Коменты на 1-е послание к коринфянам ап Павла -4гл

4 глава

«1 Итак, каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судья же мне Господь.
5 Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.»

То ли скромничает, то ли проявляет безразличие ко всем, в том  числе, и к самому себе, то ли призывает к безмыслию, как будто не знает, что за безмыслием идет и бездействие… По делам судите о людях – дела с сердечными намереньями связаны. Никакой «Господь» вместо вас этим заниматься не будет! Т.е. в намереньях у нас, конечно, все получше и побольше, чем на деле, но это уж твои проблемы! Горюй о них и распинайся ими… Твои намеренья – это твой разговор с Богом (зачем нам знать о нем?), а твои дела – это твой разговор с нами, т.е. с людьми. Бог, конечно же, не откажется с тобою общаться, будет тебя чем-то подпитывать, что-то советовать – но это не значит, что ты должен отказаться от общения с людьми, где каждый судит и судим – и от общения с нашей землей, которая ждет от тебя исключительно дел, а не слов…

3ст – человек, занятый своим делом, своей миссией (Павел тоже мессия!) – и понимающий, что остальные в этом деле гораздо меньше понимают… Но с другой стороны, это свидетельство разрыва между Павлом и остальными, очень низкого уровня этих остальных (кто овцы, а кто и бараны – и способны они только славословить и злословить, надувать воздушные шары и затачивать острые палки) Может, благие намеренья и есть в них, но на деле - только мрак, Господом так пока и не освещенный…

4ст – хотя ничего особенно преступного не знаю за собой (уже забыл, что человека убил!), но тем не оправдываюсь, потому как и ничего особенно героического пока не сделал – просто пасу баранов… «Судья же мне тот, кто убедит меня своим судом – он будет моим господином»

«обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» - за сердечные намеренья каждому будет похвала (ироническая), но за дела каждому будет хула (сочувственная). Лучше вовсе не делать, чем делать плохо? Нет, лучше делать, лучше брать этот крест на себя и набираться опыта…

И верными мы можем оказаться только в конечном итоге (или не оказаться!) По пути же неизбежны всякие отклонения и падения (никто не благ – даже Иисус, никто не верен – даже Павел?! Нет, они благи и верны, но по дороге всякое случается… Кроме того, их благость и верность проистекает из их сердечных намерений – при том, что наши лучшие намерения проистекают от Бога…)


«6 Это, братья, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и людей.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас – мы благословляем; гонят нас – мы терпим;
13 хулят нас – мы молимся; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.»

Такое ощущение, что христианство в тот период той цивилизации было какой-то модной игрой – в нашу цивилизацию такое тоже случается…; и не только на почве религии – какого-нибудь буддизма, например – но и на почве марксизма или масонства или дворянства или искусства. Людишки вообще любят играть. Игра – занятие острое, возбуждающее, даже вдохновляющее, но она превращает жизнь в условность. Самое большее, что в ней можно сделать – обменять свои игровые успехи на денежные знаки. Или хотя бы на цифры в «турнирной таблице»… Когда зарабатываем деньги, мы, кстати, тоже меняем жизнь на цифры, тоже превращаем ее в условность (и тут дилемма: лучше играть и испытывать удовольствие, но деньги будут маленькие или негарантированные или же лучше работать без удовольствия, но денег будет больше или с гарантией) Т.е. жизнь делиться на  сферы и уровни внутри сфер – и игра это высший уровень низшей сферы, а работа – это низший уровень высшей сферы (т.е. игра и работа примыкают друг к другу… - и хочется упасть в игры и получить удовольствие…) И вот Павел хочет вернуть своих подопечных (многие из которых ходили к нему, может быть, точно так же, как нынче ходят к психотерапевту или на йогу!) из игр, фантазий, условного мира в реальность. Он, может быть, даже хочет разогнать кое-кого, напугать их так, чтобы они  сбежали! Так и Иисус, наверное, сознательно спровоцировал уход сразу 70-ти потенциальных «апостолов»! Нам надо из самой жизни – где смерть, силы трения и тяготения, где зависть и преследования -  устроить нечто столь же вдохновляющее как игра (и играть стоит, чтобы просто не забыть эти волшебные ощущения концентрации и напряга?! Ведь жизнь пространна и мы в ней рассеиваемся – после чего и влачимся уныло…) Павел говорит: лучше в высшей сфере реальности быть безумным и немощным, и бесславным, и терпящим голод и труд, чем в низшей сфере условностей играться как боги! Кто способен на такое? Только тот, кто за играми чувствует, как жизнь его уходит, а смерть приближается, может быть, начнет репу чесать… Но что он начешет? Что можно изменить, когда все уже разложено по полочкам (каждый твой отдельный член привязан к отдельной полочке…) Почему и «хороши» гонения – они помогают вернуться в реальность, в высшую сферу; они просто силом отнимают у тебя многие любимые игрушки… Игры немыслимы без «побед» - т.е. без превознесения одного над другим (даже если ты и понимаешь фиктивный, условный характер этого превознесения) – а в жизни ты первым делом попадаешь в зону сплошных поражений и угнетений; вначале ты в ней обязательно будешь рабом и глупцом, и у тебя будут самые безумные мысли…

Христиан никогда бы не стали убивать, если бы не евреи, которые уже тогда распространились по цивилизованному  миру – и самого Иисуса римляне никогда не убили бы! Они же были политеистами и плюралистами – это только единобожники выкашивают всех.  И не только евреи, но и мусульмане, но и «христиане». Это только у них есть «единственно правильная точка зрения». И отсюда не только репрессии против слабых, но и войны с сильными – «христиан» с мусульманами… - да всех против всех. Единобожники вечно или убивают беззащитных или воюют с сильными! Их убогая единственная извилина не терпит конкуренции! В их голове разрешается жить только одной-единственной идеологической мысли – которая должна следить, чтобы не завелся там еще кто-нибудь, чтобы мысли не размножились и не образовался в голове целый мир… Иисус пришел, чтобы уверенно ходить по воде этого политеизма и плюрализма – в которой до Него все тонули, конечно – и без всяких репрессий – но Его вытащили на сушу и прибили к деревянному иудейству… Опыт Иисуса говорит, что с убогими и агрессивными однобожниками дела лучше не иметь – и Павел сделал такой же вывод (остальным апостолам пришлось или заткнуться или последовать за ним – так и не знаю, действительно ли  и они были великими путешественниками?!) И секрет успеха христианства среди варваров заключается в том, что там еще не было евреев! Не было и  единобожества. Наверняка сначала подразумевалось, что Иисус лишь дополнит варварский, языческий  пантеон, как его и многие дополняли – поэтому-то с такой легкостью культ Иисуса принимали. Но попы, как кукушки, начали выбрасывать других птенцов, т.к. будучи родом из горной Иудеи и наследником кровавого Ветхого Завета (все горцы режут людей как баранов), христианство очень быстро заразилось единобожием и нетерпимостью к инакомыслию… Да, в Риме без евреев христиан бы не стали убивать – но тем быстрее они бы утонули в играх! Так же как и сам Иисус без преследований не набрался бы такой силы, а без мученической  смерти не произвел бы такого впечатления на весь мир. Т.е. единобожники, хоть и убоги, но имеют дело с реальностью, а политеисты, хоть и богаты разнообразием, принадлежат еще к виртуальному, мнимому миру. Нам нужен политеизм, но высшего мира – в реальности! Т.е. нам нужно множество иисусов! богов, христиан с нежной душой, могучим телом и мощным умом! (за играми душа становится дерганой, и слабеет или тело или ум – в зависимости от того, какая игра…)

Итак, в греческом Коринфе с Иисусом хотели играться, как и со всем игрались, но иудей Павел, дикарь, стал им вещать о каком-то безумии… Вообще, где слова, там и игры, там и виртуальный мир. Реальность начинается только вместе с делами. А какие у христианство могут быть дела? Это не так просто придумать  за пределами простой   и такой разорительной -  если не сказать, сомнительной - благотворительности. Храмы построить? Домища для словесных  игр!

«Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и людей» - надо умирать, раз начинается цирк, а иначе уже не вернешь серьезность. Т.е. у христианства был шумный успех, как у зрелища – и Павел сам его решил загубить на корню! Вообще, эта коллизия потом повторялась постоянно: легкие люди устраивали легкое христианство – но оно очень не нравилось людям мрачным и угрюмым; спецы по жизни и спецы по смерти боролись друг с другом. Но я не думаю, что Иисус и Павел были угрюмыми спецами по смерти – нет, они были сбалансированными личностями, вмещали в себя все - как и я сам вмещаю в себя все – если не вмещаешь в себя все, то ты или бабочка или жук, ты не человек, способный к развитию (вообще не человек, а только иллюзия! Сразу исчезнешь в играх, если только легок или в коробочках смерти – включая и самый гроб – если только мрачен). Просто цивилизация плодит бабочек (а варварство – жуков) и Павел с Иисусом чувствовали, чего людишкам не хватает для баланса…

«последние посланники» - «на этом этапе больше у  мира шансов не будет, поэтому нам надо постараться до смерти, чтобы  реализовать наши спасительные идеи». Себя, кстати, я считаю, скорее первым посланником, чем последним – первой ласточкой, которая еще совершенно не делает погоды – будет еще много таких «птиц» вокруг людишек виться – а они от них еще долго будут как от мух отмахиваться – может быть, только во время настоящего краха цивилизации мое, новое христианство в рост пойдет. Да и то: все, что исторически обусловлено, не вечно – ведь у истории могут случаться все новые и новые повороты – сбрасывающие все подряд «с корабля современности»…

«мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» - я так точно, как сор, пусть и никем не попираемый (в лоб дам! как словесно, так и физически…) Христианство ведь предназначено для проблемных людей, для «труждающихся и обремененных», для всех, кто задает этой жизни недоуменные вопросы – и задавая их, конечно же,  не преуспевает в этом мире – хотя бы потому, что слишком от делишек отвлекается, от усердного труда… Другое дело, что как же хоть кому-то можно в этой жизни не утруждаться и не задавать вопросы?!  …Цивилизация создает яркий фасад, этот фасад ослепляет баб, они становятся ее фанатиками, после чего подтягивают к такому же мироощущению все свое семейство – в этом духе воспитывают и деток и мужа-подкаблучника… И хоть этот подкаблучник и задает из под каблука недоуменные вопросы, хоть и утруждается, но это все остается под спудом! Да и детишки у него по молодости яркие и энергичные и в подкаблучнике живет надежда, что зато они исправят этот мир (как последние посланники!) И действительно, детишкам для этого не хватает только самой малости – ума; которым им, на самом деле, негде разжиться – хотя вокруг будут и родители,  и школа, и книги… Три подкаблучных убожества, три фуфлогонные сферы…) В общем, бабы ослеплены, дети слишком малы, а мужики в плену, в заботах – вот как бы и нет вопросов… Бабы, выходя из ослепления, сразу надевают платочки и бегом бросаются к боженьке и во всякие суеверия, детишки, взрослея,  начинают  пробовать все подряд, разыскивая путь, а мужики, из под каблука каким-то боком выбираясь, в покалеченном состоянии начинают выжимать из себя какие-то покалеченные, убогие вопросы и отвечать на них аналогичными, похожими на высеры, теориями…

Это как раз такое место в посланиях Павла, на котором и стоит все мое уважение к нему и любовь – он тоже страдал, он целиком отдавался, он не рисовал благостные картины в отношении себя и других, т.е. честно смотрел на вещи и откровенно о них говорил. Многие же путают мудрость с шулерством и лукавством: что-то прикроют платочком в себе или замолчат чужую критику. И в итоге сидят довольные, с лоснящейся рожей, как будто только что блинов поели и, типа, проповедуют о Христе… И, опять же, Павел такими словами отпугивал «бюргеров», «средний класс», мещан и даже просто любителей спокойной и размеренной жизни – про богачей и вовсе не говорю – кому же захочется с отчаянными нищебродами связываться? Т.е. Павел не помышлял о строительстве богатых церквей, с крупными пожертвованиями - и не подлаживался под свою паству, среди которой, заблуждаясь, могли появляться эти самые бюргеры (сначала их сентиментальные жены!) …Вообще, должен сказать, что едва ли не вокруг любой жертвы (убийства, самоубийства, катастрофы и т.д.) с легкостью можно создать культ, основанный на жалости! Есть только одна загвоздка – этих жертв слишком много! И в итоге культа не создается никому (или они создаются, но быстро испаряются) Вот только что укры носились с некой убитой Ноздровской, жалели ее – при том, что быстро обнаружилось, что это была жуткая сволочь и тварь! Или взять того же императора Николая Второго – даже в святцы внесли этого курильщика и вояку усатого за то, что стал жертвой! Так и с Иисусом было…  Т.е. вера мужиков основана на учении Иисуса, а вот бабы – существа, прежде всего, жалостливые (любое учение они переврут – так же как любой мужик всегда согрешит на почве безжалостности)


«14 Не к постыжению вашему пишу это, но вразумляю вас как возлюбленных детей моих.
15 Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Поэтому умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
17 Для этого я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.»

Тысячи наставников?! А самих-то «христиан» сколько было?! Только что Павел родил, как уже и наставничество развилось?! Уже нашлись умники, поумнее папашки?! Это скольких же Павел родил? – сразу десятки тысяч, как пчелиная или муравьиная матка?! И уж, конечно, все учат именно своему образу жизни! И именно себя считают главным посредником… (Хотя разве не он же пишет «все испытывайте, доброго держитесь»?) При том, что все знали, что у него нет полного согласия с остальными апостолами! Он, кстати, на них никогда не ссылается?! Сам первый не держался за образ жизни остальных апостолов – хотя они и были его отцами! Не упоминает их и в этой цепочке наставничества – хотя упомянут даже некто Тимофей («подражайте Тимофею, который подражает мне») Да и возможно ли подражать Павлу?! Я, впрочем, отчасти подражаю – но не ему одному, а всем и всему, чем восхищался и восхищаюсь в жизни (начиная с лилии, кончая Достоевским!) Разумеется, с переменным успехом это у меня получается… Скорее всего, больше не получается – например, во мне папашкины гены упорно сидят; опять же,  неметчина… – а с другой стороны, сильно влияет испохабленное мучебами и «украшенное» футболами детство (все время хочется себе оценки ставить и соревноваться!)

Вот я часто говорю, что на себя человеку лучше всего работается – а с другой стороны, на дядю-то легче работать, потому как безответственней! Свободней дышится, без дрожи! То же и с учением: других легче учить, чем себя! Там, наверное, каждый сразу стал других учить – при том, что и самих со всех сторон учили! Сплошной словесный гул сплошных  учителей! (как с таким запалом и до Африки не добраться!) В итоге, сами не научились, но других – запросто! «А зачем себя учить, когда полностью заняты других научением? Для чего?» - и я, кстати, себя отнюдь не исключаю из числа этих циркачей… Самого себя научить у меня так и не получается… «учитель, спаси самого себя и уверуем» - но и не надо в меня уверовать, я всего лишь прошу следовать за логикой слов моих… - ну и посочувствовать моим немощам…

Да, но Павел-то чуть выше описал себя как безумца, скитальца и так далее – вот какому себе (и какому Иисусу) он призывал подражать! Кто страдает и при том еще и самокритичен, с того можно смело снимать обвинения в самовлюбленности или мании величия. Без страданий самовлюбленность всегда рядом, а без самокритики – мания величия. Страдания нас лучше учений научают! А самокритика лучше проповедей других научает! Такому Павлу действительно можете смело подражать! – только вряд ли захочется и сможется… Да и самому Павлу, видимо, не всегда хотелось и моглось…

Опять же, надо вспомнить дальнейшую «христианскую» историю – все эти «тысячи наставников» продолжили свое дело и растащили христианство на лоскуты, причем каждый лоскут уже в основном состоял из сухой и бесплодной схоластики, нагромождения словес, образующего очередную феодальную крепость и монастырь… С собой никто воевать не хотел, поэтому воевали с другими – параллельно с учением… Как известно, «христианство» тысячелетия шествовало с мечом и крестом… - или же отсиживалось в упомянутых каменных стенах, оберегая себя от креста и меча таких же вроде «христиан»…


«18 А некоторые у вас возгордились, как если бы я не должен был прийти к вам;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? С жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?»

В переводе на русский: «некоторые там у вас совсем охренели и оборзели – видно, решили, что я больше к вам не приду – но я приду, так что держитесь, суки! Посмотрим, кто крутой!» Жезлом их реально собирался бить! Или же испепелять взглядом… Хотел бы я, в общем, посмотреть на эту встречу! Хотя у него, наверняка, таких было не одна … «Хочешь  организовать церковь? – получай помойку!» - это жизнь, и бродяги Иисус и Павел ее хорошо знали… А борзели бюргеры еще и потому, что знали о своем материальном превосходстве, были, так сказать, основными «донатами» этих церквей… Хотя деталей их борзости тут не хватает… Видимо, хотели заменить Павла своим местным Аполлосом – т.е. шла элементарная борьба за власть над овцами и над идеологией… Но в чем конкретно обвинялся Аполлос и его партия?  Вроде как только в хвастовстве – вряд ли это такой уж смертельный грех (и сам Павел не раз хвалился) Стали «царствовать» без него? – а он как думал? Кто ближе, того и тапки. Лично мне только имя Аполлос не нравится – нельзя носить имя чужого бога и героя! Я так и не знаю, зачем Савл (Савелий) сменил имя – видимо, чтобы начать новую жизнь! -  но вот Аполлосу его сменить точно было бы неплохо… (Пробил по гуглу эту тему и выскочила вот какая интересная версия, даже две: Павел – это было его имя для язычников, а Саул (Шауль) – имя для евреев (оказывается, у евреев есть такая практика двойных имен даже и поныне. Правда, Михаила-Моисея-Мойшу, Бориса-Боруха и тому подобных случаев это, наверное, не касается…). И еще: «Павел» - означает «маленький» и «скромный» - и это было как бы его прозвищем, ведь именно таким он и считал себя в отношении других апостолов, по крайней мере, «официально»… Т.е. христианство – это дело рук распятого бродяги и бродяги маленького и скромного! который тоже был распят, только попозже, потому что поменьше с евреями общался…) Вообще, имена не так мало значат – легко ли нам было бы верить в Иешуа?! А еще точнее, в Иегошуа? Или в домашнее имя Иешу? Даже Исус (как у старообрядцев и большинства славян, звучит слишком непривычно и подозрительно). Причем, всегда надо помнить, что означает это имя «Иегова спасает» («Ие спасает»! – звуком «Йо!» погоняют ослов, а звуком «Ие» вспоминают Бога!)


Рецензии