В. Высоцкий - песня о простом человеке

Поэт, поэт-песенник, автор-исполнитель, прозаик, актёр театра и кино, певец, гитарист, композитор, и всё это о Владимире ВЫСОЦКОМ (1938-1980), которого нет с нами уже почти 40 лет, но мы не можем забыть его ироничные, но не саркастические, песни о жизни простых советских людей Великой страны СССР. Сейчас, с высоты минувших и очень непростых лет, когда уже нет СССР, и все мы живём при диком капитализме, когда произвол «денежных мешков» и обслуживающих их политиков с силовыми инстанциями последних, превращает человека в бездушный инструмент для делания денег, по-особому вслушиваешься в слова песен барда.

Певец, надрывным голосом, словно предупреждая о чём-то, порой крича, как будто желая, чтобы мы услышали через годы, что именно насущные проблемы простого человека из толпы и есть самые главные для политиков и именно их надо как-то решать. В те семидесятые годы «брежневского застоя» всемогущества «окаменевающей» в собственном величии партноменклатуры их не решили. А потом была затеянная этой партноменклатурой «катостройка»…

Но это было уже потом. Владимир Высоцкий этого политического предательства, экономического безобразия, и совершенной дикой человеческой глупости, к счастью, не увидел. Чтобы умереть, его чувствительной душе хватило того груза переживаний о судьбе победившей страны, о её героических на поле боя солдатах, многие из которых так и не обрели своего счастья в послевоенные годы, о работягах, которые не видели ничего светлого перед собой и потому радовались маленьким наслаждениям жизни и страстям, которые в силу своей перманентной бедности только и могли удовлетворить… Он пел о тех, наконец, которые не по своей воле попав даже в сумасшедший дом, оставались там по жизни великими мудрецами… Он призывал, несмотря ни на какие преграды и трудности, подняться на вершины - «на которых ещё не бывал…»
В год обещанной Н.Хрушёвым «Победы коммунизма!» Владимир Высоцкий умер.

Многие сейчас спрашивают сами себя и «экспертов», на какой стороне был бы Высоцкий в начале девяностых, когда «российские либералы» вместе с ельцинскими военными в центре Москвы из танковых пушек расстреливали Верховный совет России? О ком и о чём пел бы этот великий акын жизни простых людей необъятной страны?

Ответ, казалось бы, неизвестен. Но у этого ответа есть рамки, ибо тогда, когда Б.Окуджава и другие его соратники из «шестидисятников» времён первой - «хрушёвской перестройки», - вдруг резко поменяли политическую ориентацию с советской на либеральную – капиталистическую, часть из них, всё же, сохранила в душе боль и сострадание за своих простых работяг, за свою страну и остались патриотами. Эти деятели искусства не стали воспевать космополитические, читай глобалистские идеалы, с «великой страной на холме» во главе и её дичающими в безудержном потреблении гражданами. Высоцкому такие потребительские «идеалы» были омерзительны, он не фетишизировал вещи…  Бесконечно даренные ему в то время редкие в СССР иностранные автомобили престижных марок, он тут же беззаботно разбивал и, что самое забавное, оставался при этом цел.

Он верил в социализм, но понимал, что страна идёт куда-то не туда… и он страдал. Безнадежные, не преодолеваемые страдания ведут к трагедии. Сначала свою трепетную, ранимую, очень чувствительную душу, он защищал отвлекающими действиями – игрой, пением, порой с эпатажным кричащим и надрывным рыком, словно стремясь отпугнуть от себя идущего на него зверей: негодяйства, пошлости, предательства, интриганов, непотребства… И когда сил противостоять уже не хватало, он уходил в другое измерение – алкоголь, затем - наркотики. Это была тоже формой его защиты самого себя от них, тех, кто мешал, а потом эти оглушающие сознание ингредиенты превратилась в иллюзорную самоцель, и умертвили Володю Высоцкого. Но это было уже вторично.

Помню своё впечатление от встречи с Владимиром Высоцким, когда он играл роль лётчики в спектакле Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана», который привёз в Вильнюс в 1976 г. московский «Театра на Таганке» Ю.П.Любимова. Играл в своей манере, надрывно и проникновенно. Два раза, на бис, во время спектакля, (!) исполнил песню из своей роли. Он был тем, на которого тогда все в Вильнюсе стремились попасть. А попасть было непросто, ибо небольшой зал Дворца профсоюзов – Вильнюсский Акрополь, - вмешал не тысячи зрителей… Удалось получить билет лишь потому, что дипломатам МИД Литовской ССР выделили квоту, по которой и мне удалось получить два билета, на себя и супругу. Вторая встреча с Владимиром Высоцким, в более узком кругу, у меня и коллегами по загранслужбе должна была состояться в Варшаве, в Доме Советской науки и культуры по улице Фоксаль 5, во время его гастролей в Польше в 1979 году, но, увы, сорвалась из-за болезни артиста.

И вот теперь 20 января т.г., накануне 80-леетия Владимира Высоцкого состоялась моя новая встреча с творчеством этого выдающегося человека искусства. В большом зале Вильнюсском доме учителя состоялся юбилейный концерт, посвящённый 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого, который организовал и проводил, под руководством Бориса Шестерникова, «Клуб Владимира Высоцкого», при Ассоциации общества любителей русского романса «Мелос». Народу в этот субботний снежный день середины нынешней нехолодной зимы в зале, рассчитанном на 300 человек, собралось гораздо больше – люди стояли в проходах, а некоторые слушали концерт из вестибюля, благо двери в зал были открыты. Все пришли ещё раз послушать песни В.Высоцкого, вспомнить те безмятежные времена своей молодости со своими, кажущимися сейчас смешными проблемами социального свойства, подумать о философском смысле его творчества.

Было много литовцев, поляков, причём среднего возраста. Интересно, что они сегодня ищут в творчестве Высоцкого? Полуторачасовой концерт прошёл, как говориться, на одном дыхании. Виленские барды – исполнители авторских песен под гитару, прекрасно исполнили песни юбиляра, хотя, естественно, характерный неподражаемый хриплый голос мастера звучал в зале только в записи. Всем было очень тепло и уютно. Из Российского посольства присутствовали два дипломата в ранге советников - господа А.В.Шестаков и М.А.Дрюков, организаторам и исполнителям песен В.Высокого были вручены памятные грамоты посольства России в Литве.

В свою очередь организаторы этого замечательного вечера получили благодарственную грамоту от Всемирного еврейского конгресса – Владимир Высоцкий был еврей по национальности. Было много цветов  - люди долго не расходились, делясь впечатлениями о прекрасном концерте, вернувшем их в те далёкие и столь близкие их воспоминаниям времена…


Рецензии
Загадочный ход истории в том, что Высоцкий всю жизнь прожил в Советском Союзе и отразил как мог настроения населения этого союза с безупречной точностью. К его личности (пил или не пил, кололся или не кололся) это не имеет отношения. Коллективное сознание отражено в песнях. И оно было единым, что удивительно. Поэтому его (его песни) знали, любили и понимали все, от рабочих у станка до академиков в лаборатории. Загадочный ход истории в том, что он не пережил это время. Поэтому вопросы сейчас задавать бессмысленно. Высоцкий был зеркалом, но в ... году зеркало разбилось, изменились социальные рамки, которые казались нерушимыми, и народ разбрелся в мыслях. Порядочно ли зарабатывать? И т.д. Советский народ перестал существовать, возникла другая система, хорошая ли, плохая, но единый народный дух уже не вмещался в новую реальность. Кто-то уехал в загран. При Высоцком это было невозможно. Кто-то обрел миллион. "Слышь, Володя, спой-ка мне это..." (До денег Высоцкий как личность был чувствителен). Распалось общество на многие интересы, задавленные (то есть наоборот) тоталитарной властью. Но! Главное. Высоцкий вошел в язык. Как Пушкин. Как Пушкин, тут даже близко некого сопоставить. Это другой момент творчества. И он, в отличие от коллективного сознания советского народа, останется навсегда. Поэтому дань уважения этому человеку. Мир праху личности его. Свободный человек в несвободной стране не мог вести себя по-другому. Сегодня его годовщина. Поднимем стопку, в честь памяти, и найдем зерно свободы в себе. Это главное, о чем поют его песни.

Иманя Грек   25.01.2018 18:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.