Тед Трейнер - Каталонское кооперативное движение

Каталонское интегральное  кооперативное движение – Начало революции Простого Пути
Resilience.org
17 января, 2018 г

(Обновление моей статьи  2015 г, основанной  на докладе Дафермоса, 2017.)

В настоящее время в Испании начинается замечательное и вдохновляющее движение,  в которое вовлечены сотни людей  и которое я рассматриваю как пример переходной стратегии Простого Пути …  главный смысл которого в том, чтобы опуститься под конвенциальную экономику и построить свою собственную, новую,  коллективную экономику, отвечающую потребностям коллектива,  повернуться спиной к капитализму и в конце концов заменить капиталистическую систему и контроль со стороны государства.


Контекст.

Сейчас для нас совершенно ясно, что нельзя достигнуть справедливого и устойчивого мира,  пока консумеристски-капиталистическое общество  не будет выброшено на помойку. Все дело в уровне использования  ресурсов и экологическом уроне, которые уже совершенно неустойчивы,  и несмотря на это,  рост  по-прежнему высшая цель капитализма.  Основную форму альтернативы не трудно себе представить. (Подробнее см. TSW: Summary Case.)  Главный ее смысл состоит в  преимущественно небольших, самодостаточных в большой степени и самоуправляемых  сообществах, в которых можно жить экономно, но тем не менее очень хорошо, направляя местные ресурсы на то, чтобы удовлетворять местным потребностям … не разрешая рыночным силам или мотивации прибыли или глобальной экономике вмешиваться в жизнь сообщества.

К сожалению, даже многие «зеленые» и «левые» не понимают  размаха движения дегроус (De-growth). Мы, по-видимому, можем спуститься до 10%  от современного уровня потребления ресурсов на душу населения в мире богачей.  Это можно сделать только  для поселений и в системе, которую мы определяем как Простой Путь. Большинство из опасных глобальных проблем, угрожающих нашему выживанию, -  экологический урон,  истощение ресурсов, войны за ресурсы и рынки, и ухудшение социальных связей -  не могут разрешаться, пока мы  не осуществим глобальный переход к общему паттерну поселений такого типа.

В течение некоторого времени эко-деревни и движение Транзишн-таунс развивают элементы такой альтернативной жизни, существуют  также впечатляющие примеры радикальных альтернативных инициатив в Третьем мире,  в частности   движение Запатистас и  курдовского PKK.  Но Каталонское  интегральное  кооперативное движение, Catalan Integral Cooparative, (КИК), лучше всего демонстрирует нам  пример того, чего можно достичь  и что можно перенять.

Ответ КИК.

Хотя движение  началось лишь в 2010 г.,  в него входят сегодня сотни людей и многие  венчурные предприятия, 400 из них занимаются сельским хозяйством или производством.  Несмотря на то, что, кроме этой работы,  есть много другого интересного в движении, его годовой  бюджет сегодня  $480 000! (Больше об этом ниже.)

Дело не в том, что движение просто позволяет людям  коллективно изготавливать для себя многие вещи в стороне от (и в противовес) рыночной   системе — оно в явном виде и  сознательно направлено на достижение долгосрочной цели   замещения капитализма и  контроля со стороны государства. Эти люди не ждут, пока государство начнет спасать их,  они берут свою судьбу в свои руки,   устанавливают свои производственные  предприятия,  системы выращивания и распределения продуктов,  создают хранилища и магазины,  разрабатывают основные схемы выплаты доходов, информационные и образовательные функции, юридические и налоговые службы,  техническую поддержку,  и даже имеют свой инвестиционный банк.  Самое замечательное,  что у этих людей коллективистское мировоззрение и дух, решительность, не позволяющая рынку и профиту командовать экономикой;  их задача - установить кооперативные схемы, которые идут на пользу всем людям, а не только членам кооператива.  Четкая идея – развить системы, которые со временем “ … преодолеют государство  и  капиталистическую систему.”  Другими словами,  эта ориентация фундаментально отличается от  типично “социалистического”  положения, о том, что  государство должно управлять всем.

Мы вступили в эпоху, в которой конвенциональная экономика  не может более служить людям.  Мы срочно нуждаемся в  примерах, когда “обыкновенные” люди,  не официальные люди и не правительства,  собираются и решают, как им вести дела и какие производственные мощности есть вокруг них, чтобы удовлетворять   коллективным нуждам.  Движение КИК  замечательно тем, что  показывает, что  люди ВЕЗДЕ могут поступать также,  в особенности там, где неолиберализм обрекает миллионы на бедность, стагнацию и “жесткую экономию”.

Провозглашаемые принципы и практики.

Обратите внимание, что это не список благих пожеланий или будущих целей и идеалов.  Это список целей и ценностей, которые служат практическими  направляючими того, что уже достигнуто.
• Внимание к социальной справедливости, равенству, разнообразию, взаимной поддержке,  сотрудничеству, инклюзивности и солидарности, ради общего блага.
• Социальная трансформация здесь и сейчас,  подсказанная утопией.
• Концентрация  внимания на трансформации  всего общества, а не только на безопасности членов кооперативов.
• Использование ресурсов прямым образом для удовлетворения потребностей людей в регионе,  вместо того, чтобы обеспечивать процветание отдельным индивидуумам или членам кооператива,  или стимулировать экономический рост.
• Вклад каждого по его/ее возможностям.
• Отказ от материализма.  Получение удовольствий от “нематериальных жизненных стандартов”. Самодостаточность. “Отказ от накопления как конечной цели.”
• …и прежде всего, избавление от капитализма. Дафермос (2017) говорит: “Главная цель  КИК  - построить альтернативную экономику в Каталонии, способной удовлетворить потребностям местного сообщества эффективнее, чем существующая система,  тем самым создать условия для перехода к пост-капиталистическому типу организации социальной и экономической жизни.” Долгосрочная цель это “ … стать организационной платформой для развития самодостаточной экономики, автономной от Государства и капиталистического рынка.”

 КИК  не является центральным органом, осуществляющим руководство;  это организация-зонтик,  поддерживающая  различную деятельность многих и разных кооперативов. То есть, это не собрание обычных кооперативов, в которых члены заинтересованы только в своей выгоде.

Важно  отметить понятие  ”интегральное”.  Термин “интегральное”  означает озабоченность “ … радикальной трансформацией всех сторон социальной и экономической жизни.” Другими словами, все стороны жизни должны в результате испытать социальную революцию.  Простой Путь, предполагая определенный дизайн поселения,  делает упор на интеграции, т.е.  на способе взаимосвязи между функциями, что позволяет осуществить небольшой масштаб, синергию  и значительное снижение использования ресурсов.  Например кооперативное или личное производство птицы позволяет  направлять  “отходы” прямо в огороды,  использовать «несовершенные» плоды,  цыплят для зачистки огородов,  и  отказаться  от почти всех  энергоемких  удобрений,  перевозок и супер-маркетинга.

КИК выполняет проекты, которые идут на пользу всем людям в регионе, вне зависимости от того, члены они КИК или нет, или ассоциативных кооперативов. “В отличие от большинства кооперативов,  КИК  создает структуры и инструменты, которые сохраняются не только за их членами,  но также доступны для каждого.”

Например не-члены могу использовать структуры, созданные для получения юридической поддержки,  могут использовать разработанные технологии, и могут использовать новую местную валюту.  Шестьсот людей, не участвующих в кооперативах, но работающие в одиночку, могут сегодня использовать услуги, созданные КИК.  Аналигично, машины и сельскохозяйственные инструменты, разработанные для  маломасштабных производителей, “…легко воспроизводятся”, т.е.  информация по их изготовлению в свободном доступе, что дает возможность любому человеку создавать их самостоятельно и приспособить для своих потребностей.

Таким образом, задача в том, чтобы предотвратить превращение вещей в товары для профита, но рассматривать их как покрытие определенных потребностей; “…  еда и здоровье – это не товары, но социальные ценности, к которым каждый должен иметь доступ.”

Чтобы быть частью движения КИК  кооперативные проекты должны  сообща принимать решения и следовать определенным базисным принципам, включающим прозрачность и устойчивость.  Как только собрание принимает новый проект,  он подключается к юридической и другой поддержке и его доход будет управляться через учетный отдел  КИК,  часть которого будет направляться на общую инфраструктуру.

Огромное значение всего этого легко просмотреть.  В мире, где капитал, профит и рыночные силы выдавливают миллионы в нищету, а правительства не могут ничего сделать по этому поводу, эти люди решили сами делать свою работу.  Они в буквальном смысле строят альтернативное общество,  не просто организуют производство необходимых вещей и услуг, но  предоставляют свободные услуги,  медицину и транспорт.  Заметьте, насколько благородно и радикально подрывное сознание и ценности у этих людей; люди работают, чтобы удовлетворить потребностям свого сообщества, причем движет ими не профит, а желание построить достойные социальные системы.  Это выставляет доминирующее капиталистическое общество с его конвенциональной экономической системой в смешном свете!

Масштаб.

Многие люди в различных группах участвуют в разной степени.  Есть около 600 самостоятельных  членов, главным образом независимых профессионалов и небольших производителей,  пользующихся юридическими и экономическими услугами, предоставляемыми кооперативом,  такие как страховка с небольшой (по мерам Испании)  платой.  Есть более 2,500  членов, использующих систему LETS [локальная валюта -  ВП].  Многие вовлечены в  Каталонский Центр Снабжения (Catalan Supply Center (CAC)), подкомитет КИК, координирующмй транспортировку и  доставку продуктов питания и других товаров, от  производителей к “магазинам”, т.е.  точкам распределения.  Кроме того, есть несколько кооперативов, связанных с КИК.

Штабквартира КИК  представляет собой здание 1 400 кв м,  куда входит библиотека и сдаваемое пространство.  У “эко-сети” 2 634 члена.  Масштаб и количество также определяются системой распределения продуктов, описанной ниже.

Экономика.

Как указывалось выше,  весь проект направлен на создание экономической системы,  которая противоречит и отрицает мейнстримовскую экономику. Это экономика, не приводимая в действие профитом,  личным интересом или  ожиданием максимального роста от инвестиций.  Существует социальный контроль экономики, т.е. принимаются коллективные решения и планирование с целью покрыть потребности сообщества. Люди работают, чтобы построить и поддерживать  здоровые системы, а не обогащаться.

Немонетарные формы обмена приветствуются,  включающие обмен свободными предметами и услугами, бартер, прямые договора между производителями и потребителями, и взаимные подарки. КИК  следит за справедливыми ценами,  и информирует производителей о потребностях потребителей.

Есть валюта по системе LETS, ЭКО,  которая не может  конвертироваться в евро, не может  инвестироваться или давать проценты.  У 2 600  человек есть счета.  Каждый может посмотреть свой и чужой баланс. “Валюта не просто средство обмена;  это мера независимости КИК от капитализма.”  Есть “ Социальная коммиссия по мониторингу валюты, чья функция заключается в помощи членам по лучшему использованию своей валюты.”

Финансовые операции КИК не предусматривают выплачивание процентов.  Никаких процентов за использование займов от кооперативов.  В этой радикально подрывной экономике, финансы используются для создания сооциально-необходимого производства, а не для получения доходов группкой богачей за ссуду капитала. (Финансовая индустрия США недавно получила 40% от всех доходов корпораций.) 

Комитет  ‘Кооператив социального и сетевого само-финансирования’ занимается сбережениями, пожертвованиями и финансированием проектов с целью “ … финансирования самодостаточного индивидуума или коллективных проектов, направленнях на достижение общего блага”.  В нем 155 членов. Вклады в это агентство не приносит процентов,  поэтому “… замечательно, что общее количество депозитов за последние 4 года превысило €250 000.”

Особенно важно отметить, что упор делается на выживаемость проектов, пермакультуру, локализм и дегроус.  Национальные и глобальные системы избегаются насколько это возможно и на их месте возводятся локальные.  Как утверждают адвокаты Простого Пути, пока уровень использования ресурсов в мире богачей не будет радикально снижен, на устойчивость нельзя расчитывать.  И  это потребует локальных экономик и счастливого принятия скромного образа жизни.  Скромность – очевидная цель КИК.

Создание коллективной собственности (commons) - в центре внимания.  Есть лозунг “Коллективная собственность на ресурсы для производства общего богатства.”  Другими словами, они стремятся создавать общую собственность  ради всего сообщества. Некоторые земли покупаются кооперативами, некоторые отдаются в распоряжение частных лиц.  В категорию общего богатства включены нематериальные “средства”, такие как система LETS,  программное обеспечения для бухгалтерских расчетов, и другие услуги.  Каждое из них управляется комитетом.  “Мы продвигаем формы общественной собственности  и кооперативной собственности  как формулы, которые … укрепляют … само-управление  и само- организацию …”  И снова  целью является  развитие систем, управляемых целиком гражданами, и не требующие ни капитализма, ни контроля со стороны государства.
Один участник говорит, “У меня огород и я редко покупаю какую-либо еду за евро:  я приобретаю все, что мне нужно в экосети через КИК  за эко, которые я зарабатываю продавая овощи"...  Организуются ярмарки и рыночные дни. “Поход на рынки и ярмарки как отдых, там мы встречаемся с друзями и семьей в духовном смысле.”

Обратите внимание опять на замечательный  антикапиталистический элемент: заемы продливаються, чтобы люди установили свои венчурные предприятия и начали производить …  но никакой процент не взимается. (По оценке Kennedy, 1995, в обычной экономике проценты доходят до 40% от всех займов.)  Другим радикальным элементом является отказ  рассматривать некоторые вещи, как например, еду, как товар, то есть то, что производится профита. Центральный момент их экономики – производить то, что покрывает потребности, и это противоречит главной идее конвенциональной экономики.

Доход.

У КИК  есть две главные статьи расходов:  ‘базисный доход’, выплачиваемый членам комитетов и финансирование проектов. Половину расходов движение покрывает за счет взносов от 600  индивидуальных членов, фирм и кооперативов (напр., E25/мес от самостоятельных бизнесов).  Большая часть от оставшихся 50% приходит от налогов, которые способны выплатить члены КИК.  Остальное  - за счет пожертвований.

“Магазины”: Распределительные пункты.

Многие товары распределяются через “ Каталонский центр снабжения”, один из наиболее активних комитетов КИК.  Это сеть для транспортировки и доставки продуктов многих небольших производителей  по всей Каталонии. Их привозят к “… самоуправляемым «магазинам», которые были установлены по всей Каталонии – двадцать … Каждый из них управляется автономно  местной группой потребителей, которая  хочет иметь доступ  к местным продуктам, а также продуктам, произведенным (производителями, связанными с  КИК)  в других частях Каталонии. “Эта система исключает посредников,  тем самым снижается стоимость. 
В настоящее время  в списке КИК  более тысячи продуктов. “Центр снабжения обеспечивает рынки во всем регионе продуктами, большинство продуктов поступают от кооперативных фермеров и производителей.”
“Из всех инициатив, наиболее успешная инициатива, связанная с продуктами питания.” Опять обратите внимание на масштаб операций.

Комитет по технике.

Комитет по технике отвечает за развитие инструментов и машин, предназначенных для членов-производителей.  Они часто обнаруживают, что имеющиеся в продаже инструменты не подходят для нужд маломасштабных общественных проектов.  Они разрабатывают машины, главным образом для земледелия и небольших фирм.  Эти инструменты “…основаны на принципе открытого проектирования, подходящей технологии и интегральной революции – настроенные на нужды небольших кооперативных проектов.” Данный комитет также организует семинары для передачи знаний. Данное агентство занимает площадь 4,000  кв м,  и не нуждается более в финансовой поддержке КИК.

Примеры проектов.

Дафермос  обрисовывает несколько поселений и проектов, в которых люди собираются  для того, чтобы помочь сообществам применять свои  производительные возможности для производства широкого диапазона продуктов друг для друга.
Например,  в деревне Calafou, состоящей из  22 человек,  есть  кооператив, занятый обслуживанием 27 небольших домов. Жильцы платят  €175  в месяц.  Цель - стать “… коллективистской моделью проживания и производства для небольшого, самоуправляемого сообщества”.  В него входит “ … множество производственных инициатив и коммунальных инфраструктур,  включающих столярную и механическую мастерскую,  ботанический сад,  коммунальную кухню, биолабораторию,  компьютерную лабораторию,  лабораторию по производству мыла, профессиональную музыкальную студию,  дом для гостей, общественный центр …,   а также массу других производственных инициатив.” Каждое воскресенье  собирается общая асамблея,  работающая на принципе консенсуса.

Члены кооператива AureaSocial  могут выбирать, где жить – в отведенных квартирах в Барселоне или в фермерской коммуне,  в типи или юрте,  в которой жители организуют себя в  “семьи”.

Группа Macus занимает 600 кв м, и представляет собой тесную группу современных и традиционных  мастеров, производящих деревянную мебель, одежду и лечебные травы, фотографию, скульптуру и цифровую музыку,  а также ремонтирующую велосипеды и некоторую электронику.

Правительство.

Их форма правительства представляет собой  прямую, дискуссионную, партисипативную демократию, включающую децентрализацию, самоуправление, добровольные комитеты, “городские ассамблеи” … и отсутствие бюрократии и правления или давления «сверху-вниз». Заметьте, что  “прямая”  значает больше, чем “партисипативная”; все индивидуальные члены встречаются, чтобы принять (или утвердить) решения. “Каждый кооперативнй проект, рабочая коммиссия, экосеть или локальная группа принимают свои решения.” Комитеты и собирающиеся раз в две недели общие ассамблеи трудятся над приемлемыми для всех решениями,- решениями, не спускающимися менеджерами, начальниками или политическими партиями.

Цель всех встреч – найти консенсус для всех решений;  на них нет голосования.“ В случае затруднений, предложение формируется заново, пока не будет достигнут консенсус, таким образом исключается разделение на меньшинство и большинство. Все предыдущие соглашения могут быть отменены.” “…качество соглашений высокое и за последние годы не было ни одного серьезного конфликта по поводу принятия решений.”

Все проблемы решаются на самом низком уровне,  в отличие от практики делегирования их высшим или центральным органам.  Это основной анархистский принцип “субсидиарности.”

Существуют около десятка главных комитетов,  включающих  комитет, рассматривающий запросы групп на вступление, комитет по Экономическому управлению, Юридический коммитет,  комитет по Ай-Ти,  и комитет по управлению  Общим пространством (Common Spaces).  Комитет по производственным проектам способствует  ‘само-занятости’ и обмену знаниями и навыками и помогает  ищущим работу согласовать свои навыки с работой,  с использованием онлайнового директория самостоятельных и кооперативних проектов в Каталонии. То есть, они установили свое, независимое от государства, агентство по трудоустройству,   сконцентрированное на том, чтобы  помочь людям найти действительно социально полезную деятельность.

“ Члены комитетов КИК получают свого рода зарплату от кооператива, известного как ‘базисная зарплата’,  цель которой освободить их от необходимости работать еще где-то,  и посвятить все свое время работе в КИК.”

Организация общественных услуг.

Самый замечательный аспект – это организация общественных услуг. Цель “… заменить централизованный государственный аппарат  на истинно кооперативную модель по предоставлению социальных услуг. Таких как медицинские услуги, продукты питания, образование, энергетику, домашнее хозяйство и транспорт.” 
Юридические услуги, технологические разработки и валюта  также входят в эту категорию.  И опять, эти проекты не предназначены и не создаются только членами отдельных кооперативов;  они направлены на пользу всем людям.

Одно из таких агентств, организованных “Комитетом производственных проектов”,  - помощь в трудоустройстве. Оно помогает людям  становиться “самозанятыми»,  делится знаниями и навыками, повышая способность людей зарабатывать самостоятельно.” Оно позволяет  “… ищущим работу согласовать свои способности с работой, предлагаемой производственными проектами, связанными с КИК …”  Существует “…. онлайновая директория самоуправляемых и кооперативних проектов в Каталонии…”, в которых люди могут работать используя валюту ЭКО.  Таким образом этот комитет помогает незанятым людям,  не имеющим многих навыков и достаточно бедных, найти  некоторую социально-полезную работу, которая позволит им зарабатывать. “… Каждый обладает некоторыми способностями, которые могут быть полезны людям.”

Указанный выше центр поставок продуктов представляет собой еще одну общественную услугу.  Он дает возможность небольшим производителям продавать свою продукцию, а покупателям  покупать то, что им нужно, без необходимости зарабатывать или иметь «нормальные» деньги.

Эта область общественных услуг развивается медленно, что, по мнению Дафермоса, происходио из-за того, что  сектор услуг в Испании относительно удовлетворительный.

Проблемы, вопросы, сомнения

Важно остановиться на проблемах и неудачах альтернативних инициатив, потому что нам надо срочно выяснить наилучшие варианты.  Хотя у меня мало информации кроме отчета Дафермоса, мне не известны какие-либо серьезные проблемы или критика, которые могли бы подорвать их потенциал.  Однако ниже я привожу несколько проблем, с которыми я столкнулся.

Есть ли у основополагающей “теории перехода” достаточная глубина?  Вытекает ли ее цель из всестороннего глобального анализа многих тревожных и убийственных проблем консумеристского капитализма (включающих экологическое разорение,  бедность стран Третьего мира,  ресурсные войны…) и можно ли  рассматривать КИК  как решение всех проблем (… я твердо верю, что это начало решения.)  Анализ Простого Пути включает в себя детальное обсуждение глобальной ситуации;  достаточно ли далеко идет КИК за пределы того, чтобы учреждать кооперативы?
В этом вопрос долгосрочной стратегии избавления от капитализма.  Этот вопрос старательно обходит движение Transition Towns …по крайней мере, мои попытки войти с ним в контакт провалились. Их стратегия – просто что-то сделать,  что-нибудь альтернативное в надежде, что это, в конце концов, приведет к прекрасному, устойчивому и справедливому миру.  Левые справедливо относятся к этому движению с сарказмом;  они хотят знать, каким образом ваши общественные сады и бутики помогут взять власть и устранить капиталистический класс? У  Простого Пути есть на это ответ;  достаточно убедителен он – или нет – другое дело.  Возможно, что у  КИК также есть ответ, важно, чтобы он был ясно сформулирован.

Это приводит к необходимости учебника.  Есть надежда, что мы скоро сможем воспользоваться документом, подсказывающим как создавать подобные проекты  и  избегать ошибок.

Некоторые считают, что  КИК был учрежден с использованием фондов, приобретенных через сомнительные финансовые опреации.  Я не буду утверждать, но, думаю, что это выдумки. Я хочу отметить тот факт, что КИК сегодня весьма эффективное движение   и модель,  которой можно следовать  с небольшим количеством денег или вообще без них,  и я не вижу причин, почему она не может процветать среди разрухи, вызванной неолиберализмом.

Есть однако, одна связанная проблема, которую надо внимательно обсудить, т.е. роль и природу  альтернативных валют.  КИК  использует базисную  систему LETS и мне кажется это идеальным.  Однако много труда вкладывается в установление другой системы, “FairCoin”,  предназначенной для новых альтернативных экономик.  Я переживаю по этому поводу; мне кажется это сложным и дорогим делом, т.е. ввести “замещающую” валюту (требующую нормальных денег для ее покупки),  с которой не просто охватить всю экономическую деятельность. Мне кажется, что она была настроена на торговлю в условиях больших расстояний, в наступающем же мире дефицита и локализма, нам она может не понадобиться.  Она кажется подобной Биткоину, открытой для спекулятивных инвестиций и роста цен. 
Но священный принцип для левых в том, что деньги, труд и земля не должны быть товаром. Кроме всего, мне кажется на не необходима;  вполне достаточно системы LETS.

Я также беспокоюсь о любой концентрации на валюте;  я бы хотел видеть больше  внимания к  тому, чтобы объяснить людям цели  вступления в кооперативы.
Мне не совсем ясно, в какой степени доступ к капиталу обеспечил успех КИК. (Говорят, что сегодня он самоокупаем.)  Нам нужны стратегии, которые не потребуют денег, и я верю, что это возможно.

Расширяя революцию.

Значительное усилие прилагается к тому, чтобы  “распространить модель”. “ Члены выступаю в различных регионах страны об экосетях, кооперативах, и социальной валюте. В результате семена интегральных кооперативов посеяны в стране басков, Мадриде и других регионах Испании и Франции.” В 2017  Интегральный кооператив начал работать в Афинах.

Трудно переоценить важность дострижений КИК.  Масштаб его достижений огромен.  Но самое замечательное – это его подрывной характер, сила и потенциал.  Повторю, КИК  это “…активизм за сооружение альтернатив капитализму.”  На мой взгляд, это одна из ведущих инициатив в движении, представляющей  самую большую угрозу капитализму. Вместе с запатистами, курдовским PKK, сенегальськими экодеревнями, и многими другими, это замечательный альтернативный путь,  который могут построить обычные люди, быстро, и без прямого насилия или конфликта (по крайней мере, так было до сих пор.) Он  избавляется от  принимаемой как данное, легитимности  рынка и неизбежности  принятия капитала, рыночных сил и профита как  факторов, определяющих нашу жизнь.  Кроме всего прочего,  он показывает, что обычные люди могут и должны соединиться и коллективно взять в свои руки экономическую и политическую ситуацию, покончив с зависимостью от капитала или государства.

Подумайте теперь о Третьем мире.  Конвенциональная точка зрения такова, что “Развитие”  может означать лиш инвестирование капитала, дабы подстегнуть бизнес-активность, производство товаров для глобального рынка и зарабатывание денег, чтобы, опять же, покупать у него и создавать «рабочие места».
  Принимается само собой разумеющимся, что профит и рынок должны стимулировать прогресс, другими словами обогащать уже богатых,   и заставлять других  ждать, когда им что-либо перепадет… в то время, как их национальные ресурсы переправляються на супер-рынки богатых стран. То есть, четыре миллиарда очень бедных людей  будут оставаться таковыми долгое время …  но КИК показывает, как быстро и просто можно принять совершенно другую модель развития,  другой путь к другим целям, без одобрения или  помощи со стороны существующих правительств. 

Ясно также, что даже небольшая государственная помощь могла бы дать большой эффект.  В Сенегале тысячи деревень  переходят в разряд экодеревень с помощью правительства. (St Onge, 2015.)

Неудивительно, что КИК берет свое начало в Каталонии.  Именно там, в 1930-х гг,  испанские анархисты делали чудеса,  переведя всю экономику на кооперативные рельсы.  В районе Барселоны, около миллиона людей создавали добровольные комитеты граждан и управляли фабриками,  транспортними системами, больницами,  клиниками и т.д.,  всемерно отвергая любую роль для платных бюрократов и политиков. КИК  должен представлять собой учебник по  анархизму…  по крайней мере той его разновидности, которая мне по душе. Подумайте еще раз; граждане собрались вместе, чтобы повернуться спиной к рыночной системе,  капиталистическому классу и централизованному правительству, к любой форме правления «сверху-вниз», и управлять своими делами самостоятельно, учреждая организации ради коллективной пользы,  используя прямое и партисипативное управление, без участия бюрократов или политиков «вышестоящих органов»,   с нахождением приемлемых для всех решений, субсидиарностью и спонтанностью,  тем самым прокладывая пути, которые могут стать нормой для будущего.  Это в точности совпадает с доктриной Простого Пути, о которой я пишу уже несколько десятилетий,  и это единственный путь, по которому может пойти революция.

Подумайте о глубоко сидящей, но упускаемой из виду мудрости этого движения.  Инклюзивность и взаимообогащение всех и приоритизация тех дел, которые идут на пользу ВСЕМ, генерируют общественную мораль, общественный дух, энтузиазм и желание внести свой вклад.  Таким образом увеличивается синэргия;  например, щедрость порождает большую щедрость.  Мотивация приносит много положительного:  подключиться к работе или отдавать излишек приносит удовольствие, это не тягостная обязанность. Сравните это с нынешним обществом -  конкурентным, индивидуалистическим, «победителю-достанется-все» - которое вынуждает нас действовать не самым лучшим образом.

Сила высвобождающихся человеческих ресурсов и духовной энергии также недооценивается.  Мои исследования  спального района пригорода Сиднея (TSW: Remaking Settlements)  показали, что путем реорганизация пространства и лучшего использования времени  пригород мог бы покрывать большую часть своих потребностей (в еде  и пр.),  в то же время радикально уменьшая потребление ресурсов и влияние на среду.  Подумайте о том, что если бы люди в пригороде работали сообща всего два часа в неделю, вместо того, чтобы смотреть тривиальные передачи по телевизору,  это исключило бы  не менее 150 полностью занятых платных социальных работников и т.д.  И люди были бы гораздо счастливее,  сознательнее и продуктивнее, чем платные работники,  их солидарность и сообщество только укреплялись.

И потом, есть положительные следствия для персонального развития граждан. Букчин отмечал, что еще древние греки заметили глубокие образовательные преимущества от того, что каждый гражданин принимал участие  в управлении государством. Это значит, что на самом деле нет там «наверху» никакого государства, которое должно делать все за нас, и что нам надо поскорее взять ответственность за себя,  начать самим думать, обсуждать идеи, приносящие ВСЕМ пользу, быть лучше информированными, …  или, в противном случае, принимать ложные решения и жить с их последствиями. Если посмотреть на долгую историческую перспективу, станет ясно, что согласие с тем, чтобы вами управляли, вами правили, свидетельствует о этапе неразвитости политической системы;   и мы не повзрослеем, пока не научимся управлять сами собой,  прямым и партисипативным путем.

Также легко просмотреть важность  укрепления  самостоятельности.  Иван Иллич подчеркивал пассивность и отсутствие ответственности – как характерные признаки консумеристского общества.  Наша роль сводиться к подчинению правилам, установленным другими.  Если что-либо выходит из строя, то это задача неких официальных или профессиональных лиц.   В движении Transition Towns, например,  я вижу поворотный пункт от пассивного принятия системы, разработанной и ведомой анонимными лицами,  к нашей собственной системе, и если с ней что-либо не так, то это наша с вами забота. Ответственные граждане чувствуют, что сообщество принадлежит им,  они знают, что они ответственны за то, что происходит в нем, и за то, чтобы все работало как надо.  Другими словами, они самостоятельны и облачены властью. “Это мой город. Я горжусь им.  Если в нем есть проблема, это моя/наша проблема, давайте ей займемся.” Это ориентация, которой  придерживаются члены КИК.

Все это проясняет различие между эко-социалистической и эко-анархистской перспективами. Обе признают необходимость переодоления капитализма, но  в первом случае предполагается, что этот переход должен происходить через завоевание государственной власти и последующего “лидерства” государства.  Но для Простого Пути фундаментальным является факт [экологических] ограничений, и ясно, что альтернативное общество должно быть предельно локализованным, нецентрализованным, что оно не может управляться государством, и что  единственное условие его удовлетворительной работы -    партисипативное участие всех.  Хотя всегда найдется роль  для некоторых центральных агентств, они будут небольшими, т.к. большинство решений и администрирование будут (должны) приниматься внизу на уровне небольшого сообщества.  Заметьте, что КИК категорически отвергает государство в достижении нового общества.

Перспектива Простого Пути как работающего и привлекательного альтернативного общества  (См TSW: The Alternative) иногда критикуется как недостижимая и утопическая идея.  Существование КИК разрушает эту критику. Его важность нельзя переоценить;  это и подобные ему движения показывают:  путь к устойчивому  и справедливому миру реален и легко достижим.

——–
CIC website. https://cooperativa.cat/en/
Dafermos, G., (2017), The Catalan Integral Cooperative: an organizational study of a post-capitalist cooperative”, Commons Transition, 19th Oct. Kennedy, M., (1995), Interest and Inflation Free Money: Creating an Exchange Medium That Works for Everybody and Protects the Earth, Seva International.
St Onge, E., (2015), “Senegal Transforming 14,000 Villages Into Ecovillages!” Collective Evolution, TSW: Remaking Settlements. thesimplerway.info/RemakingSettlements.htm
TSW: Summary Case. thesimplerway.info/main.htm
TSW: The Alternative. thesimplerway.info/THEALTSOCLong.htm

Tags: co-operatives, new economy, powering down, rebuilding resilient societies, The Simpler Way
 

Др  Тед Трейнер – доцент факультета социальных наук Университета шт. Новый Уэльс, Австралия. Многие из его трудов доступны на его сайте The Simpler Way.

 *  *  *

[Комментарий.  Я думаю, что для русских это прекрасная возможность реабилитироваться.  Пока живет память о Герцене, Бакунине, Толстом, Кропоткине и других наших визионерах.  Каталония - пример перед глазами, что их идеи работают.  - ВП]


Рецензии