуэль офицер. Пусть Грушницкий играет со своим имиджем, ролью солдата, но это так безобидно, и скорее всего – наивно. А Печорин? Подленько Мери говорить о Грушницком, чтобы отвлечь ее эмоции на себя и возвеличить свое значение…
Лермонтов замечательно вложил в уста Печорина его характеристику:
- «Что я хочу? А ведь есть необычайное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой.  Она как цветок, который хочется сорвать (растоптать? выбросить?). Чужие страдания и радость других – пища, поддерживающая мои душевные силы. Жажда власти влечет.
- Что такое счастье? – Насыщенная гордость.
- Я начал перебирать знакомых – с желчью, злостью. Желчь моя взволновалась.» - хорошенькая характеристика, не правда ли?
При разговоре с Мери Печорин откровенен: -«Я стал скрытен. Злопамятен. Завистлив. Научился ненавидеть. Лучшие чувства умерли. Я начал обманывать. В груди моей родилось отчаяние. Я сделался нравственным калекой.»
Печорин признается себе, что умышленно вызывал у нее сострадание, она плакала, и это был способ вызвать у нее чувства к себе, разбудить ее душу через сострадание к якобы страдающему человеку. Ему покоряются все женщины, он по образному выражению - впустил когти в ее неопытное сердце.
Страдающий ли Печорин? Нет – он издевающийся, безжалостный, бесчувственный, аморальный и подлый.
- Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? Я разыгрывал роль палача или предателя. Я люблю врагов.
- Она проведет ночь без сна – эта мысль доставляла мне необъятное наслаждение. Есть минуты, когда я понимаю Вампира.
- Свободы моей не продам. Мысль о женитьбе превращает мое сердце в камень.
- Я ничем не жертвовал для тех, кого любил. Я поглощал их чувства, их нежность, их радости и страданья - не мог насытиться.
- «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете» - но как только цель достигнута, то она выброшена из памяти и забыта.
Трудно что-либо добавить к этой безжалостной характеристике Печорина. Жаль, что в молодости «розовые очки» мешают разглядеть душу этого низкого человека.

Глава ДУЭЛЬ
Интересная глава, если ее оценивать логично и с нравственных позиций, то видим, что Печорин в очередной раз безнравственно разыгрывал партию, его низкий и аморальный поступок с Верой стал причиной конфликта, и поэтому Печорин не Герой нашего времени, а бесчестная личность. Извиниться обязан был Печорин. Умышленно доведя конфликт до дуэли, он по существу убивает Грушницкого. И по настроению участников дуэли в повести это чувствуется.
Да, якобы Печорин и стоял под пистолетом Грушницкого. Но это не был благородный поступок. Наверное, суть такого мотива раскрывает следующая глава – ВУЛИЧ.
Печорин бросается в дом с преступником. Что это – бесстрашие или что другое?
Бесстрашие – когда готовы пожертвовать своей жизнью ради других. А если ты подвергаешь свою жизнь опасности в угоду своим личным амбициям, безразличию душевному, то что это?

А может Лермонтов себя изобразил?

Пойду-ка посмотрю свою библиотеку. Там много достойных книг.


Рецензии
Лермонтов был носителем многих комплексов и физических недостатков, что и сформировало его характер. Часто он был невыносим для окружающих, за что и поплатился. Не было "красивой" дуэли, поэт был просто застрелен, как бешеная собака, и оставлен у подножья Машука под проливным дождём до ночи.
Наверное, гению позволено многое, если не всё. Раненый ангел и дьявол в одной плоти.Сочетание несочетаемого. Особая отметина.

Эн Штейнберг   30.10.2019 11:42     Заявить о нарушении
говнистось и мания величия - характерная особенность низкорослых, худых мужчин... и вот почему?:?

Валерий Кувшинчиков   30.10.2019 15:47   Заявить о нарушении
Не могу знать, у генетиков нужно спросить.

Эн Штейнберг   30.10.2019 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.