Возврата НЕТ или Русская рулетка Часть 1

Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Юлия Друнина)

    Москва. По проспекту идут шеренги людей с транспарантами, на которых фотографии родных, близких, друзей. Это идет «Бессмертный полк». В шеренге идут старики, молодёжь, взрослые и дети. В одной шеренге идет, по всей вероятности, дедушка полковник, внук и бабушка. В руках у них фотографии родных, а у внука фотография майора, Героя Советского Союза Гайнутдинова Вячеслава Карибуловича.  Между ними идет в полголоса разговор:
     - Деда, а ты хорошо знал Гайнутдинова, как он погиб, расскажешь?
     - Расскажу Платоша, вот приедем на дачу и всё расскажу, мы даже почитаем о нём...
                От автора.
   Судьба человека не всегда находится в прямой зависимости от событий, в которых ты принимаешь участие, но эти события накладывают определенный отпечаток на тебя. Такой вехой в моей жизни является Афганистан. Это скорбь, боль и вечная загадка притягательности воспоминаний того времени и тех событий, в которых мне пришлось принять участие.
   В жизни каждого, а особенно на войне, определен строго лимитированный ресурс на удачу, и когда посещает фортуна надо только почувствовать этот момент и не упустить своего шанса. По всей вероятности, такой случай мне и моим соратникам приготовила судьба, в небе Афганистана в последний день войны. Линии жизни моих боевых друзей были вовсе не параллельны, а наоборот, часто запутаны и переплетены вязью драматического рисунка.
   Название является отображением действительно происходивших событий, описанных в данном повествовании. Задумывались ли Вы, что испытывает человек, который решил сыграть в «Русскую рулетку»? Вначале решение к действию и понимание, что возврата, возможно, уже не будет, а после (если повезло) по всей видимости, отрешенность от мира и полная душевная пустота и отвращение.
События, которые я решил в художественной форме реконструировать, я отношу к разряду таких событий, которые мы не можем забыть, даже если очень этого хотим.
   По истечению более 20 лет, как произошло это событие, сами ощущения не перестают преследовать его участников во сне и наяву. И дело не в том, что мы не были отмечены особым вниманием прессы или не были отмечены достойно правительственными наградами. Дело в том, что по совершению этих событий каждый из участников не испытывал ни радости, ни удовлетворения. У нас не было даже сил и желания обсудить все произошедшее и поблагодарить друг друга за успех.
    Посвящаю светлой памяти: другу детства, герою СССР, майору Гайнутдинову Вячеславу Карибуловичу; и его боевым друзьям и соратникам, экипажам вертолетов с честью выполнивших свой интернациональный долг, а также экипажам 301 апиб на самолетах Су-17м4, принимавших участие в обеспечении уникального перелета в ночь с 14 на 15 февраля 1989 года группы вертолетов по маршруту: аэродром Кабул – н.п. Чарикар – перевал Саланг – н.п. Пули Хумри – н.п. Баглан – аэродром Какайды. Маршрут протяженностью 384 км, из которых 87км в горном ущелье на высоте около 4000м.
(Прошу простить меня за то, что некоторые фамилии и имена участников мной умышленно изменены, но узнаваемы.)

                Подмосковная дача 2019 год.
    Весна. Природа явила свою гармонию цвета, демонстрируя тона и оттенки богатой весенней палитры. Дачный участок с бревенчатым, довольно ухоженным домом. По двору бегает внук Платон. Парню десять лет – самый любознательный и активный возраст. Глаз да глаз за ним нужен: смотреть и направлять.
- Дед! Дед приехал!
- Что шумишь, пострел, всех птиц распугал.
- Деда, ты обещал провести ревизию твоего кабинета вместе со мной и рассказать о Гайнутдинове.
- Раз обещал, значит сделаем.
- Дай деду хоть передохнуть, чаю попить – вмешалась бабушка.
- что за люди? Еще ничего не делали, а уже – передохнуть, чаю попить, потом на диванчике полежать…
- Не бубни, Платоша. Всё успеем, всё сделаем.
Входя в кабинет, Платон делает вид, что вытирает ноги – дед не любит беспорядок.
- Ну, вот это наш сектор боевых действий, начнем ревизию с письменного стола. Берешь нижний ящик и начинаешь, аккуратно рассматривая, давать мне, а я буду решать: что в корзину, а что на полку.
- Деда на
- Давай.
- А это?
- Тоже.
   Дед комкает лист за листом, отправляя в корзину.
Видно, что Платону монотонность действий стала надоедать.
Вытаскивая лист за листом, он вдруг натыкается на аккуратно перевязанную папку с надписью: «Афганистан. 15 февраля 1989 года».
- Деда, а что значит «Афганистан 15 февраля 1989 года»?
- Э, дружок, это особая дата. В этот день войска Советского Союза были выведены из Афганистана.
- А ты там был?
- А как же. Многие хотели там проверить себя. Ведь там шла война...
- И ты был на войне?!
- Угу…
   Развязывая тесёмки папки, он увидел фотографии своих боевых друзей и завернутую в карту пачку исписанных листов.
- Деда, а что это за карта? Листы...?
- Это, Платон, карта нашего звездного часа, который уготовила нам судьба, а в листах описание событий ночного полета и наше с бабушкой свидание.
- Давай почитаем, - сразу оживился внук.
Что ж, внучок, давай почитаем и вспомним былое и близкое...
- Ты что ребенку читать собрался? А, дед? – проворчала бабушка.
- Так, своё о молодости.
               
                «ВСЁ ТАК И БЫЛО»
                Часть 1
                Монино, ВВА им Ю.А. Гагарина

    Коммунальное общежитие, слушателей ВВА им. Ю. А. Гагарина, прозванное в честь американского авианосца «Энтерпрайз», из-за своей не обустроенности и громоздкости. Комната на 4-м этаже, размером 10 м2. С удобствами как в песне В.С. Высоцкого «…На 38-мь комнат всего одна уборная». Обстановка в комнате простая: шифоньер перегораживает комнату, перед ним холодильник, столик кухонный на стене шкафчик и полочка с посудой; за шифоньером кровать, маленький диванчик и перед ним журнальный столик; на окне гардина. Хозяин сидит на диване и читает, делая пометки в тетради.
     В дверь постучали.
- Входите, открыто.
     Дверь открылась, и энергично вошел майор. Это был друг детства – Гайнутдинов Вячеслав Карибулович. Он был не похож ни на один тип мужчины, от матери украинки он взял ее обаяние, а от отца – татарина мужественность и готовность к порыву. Открытый взгляд с «огоньком -   бесенят», спортивного телосложения и координированной подвижностью боксера. Мы обнялись, и некоторое время разглядывали друг друга, не разнимая объятий.
- Это сколько лет мы не виделись?
- С 1965 года, 14-ть лет. И оба уже майоры.
- Скоро буду в должности зам. командира полка (ОВП), представление уже в Москве, а ты с какой должности поступил, дружок Василий?
- штурман полка, апиб, служил в ЗакВО, потом в ГСВГ, самолет Миг – 27.
- Ну а ты как наверно понял я, на восьмерке тружусь. Служил в Польше, зам комэской заменился в Джелалабад, назначен командиром эскадрильи, вот прибыл на первую сессию, я заочник.
- Как ты меня нашел?
- Шпак рассказал, он у тебя одно время жил.
- Было такое.
- Как семья? – вдруг хором они спросили друг друга и рассмеялись.
- Секрета нет. От родителей знаем, что мы женаты и у каждого двое детей. У меня два сына, младшему 1 год, а старшему 8-мь лет, у тебя Саша и Наташа, ничего я не напутал Салават? (так Славу звали друзья в детстве, его любимый герой был Салават Юлаев, а поэты С. Есенин, Муса Джалиль, Эдуард Асадов).
- А твои?
- Мои в Саках, в Крыму, заканчивают отдых заедут в Монино и домой в Джелалабад. В Крыму давно был, с родителями померился?
- А мои сейчас в Ейске, Краснодарский край, малой приболел. Отдыхал в этом году на мысе Тарханкут с старшим в палатке, почти месяц. Душу отвел. Отец в 72-ом году умер, в 71-м померились, мать поддерживаю, да и друзья, если что Гриша или Вера с Виктором помогают. Сестра с ней живет. Правда, сорятся часто. Да, у меня остановишься? Диванчик твой.
- Не, лучше в гостинице, там все вместе заочники друг другу помогают, конспекты, контрольные и т.д. и т.п.
- Жаль, «но ты заходи, сказал волк псу», помнишь...
- Мне тоже нравится этот мультик.
- Ну что пора и стол накрыть? Я пойду, пожарю картошку с корочкой, как ты любишь, а ты нарежь овощи и хлеб они в холодильнике.
-Добро, сейчас сделаю.
Коллективная кухня, 4-е плиты 7-мь столов на 7-мь хозяек.
- Привет Василий. Кого принимаешь?
- Привет Людок. Друг детства зашел в гости. Приехал на сессию, заочник.
- Сейчас «наркотиком» угощу твоего друга, уж очень он хорош. Случайно не мусульманин он? Уж больно приглянулся он мне, познакомь.
- Он наполовину хохол и наполовину татарин, но сало обожает. Заходи попозже познакомлю, а сало вперед.
- Сейчас принесу. – замурлыкав мелодию вальса Штрауса она удалилась.
   В комнату входит Василий с сковородой шипящей картошки и шматом сала, а через плечо заглядывает Людок.
- Как дела мальчики, не подсобить ли Вам?
- Заходи попозже, поговорить надо.
- Ухожу, попудрю носик.
- Ну ты Салават молодец уже сервировал стол. Так картошку сюда, порежь сало.
- Хохлушка угостила салом?
- Хороша Маша да не наша. Ее супруг на штабном, капитан, хороший парень.
- Понял, с соседями не ни-ни.
   Друзья садятся за обильно уставленный стол.
- Что будем пить дружочек, водку, коньяк, вино, или сок виноградный как в молодости?
- И пиво. Мы за встречу по чуть-чуть, мне завтра выступать на конференции с докладом.
- В чем проблема.
- Хочу убедить руководство Армейской Авиации. Разрешить вертолетам в пределах разумного маневрирование на предельных режимах при подготовке к боевым действиям. И увеличить диапазон боевого снаряжения вертолета от управляемых ракет «Воздух – воздух» и ПТУРС, до УР «Воздух – Земля» и НАР. Ты знаком с опытом применения в боевых действиях вертолетов в Анголе.
- Да знаком, в общем, без деталей. Мой бывший командующий генерал Дольников там был главным советником выступал перед нами в академии. Вот бы тебе с ним поговорить.
- Пехота смотрит на нас вертолетчиков как на таксистов или извозчиков не понимая, что в боевых условиях, где не пройдет броня там мы можем и должны сказать свое слово.
- А, что ты подразумеваешь под термином маневрирование на предельных режимах, Салават?
- Практически все то, что вы понимаете под сложным пилотажем. Вначале крутые форсированные развороты, затем виражи, боевые развороты с большими углами тангажа и крена, вращение вокруг вертикальной оси. А на закуску Петля Нестерова и ее производные.
- И ты хочешь сказать, что ты все это готов продемонстрировать?
- Да я это практически все делал на Ми–8т, нелегально, нарушая все инструкции. Ты, когда-нибудь видел пилотаж спортсменов – вертолетчиков. А у них вертолеты послабее наших. А я видел и летал с ними.
- Ну ты ЗУБР. Давай за твой успех завтра.
- За будущее Армейской Авиации.
   Они чокнулись и стали закусывать.
- Давай по третьей ….
- Давай Василий.
   Они выпили не чокаясь, закусили, каждый вспоминал своих друзей, которые не вернулись с полета, им домом стало небо.
- Василий как ты смотришь, чтобы завтра я стол накрыл, вечером.
- Положительно, а я достану твой любимый виноградный сок.
- Только я приду не один.
- Да хоть с подругой хоть со всем отделением.
- Не, я приду с другом, хочу вас познакомить.
- Приходи, я рад тебя видеть и привечать.
   На следующий день Салават пришел вечером с другом которого представил мне, а меня ему как старого друга детства, который соблазнил его стать летчиком – вертолётчиком.
- Садитесь, располагайтесь, не стесняйтесь, за все уплачено и все должно быть съедено. Первая за встречу и успех наших начинаний.
   Выпили и закусили.
- Не томи Салават, как твой доклад?
- Скажу, никто не ожидал. После доклада была тишина. А потом зал зааплодировал, ну а начальство скромно промолчало.
- Ну а виновник, что молчит. Слава!!
- Все это словеса, а «пшенички» пока нет. Пройдут годы пока не грянет гром, прежде чем все это «обстаканица».
   Вскоре мы расстались. Я, заболел и меня положили в ЦНИАГ, а Слава, прервав сессию, убыл в часть. На горизонте замаячила Афганская

                АЭРОДРОМ ДЖЕЛАЛАБАД.
    Трехкомнатная квартира майора Гайнутдинова, обставлена со вкусом. В спальне установлен самодельный тренажный комплекс и в углу весит боксерская груша. В зале стенка уставлена книгами в основном мировая и русская классика, есть и иностранные издания. Подбор библиотеки свидетельствует о разнообразных увлечениях хозяев. Дверь в детскую прикрыта там спят Саша и Наташа, дети Салавата и Людмилы Николаевны.
    В динамике, в спальне, что-то затрещало и стало потрескивать, и одновременно заговорил динамик, и зазвучала тревожно и заунывно сирена.
- Всему личному состава гарнизона ОВП и частям обеспечения объявлен «Сбор по тревоге». Руководящему составу прибыть на командный пункт, а личному составу в места сбора.
- Повторяю….
    Майор Гайнутдинов, как пружина вскочил с кровати, выключил динамик и стал быстро одеваться. Супруга Людмила Николаевна приподнялась в постели и спросила:
-Что случилось Слава? Так рано даже в Польше не поднимали по тревоге (было 3ч 30 мин). А мы ведь собирались вдвоем к новому году продукты и подарки купить. Тебе 13-ю зарплату выдали?
-Не беспокойся дорогая. Еще успеем, ведь сегодня только 12 декабря. Деньги в «стенке», в секретере, если, что купишь и без меня.
   Быстро одевшись и взяв планшет, тревожный чемоданчик направился к выходу. Дверь в детскую приоткрылась, и оттуда выглянули две детские головки. Это были Саша и Наташа.
- И вас разбудила тревога, бесята мои хорошие. Ну, идите я вас поцелую и спать до утра. А утром, что вы будете делать?
- Будем делать с мамой зарядку, и стоять на голове 5 минут. Почти хором прощебетали дети.
- Ну, идите я вас поцелую.
Поцеловав детей и жену не поворачиваясь, вышел за дверь и, сбежав по ступенькам, быстро зашагал к поджидавшей его машине.

                Командный пункт 181 ОВП.

    Командный пункт 181 ОВП находился не далеко от летного поля. Оборудован он был по штатной схеме. Дежурная смена, не торопясь раскладывала документацию перед командиром полка подполковником В. Рушинским. Он сосредоточено читал какие-то документы, потирая лоб тыльной стороной ладони. Заходили офицеры, поприветствовали командира усаживались каждый на свое место.
- Ну что начальник штаба, все собрались?
- Опаздывают доктор, наверно летчиков осматривает и метеоролог.
- Доктору привет от меня, для осмотра предусмотрен фельдшер, ну а метео подойдет. Начинаем. Начальник КП включите магнитофон.
- Включен. КП 181 ОВП 12 декабря 4 часа 10 минут. – доложил начальник КП.
- Начинаем постановку задачи. Сегодня 12 декабря в 3ч 30 мин на КП поступило предварительное распоряжение из штаба округа за номером …, не столь важно. Где указанно, что нашему полку предстоит в ближайшее время перебазироваться поближе к Иранско-Советской границе в связи с накаляющейся в Иране внутри политической обстановки. Состав и готовность к перебазированию доложить к 08.00 14 декабря 1979 года. Начальник штаба доложите порядок докладов командиров частей и начальников служб.
- Порядок докладов на предмет готовности полка и частей обеспечения к перебазированию. Последовательность докладов определяю следующую: командир обато, командир роты связи, инженер, метео с прогнозом на три дня, заместитель командира полка по летной подготовке и по необходимости комэски. Напоминаю, доклад должен быть кратким и по существу, сроки готовности групп к перебазированию и что необходимо для успешной подготовки мат части и личного состава за оставшееся время.
   Командир и начальник штаба, а также представитель штаба ВВС САВО подполковник слушали доклады и делали записи в своих блокнотах.
- Ну что, подведем итог. Обато и рота связи были бы отличниками, если бы не наш полк. Что я не услышал в ваших докладах, это готовность вещевого, продовольственного и материально технического имущества к перебазированию на дистанцию 1000 км. Где ваши расчеты? Прошу доложить через 2 часа сегодня здесь на КП.
- Так для перебазирования нужна директива Ген. Штаба. – возразил командир обато.
- Возражения не принимаются. Когда придет директива считать уже будет поздно. Так что потрудитесь представить расчеты по перебазированию обато в полном составе и в составе 2-х рот. Свободны. Да чуть не забыл. Все части гарнизона переводятся на казарменное положение до особого распоряжения, мы все находимся в состоянии «Повышенной готовности». Дайте личному составу сегодня до обеда, до 14.00, утрясти домашние дела. Переходим к нашим «баранам».   Доклад зам. командира по летной подготовке не плохой, но цифры в сложных метеоусловиях не могут удовлетворить никого. Надо подумать, как эффективно и быстро ввести летные экипажи в строй для перелета в СМУ на эшелоне с пристрелкой, что они в этом составе будут выполнять в дальнейшем боевую задачу. Если надо пересмотрите боевой расчет с учетом подготовки и летной совместимости в экипажах. Комэски жду ваших предложений по этому поводу. Лучше всех положение в эскадрильях майоров Щербакова и Гайнутдинова. Возьмем их за ядро и будем наращивать пары, звенья, т.е. силы и средства. Вячеслав Карибулович ты главный тебе и карты в руки. Прошу пристальнее присмотрись к подготовке каждого экипажа и ко мне на доклад в 17.00. Старшему штурману, Анатолий Иванович ваши расчеты и предложения по профилю и порядку перебазирования мне на доклад в 17.00. Промежуточный аэродром Чирчик, а аэродром базирования Какайды или Калай-Мор и Сандакачи. Давайте заслушаем метеоролога. Прошу.
   Метеоролог доложил кратко и обстоятельно.
- Ясно. Погода в ближайшие дни будет сложная, перевалы будут закрыты облаками, надо готовиться к СМУ. Вы же все понимаете, что средний уровень подготовки экипажей удовлетворительный для мирного времени, в боевой обстановке окажется, совершенно недостаточным, многие летчики не имеют допуска на самостоятельный выбор места посадки, да и в боевом маневрировании все блинчиком и мимо цели. Учиться придётся уже там. Так Вячеслав Карибулович? Вот возможно пришел твой звездный час, прошу, только не переусердствуй. Слушай и услышь своих подчиненных.
    Но желаемого времени для подготовки летным экипажам не представилось. Прошло 2-а дня и 13 декабря в 20.00, пришла  директива на перебазирование 181 ОВП.
На КП 181 ОВП собрался руководящий состав, где командир довел содержание директивы ген. штаба:
- Пришла директива. Нашему 181 ОВП приказано в полном составе на рассвете 14 декабря перебазироваться на аэродром Какайды, промежуточный аэродром Чирчик.  Прошу учесть, что продолжительность светлого времени    7–мь часов. Подлетное время 5-ть часов. Глубина боевых порядков 30 минут, остается на дозаправку на аэродроме Чирчик всего 1 час и 30 минут. Вячеслав Карибулович вам вылет с началом утренних сумерек, то есть мы можем выиграть минут 20. Передовая команда на самолете Ан – 26 вылет в 21 час сегодня 13 декабря.  Все действия подразделений и частей гарнизона согласно утвержденного плана Командующим авиации САВО. Вопросы? Нет… Разрешаю на два часа убыть к семьям. Все свободны.

                АЭРОДРОМ КАКАЙДЫ.
  15 декабря 9часов 30 минут руководящий состав и летные экипажи собраны для постановки задачи.
- Тов. Офицеры! – все собравшиеся встали, заходят старшие начальники, прибывшие из Москвы и Алма-Аты.
- Давайте без официоза. Я вкратце обрисую обстановку, затем доложат офицеры по конкретной задаче, стоящей перед Вашим полком и частями обеспечения. Магнитофон включен?
- Включаю. 15 декабря 9часов 30 минут, постановка задачи 181 ОВП и частям обеспечения на аэродроме Какайды. – отрапортовал нач. КП.
- Продолжим. Сегодня 15 декабря в 5 часов вашему командиру была вручена директива генерального штаба на перебазирование на территорию сопредельного государства Афганистан с рассветом 27 декабря. Аэродромы базирования Кундуз и вертолетная площадка Файзабад. О готовности к перебазированию доложить 26 декабря в 9.00.
   Правительство Афганистана неоднократно обращалось с просьбой помочь ему разрешить внутриполитический конфликт, в стране вызванный сменой правящего режима после социалистической апрельской революцией. Ваша задача перебазироваться на указанные аэродромы в полном составе. Боевое охранение будут выполнять: в Кундузе – десантно-штурмовой батальон и ваши ДСЧ и ДСП, в Файзабаде из состава мсп полковника Рохлина. Какие задачи предстоит вам выполнять в будущем, все в соответствии с Боевым Уставом это:
 - первоначально изучите район, облетайте его, определите площадки на тактическую глубину боевых действий, пересечение государственной границы согласовывать через КП 73ВА в городе Ташкенте, связь с КП истребительного полка. Облет района будущих полетов начните с завтрашнего дня, по готовности, без спешки, время у вас есть;
- боевое и техническое обеспечение гарнизонов СА и ДРА, а также осуществлять взаимодействие с погранзаставой Московская и вертолетами погранвойск по охране границы СССР;
- выполнять десантирования посадочным способом подразделения СА на блокпосты и в соответствии со спецификой выполнения боевых задач;
- ведение при необходимости огневой поддержки частям и подразделениям, оказавшимся в боевом противостоянии с мятежниками;
    Это будут основные направления вашей будущей повседневной деятельности. Хотелось отметить некоторый исторически нюанс. В результате трех англо-афганских войн один британец по имени Фурье, в конце ХIХ века сделал вывод: «Иностранец, которому случится попасть в Афганистан, будет под особым покровительством неба, если выйдет оттуда здоровым, невредимым и с головой на плечах». Поэтому призываю, будьте внимательны на земле и особенно в небе. Не пренебрегайте мерами безопасности и не теряйте здравый смысл и рассудок. Летайте только парами. Любые полеты должны протекать при полной уверенности, что экипаж успешно выполнит боевую задачу и вернется «домой».
   У меня один вопрос. Кто считает, что он не может по каким-то соображениям выполнить свой интернациональный долг? Прошу подойти ко мне после и сообщить об этом или сейчас поднять руку. Да, у кого остались проблемы, не решенные дома, подойдите к политработнику и письменно уведомите. Будем решать ваши проблемы, а вы выполняете свой интернациональный долг, и не волнуйтесь.
    Осмотрев окружающих, резюмировал: «Вижу, что готовы выполнять поставленные задачи. Молодцы!»
- Подробнее об аэродроме Кундуз и вертолетной площадке у н.п. Файзабад, доложит представитель разведотдела 73 ВА. Пожалуйста, тов. подполковник.
- Аэродром Кундуз расположен 12 км юго-восточнее н.п. Кундуз, в долине, практически симметрично от оси ВПП, между двумя отрогами гор высотой от 2000м до 25000 на расстоянии от 5-ти до 8-ми км, вдоль реки Баклин зеленый массив, т.е. «зеленка». Кундуз является главным узловым пунктом, он соединяет дороги: на восток до Файзабада через Тулакан; в южном направлении на Пули-Хурмы далее через Черикар на Кабул; в северном направлении к границе с СССР далее на Курган-Тюбе; в западном направлении на Мазары Шариф……….
    Вертолетная площадка Файзабад, провинция Бадахшан, расположена в предгорье Припамирья, выход только по ущелью вдоль рек Коча и Фархан и горной дороги Кундуз – Талукан – Файзабад. Площадка оборудована для базирования до эскадрильи вертолетов типа Ми-8………
- Слово старшему штурману, он доложит маршруты и профиль полета.
   Шла обычная в летном деле постановка задачи летному и руководящему составу 181овп и частям обеспечения. Руководящий состав докладывал условия и порядок выполнения боевой задачи, каналы связи, метео, инженер готовность авиатехники и прочее.
    Так началась боевая работа 181овп уже с 15 – 16 декабря, экипажи облетывали территорию Афганистана и изучали предстоящий район боевых действий.
   Утро. 20 декабря. Рассветает. На аэродроме личный состав готовит вертолеты к вылету. Из штабной палатки выходят летный и руководящий состав. Майор Гайнутдинов разговаривает с командиром эскадрильи майором Щербаковым Василий Васильевичем. Майор Щербаков полная противоположность Гайнутдинову. Плотного телосложения, рассудительный, не торопливый, этакая уверенность в себе и окружающем его мире.
- Ты главное Васильевич доведи до каждого, что мирное время осталось дома, а здесь другие условия и к ним надо приспосабливаться и выполнять свою работу. Придерживая его за рукав, он добавил: Главное, чтобы не «наломать дров». Полет на высоте над местностью 1000 метров по давлению 760 и не ниже. Снижаться ниже 1000м - ЗАПРЕЩЕНО.
- Вячеслав Карибулович, не суетись, все будет нормально.
                Кабина вертолета.
Командир – майор Гайнутдинов.
Летчик – штурман - ст. лейтенант Марат Газитуллин
Борттехник - ст. лейтенант Николай Кошелев.
    Экипаж занимает рабочие места на всех надеты парашюты. К блистеру подходит политработник и обращается к Гайнутдинову:
- Разрешите мне с вами выполнить полет.
- Почему нельзя, можно. Только Вам придётся надеть парашют и занять место в боевом расчете у правого блистера с автоматом. Давно стреляли с автомата?
- Недавно. А что возможно придётся пострелять?
- Николай парашют и экипировку товарищу подполковнику, покажи его боевую позицию.
- Выполняю товарищ командир.
   Командир со штурманом переглянулись с улыбкой. Голос Гайнутдинова:
- Всем занять свои места. Готовность к запуску.
- Николай!
- Докладываю командир. К запуску включены АЗСы. «Генераторы» переменные – выключены.  РИ-65 исправен и включен. «Противопожарная» в «Огнетушение». «Гидросистемы» включены. Аппаратура вибрации и сигнализатор максимальной температуры работоспособны. РРУД обоих двигателей проверены, в среднем положении на защелке. Насосы «Подкачки и перекачки» -  включены.
- Штурман, Марат. Не слышу.
- Командир, пилотажно-навигационное оборудование проверено исправно и готово к работе. Давление 747 мм.рт.ст. установлено, на высотомере – 0.
- Спасибо. «Старт». Я, 301 прошу запуск в сектор «Один» для облета.
- Я «Старт» 20 декабря 1979 года Аэродром Какайды. Начало полетов в 9.00 в простых метеоусловиях. 301-й, Я «Старт» запуск разрешил. Вам «Сектор – Один». Взлет по готовности доложить. Всем экипажам запуск с интервалом через 10 минут по запросу.
   Так продолжалась боевая работа группы вертолетов 181овп уже не первый день. Но не все в этот день было удачно.
   Вертолет Гайнутдинова выполняет полет в своем секторе. Командир пилотирует вертолет, указывая штурману для отметки характерные ориентиры и возможное расположение будущих площадок. Яркое солнце, снег в предгорьях и в горах искрился как изумрудная крошка, делал местность безликой.
- Марат, надень очки от солнца или опусти светофильтр на ЗШ, а то глаза болеть будут.
- Выполняю. Командир в этом белом однообразии как цели мы будем находить.
- А вот смотри, дорога ведет куда?
- Наверно к аулу.
- Правильно. А вот и аул, машины... Посмотрим?
«Снижаться ведь запретили, но, а командиру наверно можно» - Подумал штурман.
Возле машины стояла группа людей с задранными головами, и махали руками.
- Командир они нас приветствую.  Видите?
В разговор вмешался борттехник:
- А, по-моему, они ждут, когда окажутся в мертвой зоне, в пику ему высказал свое предположение Кошелев, хотя сам не верил, что от них исходит опасность.
Командир экипажа не успел ничего произнести в ответ, как послышались незнакомые щелкающие звуки, и вертолёт слегка тряхнуло.
- Николай посмотри, что там, в грузовом отсеке и доложи. Гайнутдинов метнул беспокойный взгляд на приборы двигателя и «Гидросистемы». Стрелки давления топлива и «Гидросистемы» стали плавно снижаться, и давление стало падать.
- Командир у нас пробоины. «Основная гидросистема» перебита и задет топливный бак.
- Понял тебя. Тщательно следи и немедленно докладывай о малейших перебоях. Если сможешь на ходу, то устрани.
- Командир, давление большое, не получается.
- Будем заходить на вынужденную посадку. Марат свяжись со «Стартом» доложи обстановку. Выполнив маневр «Змейка», командир убедился по шлейфу за машиной, что на лицо течь топлива и гидросмеси.
- Садимся перед собой. После посадки, выключаем системы и двигатель. Экипажу покинуть вертолет и осмотреться. Товарищ подполковник Вы со мной займете оборону, а Марат с Николаем постараются устранить неполадки.
Окутавшись снежным облаком, вертолет опустился на три точки и замер на месте. Когда все вышли на рыхлый снег, подполковник В.Бацура бледный от волнения, но не терявший присутствия духа, шагнул к Карибуловичу, обнял его за плечи и с благодарной улыбкой на сухощавом лице промолвил:
- Спасибо тебе, Вячеслав Карибулович. Если бы не твое мастерство и самообладание…
- А куда было деваться, Владимир Александрович? – в свою очередь улыбнулся Гайнутдинов. Не оставалось ничего иного как спасать вертолет и спасаться самим. Хотя если бы я не нарушил сам свои указания, «Не снижаться ниже 1000 метров», то ничего не произошло. Впредь будет уроком мне на всю жизнь. Как говорил мой инструктор в училище: «Для вертолета все равно кто в нем сидит главное не нарушать меры безопасности, ведь они написаны кровью летчиков».
Тем временем ст. лейтенант Кошелев осмотрел вертолет и приступил со штурманом своими силами устранять неполадки, а командир, с политработником заняв выгодные позиции, осматривали местность готовые в любую минуту отразить приход нежеланных и недружелюбных местных аборигенов. Используя имеющиеся инструменты и шланги повреждения, были устранены и вертолет через пару часов вылетел на точку, где его с нетерпением ждали. Так продолжалась повседневная работа для экипажа Гайнутдинова и его боевых соратников и подчиненных.
После мягкой посадки к вертолету подходят офицеры впереди майор Щербаков. Экипаж вышел, стал перед вертолетом, Гайнутдинов поблагодарил и, сконфузившись, извинился, за происшедшее.
- Карибулыч что случилось, да вы ни как получили первое крещение. Рассматривая пробоины в борту вертолета резюмировал, майор Щербаков.
- Все на земле? Соберите весь летный состав, проведем разбор полетов. Как дела у остальных?
- Все вернулись. Были замечания по технике. Старший штурман обрабатывает информацию и заполняет журнал «Характерных ориентиров и площадок».
- Ну, насчет нас, скажу так, в нарушение своих же указаний снизился и получил в борт очередь. Пришлось садиться на вынужденную и устранять нарушения герметичности в гидросистеме и в топливной системе. Перебило трубопровод. Пойду, доложу на КП о случившемся.
- А стоит ли командир докладывать, ведь все обошлось.
- Какой я командир, если с первого дня врать начну. Да, начальник штаба, где итоги сегодняшнего дня налет и прочее? Надеюсь, боестолкновения не у кого не было.
- Все нормально командир. Полеты прошли тихо и мирно.

                АЭРОДРОМ  КУНДУЗ.               
    На аэродром Кундуз вертолетчики прилетели в первой половине дня 27 декабря 1979 года и сразу приступили к работе. Майор Гайнутдинов был доволен, приняв доклады о выполненном перелете и замечаниях в работе экипажей и авиатехнике распорядился:
- Инженерному составу: подготовьте авиатехнику к вылету, организуйте боевое охранение и взаимодействие с десантниками. Летные экипажи помогите инженерному составу в подвеске боеприпасов и в разгрузки вертолетов. На это все про все 1час 30 минут. Далее изучать район и подготовить карты для вылета по тревоге. Необходимо определиться с местами ночлега и быта, приема пищи. Этим займется начальник штаба и замполит. Завтра полеты. Облет района и изучение района боевых действий. А теперь все за работу не так уж много светлого времени осталось. Да, инженер предусмотрите светомаскировку и места приема, и разгрузку бортов транспортной авиации и транспортных вертолетов. За работу товарищи!
- Разрешите товарищ командир.
- Слушаю, Анатолий Иванович – с теплотой в голосе обратился он к старшему штурману подполковнику Филимонову.
- Прибыли карты, да вот загвоздка, западного театра, Германия и прочее.
- Все было бы нормально, если бы не вмешался генштаб – с иронией заметил Гайнутдинов. Хорошо, что взяли по два комплекта карт на экипаж у истребителей, в Какайдах. Посмеёмся, когда будем писать мемуары.
   Повседневные маршруты вертолетчиков проходили в основном над кряжами высоких гор, и вдоль причудливых лабиринтов ущелий, и над пустыней, лишенной характерных ориентиров особенно зимой. Летчики доставляли населению продукты питания, топливо, одежду, вывозили раненых и больных
   Быт у Вертолетчиков был стандартный для всех без исключения. Заглянув в модуль (обитый металлом вагончик с прихожей и спальней) к Гайнутдинову в глаза бросается простота быта. На стене висит флаг ВВС, несколько фотографий семейные и уже с Афганской тематикой. Табуретка, тумбочка, стол, полка с книгами, стол на котором разложена карта района боевых действий и отмечены маршруты и вертолетные площадки.
   Расположенные на стене фотографии были бесстрастными свидетелями тех незабываемых дней пребывания на Афганской земле.
Вот Вячеслав в меховой куртке, шапке ушанке и в смятых в «гармошку» сапогах, став на фоне вертолета Ми-8, повернулся к объективу. На лице – сдержанная улыбка. Справа и слева от него чем-то обрадованные афганцы, а в стороне оборванный, плохо одетый смуглый пацаненок, но тоже с улыбкой. У одного афганца, того что постарше, в руках канистра, заметно оттягивающая руку.
- Помню, тогда мы поделились с местным жителями керосином – рассказал майор Щербаков. Они были очень рады. Ведь вечерами сидели без света. С топливом и горючим в отдаленных кишлаках было очень тяжело. Холодно и голодно. Вот и делились с простыми людьми, чем могли…А, вот с пацаном на фото произошла интересная история. Как-то под вечер на КПП пришли пожилые афганцы соседнего кишлака и попросили позвать их друга Салавата. Позвали майора Гайнутдинова, он уже немного говорил на пушту. Старейший поведал следующую историю Карибуловичу:
    «В кишлак часа три назад пришла банда «духов» и стала требовать еду у дехкан. Кто мог, тот дал, а так как кишлак бедный то многие отказали. Один бандит зашел в саклю к бедняку и потребовал хлеба мяса, овощей, но хозяин ему сказал, что если он что-то найдет, то это будет его. Из-за косяка двери выглянул малец лет 5-6-ти с кусочком хлеба, который он аккуратно даже не жевал, а облизывал. Увидав парнишку, бандит выхватил нож и полосонул по животу мальца. Парнишка, не выпуская из рук кусочек хлеба, упал на бок, и кровь хлынула из раны на руку и на хлеб он даже не заплакал, а смотрел с удивлением, на хлеб становящемся красным от крови»
- Фельдшера ко мне, экипажу готовиться к вылету, двух десантников на боевое охранение, немедленно. Кто из Вас укажет дорогу к дому?.. пошли со мной – обратился Гайнутдинов к афганцам, те указали на молодого афганца.
   Прилетев в кишлак, фельдшер остановил кровь у парнишки, но он был без сознания. Было принято решение госпитализировать его в военный госпиталь. Но уже была ночь, и майор Гайнутдинов принимает решение лететь ночью на неосвещенную площадку. За что в последующем получил нагоняй от руководства. Жизнь парню была спасена, а Салават стал крестным отцом.
   На другом снимке совершенно иной сюжет: майоры В. Гайнутдинов и В. Щербаков и заместитель командира эскадрильи по политчасти капитан Копчиков в кожаных летных куртках, бородатые, без головных уборов, с патронташами через плечо, как это бывало, скажем, у моряков-балтийцев в годы гражданской войны. И тоже веселые, улыбчивые. Во всем их облике революционный задор, молодецкая удаль, решительность.
   30 декабря аэродром Кундуз. Пара майора Гайнутдинова только что прилетела с боевого задания. К нему приближается офицер и докладывает:
- Товарищ майор пришло распоряжение с Кабула.
- Читай.
- Приказано «В составе двух пар вертолетов Ми-8 выполнить десантирование посадочным способом на площадке с координатами ….
- Читай дальше, разберемся.
- ..и осуществляя огневую поддержку обеспечить эффективный ввод подразделения десантников в бой и поспособствовать закрепиться им на заданном рубеже. О ходе выполнении боевой задачи доложить немедленно»»
- Кто свободен и готов к вылету? Где десантники?
- Пара капитана Пахомова и Ваша готовится. Десантники уже прибыли, находятся возле СКП.
- Пару Пахомова и старшего от десантников ко мне. Как будет готова моя пара, доложите.
- Штурман, проложите маршрут выхода на площадку, чтобы выход был как можно скрытный. По готовности доложите.
- Вы старший от десанта. – обратился он к улыбчивому здоровяку десантнику.
- Так точно старший лейтенант Петров.
- Доложите вкратце, самую суть вашей задачи.
Десантник, не переставая улыбаться, докладывал, а майор внимательно слушал и делал пометки, в планшете изображая трассы будущего огневого взаимодействия.
- Спасибо. Мне понятно. Смотрите. Это я изобразил трассы нашего огневого взаимодействия. Я понял так, что горстка мотострелков на блок посту удерживает свои позиции у моста, а вам необходимо деблокировать их и прийти им на помощь. По всей вероятности, там уже есть и будут раненые, которые нам же и эвакуировать. Я правильно излагаю ситуацию?
- Лучше не скажешь. Всё так и есть.
- Так вот. Высадку осуществим на склоне. Вы броском метров 500 подниметесь и зайдете с тыла, а мы, развернувшись, ударим им в лоб. Начало вашей атаки обозначите двумя красными ракетами. Нам дайте на построение маневра и атаку 3 минуты. Лады. Затем мы с флангов ударим по ним. Связь на третьем канале взаимодействия. Мой позывной 301-й, а второй пары 312-й. Ваш позывной.
- «Беда». - Скромно потупив взор, сообщил десантник.
Подошедший офицер доложил: Товарищ майор вертолеты к вылету готовы экипажи и «десантура» на борту.
-Хорошо. «По коням», на вылет.
Взлетев вертолеты, построив боевой порядок, пошли по заданному маршруту. Уже на подлете было видно, что бой разгорался не шуточный. Обходя стороной и маскируясь за горой, вертолетчики успешно высадили десант, не демаскируя свои действия перед противником.
Выполняя заданный маневр по типу боевого разворота, экипажи вышли в заданную точка для атаки.
Радиообмен:
-312-й дистанция 1500 атакуешь после меня РСами. 301-й на боевом.    «О-го-нь». Ведомый, работай, прикрою. 312-й пошел.
-312-й на боевом. «Огонь». Ведомый пошел, прикрываю.
-Я, 301-й две красные отходим в сектора, для атаки с флангов. Молодцы десантура. Врежьте им, чтобы неповадно было.
-301-й я, «Беда» с правого фланга давят, подсоби…
-Вижу у них «ДШК» работает, сейчас получат своё…
-301 захожу на цель прикрой…У них позиция круговая. 312-й не подставляйся... повнимательнее ребята.
-314 получил прямое в борт горю сажусь перед собой.
-Я 301-й, не дрейфь, цель молчит, захожу на эвакуацию. Эх, ё-моё, меня подбили. 312-й заходи мы с 303-м тебя прикроем. Становимся в вертушку 303-й. Понял?..
-Выполняю 312-й.
-303-й на месте
-Командир. Экипаж у меня на борту. Я, 312-й.
-«Беда»! Как у тебя дела.
-Отлично добиваем убегающих. Спасибо за работу 301-й. У меня все на месте. На блокпосте два 300-х и один 200-й.
-Информацию принял сейчас выйдет санитар, я 301-й.

                АЭРОДРОМ   КУНДУЗ.
    На посадку заходят 3-и Ми-8. Все с тревогой смотрят в небо, желая найти 4-й вертолет. Вертолеты приземлились., к ним подходят офицеры. Экипажи выходят и строятся перед вертолетами. Все замечают, что у правого крайнего вертолета восемь человек, двойной экипаж. Такого еще не было. К Гайнутдинову подходит Майор Щербаков.
- Что случилось Карибулович?
- Подбили ведомого, из ДШК. Вот эвакуировали.
- Так и тебе смотрю, досталось, прилично...
- Зашел на ДШК. Расчет ДШК, вроде бы расстрелял, стал заходить для эвакуации подбитого экипажа, а она открыла огонь по мне. Пришлось развернуться и врезать по ней, больше не будет стрелять. Вот так «сказка» стала былью. Когда читал о С. Грицевце на Холкин Голе, и про Алибека Слонова, в Великую Отечественную, как они с поля боя эвакуировали своих товарищей на самолетах. Сказать, что был удивлен, значит, ничего не сказать. Правда, нам на наших вертушках всё же немного легче. Так что с почином уважаемые. Надеюсь, инженер мою «Марусю» можно подчинить.
- Сделаем командир, еще полетает Ваша «Маруся».
    Так в течение десяти дней в декабре месяце майор Гайнутдинов был дважды обстрелян и пока всё удачно заканчивалось.

   2 января 1980 года поступило боевое распоряжение о деблокирование блокпоста и доставке боеприпасов мотострелкам. Группа майора возвращалась с другого задания, когда в эфире услышали, что вертолет капитана Ушакова подбит и произвел посадку в расположении противника аул Ишикашим. Дав команду ведомому на эвакуацию экипажа, терпящего бедствие сам, стал в круг и организовал прикрытие с воздуха. К месту падения вертолета скакали на лошадях духи, намереваясь взять в плен экипаж, однако вовремя подоспел экипаж ведомого капитана Корсакова и сам Гайнутдинов прикрыл ребят НУРСами и стрелковым оружием (на борту находилось 4 десантника). Капитан Корсаков удачно подобрал площадку и эвакуировал экипаж, за что был награжден орденом Ленина.
 
     Уже несколько дней летные экипажи тоскливо посматривают на низко нависающие облака и моросящий дождь со снегом, видимость менее 200 метров. Кто читает, а кто-то играет в «Шаши – Беши» (Нарды) или режутся в домино на щелбаны. Условия ниже минимума. Гайнутдинова часто вызывают к телефону:
- Ну что? Как у Вас? Не «протянуло», не разрывает облачность? – запрашивали с КП.
- Глухо как в танке. Сидим, как в болоте, только лягушек не хватает – отвечал Карибулович, мрачный и злой.
- А ты все шутишь, а там между прочим люди гибнут…
- Юмор мой не помеха, а погоды пока нет. Пойдем при первой возможности. – готовый взорваться резюмировал Гайнутдинов. Он понимал и знал, что обстановка в районе Файзабада очень сложная. Банды окружили гарнизон и там ребята бьются, не щадя живота своего, а боекомплект заканчивается.
- Прошу собраться в штабной палатке экипажи готовые к полету на Файзабад. Пожалуйста, пригласите Анатолий Ивановича, ст. штурмана.
    В палатку заходят летные экипажи, в полголоса переговариваясь между собой.
- Прошу всех внимания. Какая погода вы видите. Ситуация в Файзабаде критическая. Какие будут мнения и предложения товарищи офицеры. Но вначале выслушаем синоптика, что за погода в Файзабаде.
- Товарищи офицеры. Погода обусловлена прохождением вторичного теплого фронта. Над точкой облачность многослойная в облаках спокойно видимость порядка одного километра. Нижний край размыт и порядка 50-75 метров. Верхний край порядка 1500 – 2000м, вершины гор открыты., на удалении 30-40км, на восток от точки, прогнозирую разрыв облачности 5 – 7 балов, над поворотным пунктом Талукан и того меньше облачности, но возможен туман ввиде размытой облачности. При полете вдоль ущелья облачность будет рвать ввиду повышенной турбулентности и восходящих и нисходящих потоков. В Файзабаде передают, облачность 5 – 7 баллов, порывы ветра в западном секторе силой до 10 м/с.
- Спасибо за прогноз. Предлагаю взлет парами на 2-х минутном интервале, набор высоты 3000 метров над точкой, по коробочке с докладом о прохождении разворотов и «привода». Отход с курсом 75 градусов до нп Талукан. Надо точно пройти над Талуканом, проход свой я обозначу для пары майора Щербакова отстрелом «тепловых ловушек». После прохода опорного пункта берем курс 60 градусов. Полет с этим курсом 10 минут и поиск разрывов облачности над ущельем и речкой Кочан. Ведомый на этом участке выдерживает боевой порядок интервал - 200-250м и дистанцию – 25-30м, для более надежного обнаружения входа в ущелье. Обнаружив разрыв, вход в ущелье выполняем после построения левой коробочки с выходом на курс 170 градусов на скорости 120 – 150 км/ч и снижение в ущелье до 50 – 100м. При подходе к Файзабаду ущелье расширяется, и ось ущелья поворачивает на курс 90 градусов. Мотострелки свой район обозначат чередой красных и зеленых ракет, а также дымами. Для захода на посадку при ветре более 5м/с заход с курсом 270 градусом, правым разворотом. Какие будут мнения и предложения.
- У "матросов нет вопросов" – почти хором ответили подчиненные.
- Торопиться с вылетом не будем ну и «тянуть вола за хвост» уже времени нет. В экипажах и парах уточните расчеты и продумайте порядок действий и взаимодействия.
   Через 5 минут вертолеты стали запускать, и первая пара майора Гайнутдинова вырулила для взлета с пробегом по ВПП.
- 301-й на предварительном, парой.
- Я «Старт» начало полетов в 11.00, при минимуме погоды. 301-му разрешил на взлетную, курс 280, ветер слева 3м/секунду.
- 301 к взлету парой готов.
- 301-й. Взлетайте, парой.
    Винтокрылые машины, хотя и груженные легко взмыли в небо, и сразу пропали из виду в облаках.
- «Старт». Я, 301 погода над точкой: видимость на влете 200 – 250м, нижний край 75м. Облачность многослойная, видимость в облаках не менее одного километра.
- «Старт» погоду принял.
- 301 над приводом 1500м, солнышко просматривается.
- «Старт» принял.
- 301 отошел от точки в наборе 3000м за облаками, над точкой верхний край 1800м. Солнышко радует.
- «Старт», принял.
    На земле приняли погоду и уже вторая пара выруливала на старт. Экипажи, не участвующие в полетах, собрались в «квадрате» у динамика в ожидании вестей от улетевших. Курильщики напряженно затягивались сигаретами, благо их было в избытке. Вскоре прозвучало в динамике?
- Я, 301. Прохожу поворотный. Погода: облачность 5 баллов видимость не менее7км. Взял курс на следующий поворотный.
   Напряжение нарастало с каждой минутой, ведь ответственный участок был только впереди, ширина ущелья на входе не более одного километра. Вдруг в динамике прозвучало:
- 301-й.  Я, 303, наблюдаю разрыв облачности справа от себя на удалении менее километра.
- Молодец 303-й. Выполняем разворот влево крен 15-ть, твой интервал переходит в дистанцию 150 метров.
- Понял 303-й, выполняю.
- 303-й Спокойно входи в ущелье в нем слабая болтанка, включи освещение в кабине. Следи за скоростью и высотой. Как учили.
- 303-й понял выполняю.
- 301-й на дне высота 50 скорость 120км/ч на курсе 170 градусов. А здесь спокойно видимость 5-6км, слабая болтанка.
    В воздухе уже слышан радиообмен, пары майора Щербакова, доклады спокойны и четкие. Первая пара успешно прошла ущелье и приземлилась на отмеченных площадках и стала под разгрузку. Через десять минут пришла пара майора Щербакова. На земле было ликование. Мотострелки приглашали экипажи в столовую отобедать и отметить успех, но летчики знали, что их ждут друзья, однополчане, надо лететь. А чтобы впустую не лететь было принято решения погрузить тяжелораненых и больных. Так успешно выполнили поставленную задачу, командования, экипажи 181овп.
    
                Из официального донесения 40-й армии, Кабул:
               
      «9-го января 1980 года силами крупного вертолетного десанта (в нем участвовали вертолётные экипажи 181 овп) был взят под контроль г. Кандагар – второй по величине город страны. Тем же способом обеспечивались оперативное размещение гарнизонов в удаленных местах страны, на важных дорогах и узловых пунктах, позволявших контролировать целые районы. Успевшая укрепиться в провинциях оппозиция при этом нередко оказывала серьезное противодействие. Так в приграничном районе Кундуз мятежникам удалось перерезать дорогу в северном направлении. Для восстановления движения 12 февраля с помощью звена вертолетов Ми-8 у кишлака Коджагар высадили десантную роту, которая захватила единственный в этих местах мост. С этой операции вертолетчики 181овп привезли первых убитых – штурм стоил жизни семерых десантникам».
    30 марта 1980 года произошла боевая потеря вертолета Ми-8 капитана Власова Ю.
    Звено вертолетов осуществляло высадку десанта в районе Файзабада у н.п. Бахарак, занятого моджахедами. По вертолетам был открыт интенсивный огонь из двух ДШК, в результате вертолет Власова Ю. получил сильные повреждения, возник пожар, но экипажу удалось совершить вынужденную посадку за дувалом во дворе. Сразу после покидания, вертолет взорвался, экипаж успел забежать за сарай. Пара майора Гайнутдинова В. пошла на подбор летчиков.
     Духи перенесли огнь на вертолет ведущего и, после нескольких попаданий, майору Гайнутдинову пришлось выйти из зоны обстрела, был смертельно ранен борттехник Н. Кошелев. Борттехник был в бронежилете, но пуля прошла в незакрытую часть тела под правую ключицу, и вышла из-под левой ключицы. Несмотря на оказанную первую помощь, борттехник скончался по пути в госпиталь. Духи предприняли попытку захвата экипажа в плен, забрались на крышу сарая и пытались проникнуть внутрь сарая. Тогда наши решили прорываться. Летчик –штурман Костриков Н. приоткрыл дверь и кинул на крышу гранату, в этот момент все бросились бежать из сарая к вертолету капитана Оболонь В., ведомого майора Гайнутдинова. Брошенная граната скатилась с крыши и взорвалась на земле поранив борттехника, ему отсекло мочку уха.
   Радиообмен: (ЛШ -летчик-штурман, РИ- речевой автоматически информатор, КК- командир вертолета, БТ – борттехник)
ЛШ – «Командир справа поражение».
РИ – «Отказ подкачивающих насосов».  «Отказ основной гидросистемы»
КК – «Николай сажать будем вместе, крепче держи управление»
ЛШ – «Понял держу»
РИ – «Отказ дублирующей системы»
БТ – «Пробоина в хвостовой части, сверху течет масло. Дымим командир»
КК – «А черт! Ничего сейчас дотянем».
КК – «Карибулыч меня подбили! Постараюсь дотянуть до площадки!»
Р - «Я, 301-й держись, иду на помощь»
КК – «Посадка! Всем за борт!»
    На аэродроме Кундуз, приближаются вечерние сумерки. На аэродром один за другим заходят экипажи на посадку. На стоянках готовят вертолеты к вылетам.  В курилку подходят экипажи усталые, но довольные, так как очередной день прошел без потерь, все вернулись и боевые задачи выполнены успешно, да иначе и быть не могло. К офицерам подходит начальник штаба и обращается:
- Кто видел майора Гайнутдинова?
- Я его видел в кабине Ми – 24 на 2-й стоянке, изучает новую мат часть. – ответил инженер.
- Дневальный позовите майора Гайнутдинова ко мне.
- Отставить, вон он сам идет. Здорово Вячеслав Карибулович.
- Здравия желаю товарищ подполковник.
- Пойдем, пошепчемся, тут одна проблемка нарисовалась. – Отходя в сторону и доставая из планшета какой-то документ, они стали в полголоса разговаривать. Поговорив, они разошлись. Гайнутдинов сел и поудобнее расположившись на скамейке начал разговор.
- Прошу всех внимание. Хочу разобрать инцидент, который произошел с одним из экипажей сегодня. Проходя мимо экипажа, я обратил на угрюмый вид его членов. Что случилось? Спрашиваю. Отвечают. Мы чуть не разбились. Вовремя посадки наша машина чуть не скатилась в обрыв. Что этому поспособствовало? Перегруз машины и неправильно выбранная траектория посадки, но благодаря опыту и умению командира экипажа не произошло ЧП. Не грустить надо, а радоваться, что так легко все вышло. Теперь о первопричине. За все отвечает командир – это аксиома. Но где были члены экипажа. Как можно и нужно определять загрузку вертолета? Вот Вы товарищ капитан.
- Ну, в общем, по весу и..
- Так хватит «тянуть вола за хвост». Я Вам дал таблицу с параметрами обжатия стоек амортизатора шасси и пневматиков по высоте приземления. Зазубрите на всю оставшуюся летную жизнь и руководствуйтесь ею. Теперь о траектории захода на посадку. Солнечная сторона должна быть со стороны опускающего склона, так как восходящие потоки помогают машине удержаться на склоне даже на двух колесах.
   Все знали и понимали право учить летные экипажи сложной работе в горах. Все были в курсе, как совсем недавно экипаж майора Гайнутдинова оказал помощь нашим мотострелкам. «Наши мотострелки высоко в горах оказались в тяжелом положении, у них кончились боеприпасы. Гайнутдинов со своим экипажем поднялся в горы. Воздух разряженный, на высоте около 3000м., ни единой площадки для приземления, а на висении разгружаться не вариант, очень сложно удерживать машину. Вот когда пригодилось виртуозное мастерство в технике пилотирования!
   Тонко рассчитав свои действия Гайнутдинов правым боковым и передним колесом коснулся крохотного пяточка и в таком положении удерживал вертолет до тех пор, пока не закончилась разгрузка».
- Ну что загрустили братья славяне, мусульмане и прочие вероотступники. Что-то давно неслышно было песни. Где гитара, баян?
Принесли гитару баян, начали настраиваться. – Товарищ майор может, Вы сыграете?
- Был бы аккордеон или саксофон, попробовал бы.
В вечернем «мирном» небе стала разливаться мелодия о доме. (песня)
    Кто был в горах, подтвердит - самым незабываемым впечатлением это - цветовой фон подсвета склонов гор. Заходящее солнце, падая своими лучами на острые гребни гор преломляются и окрашивают склоны всеми цветовыми спектрами: алый цвет переходит в светло-зелёный, далее в голубой, потом в синий и фиолетовый. Не забываемое мироощущение, особенно под лирическую мелодию песню о доме.
    К курилке подходит неуверенной походкой, покачиваясь, молодой летчик, в кожаной куртке, останавливается и начинает дирижировать. Песня заканчивается и наступает тишина, а звуки песни, о доме еще вибрируя в душах, уходит в горы – домой.
- Ну что будем отдыхать? – резюмирует Гайнутдинов. Завтра много работы. Уже пришли распоряжения. Да, а Вы товарищ лейтенант останьтесь, присаживайтесь.
    Лейтенант присаживается и растерянно смотрит на майора.
- Давай рассказывай, что случилось.
- Понимаете, Вячеслав Карибулович. Работали сегодня по каравану. Как положено, предупредили караван, чтобы остановились. В ответ они открыли огонь. Но и мы лыком не шиты. Открыли огонь. Караван остановился. Сели на досмотр. Я вышел и пошел посмотреть. Увидел трупы, понимаете…Я, впервые увидел результат своей работы, жуть…меня взяла.
- Во-первых, какое право ты имел покинуть экипаж? А если с тобой что случилось? Что было бы с экипажем и досмотровой группой? Славу богу всё обошлось.
- Я, понимаю, что я поступил в нарушении инструкций….
- Во-вторых. Ты наверно не совсем понял, где ты находишься. Ты на войне. А, на войне один закон – «Если взял оружие, стреляй первый, иначе убьют тебя или твоего друга». Мне жизнь каждого из Вас дороже своей. Мне до конца жизни не оправдаться за смерть моего борттехника ст. лейтенанта Николая Кошелева и всех Вас, если что случится. Запомни.
- В-третьих. Пить может и плохо, но порой это просто необходимо, чтобы снять стресс. Но! Напиваться это пошло, мерзко и недопустимо для офицера, а особенно для летчика. Поступаешь в распоряжение доктора на неделю, пока. Там посмотрю. Если увижу еще раз, ходить тебе в наряд ДСЧ до скончания века. Ведь тебе экипаж вверяет свои жизни. Усвоил?
- Так точно, товарищ майор.
   Гайнутдинов вспомнил как погиб Николай Кошелев:
    «30 марта 1980 года на боевой операции под Бахараком был тяжело ранен Николай Кошелев, борттехник из экипажа Гайнутдинова». Вспоминает Мухамедкали Казамбаев. «После высадки десанта, когда заходили на эвакуацию экипажа под жёстким обстрелом, вражеская пуля попала между пластин его бронежилета. Николая быстро доставили в госпиталь, но врачи оказались бессильны. Узнав о смерти друга, Гайнутдинов сел в наш снаряженный вертолет, вместо нашего командира, и мы снова полетели на Бахарак. Он сполна рассчитался с духами за своего друга. Это говорит не о нашей жестокости, а том крепком чувстве боевого товариществе, когда члены экипажа были не просто сослуживцами, а практически братьями. Наверное, это и позволило нам выжить на той войне. Правда, не всем…».
     В курилку входит доктор.
- Добрый вечер Вячеслав Карибулович.
- И Вам доктор не хворать.
- Лейтенанта неделю «лечить» (так называли промывку мозгов алкоголем, пока совесть не проснется)?
- Думаю, через пару дней отдай его Маргарите, пусть его пожалеет.
- Психотерапия? –  не без иронии заметил доктор.
- Дорогой наш Айболит. Ты лечишь тело, а она лечит душу. Вместо того чтобы пресекать всякие разговоры ты сам ввязываешься в этот треп. Я с ней разговаривал. Все обстоит совсем не так как трепачи и злоязычники обсуждают. Возможно не без этого... Ведь она тоже человек, женщина. Ей тоже страшно и одиноко. Мы должны быть благодарны ей за то, что она нам наших лейтенантов в строй возвращает уравновешенными и психологически устойчивыми. По мне, я бы учредил орден «За милосердие» и награждал таких девчат этим орденом. Моя мать с 41-го по 44-й санинструктором на пузе от Украины до Сталинграда и до Белоруссии проползла. Рассказывала, как было страшно и тяжело. Вот такие пироги доктор.
- Извините Карибулыч, все осознал. – без иронии и искренне он ответил.
- Ну что пора баиньки, завтра работать.
- Спокойной ночи.
- Спокойной.
  Они разошлись по своим «модулям» спать.
  Лучшими учителями была каждодневная работа: в день экипажи выполняли по 5 – 6 вылетов, проводя в воздухе до 8 часов. С рассвета до заката, ведь в горах темнеет раньше, а в ущельях и днем темно. В практику вошли маневры с большими перегрузками, категорически запрещенные «дома», виражи с креном 90 градусов, истребительные боевые развороты, горки с отрицательными перегрузками. Многие летчики впоследствии говорили. Что летать по-настоящему их научил Афган.
 
                Из содержаний некоторых боевых донесений:
9.01.1980г. произошла боевая потеря вертолета Ми-8Т, КВ к-н Ушаков С.
     В результате огневого воздействия ДШК в район расходного бака экипаж совершил вынужденную посадку в расположении противника у с.Ишкашим.  Посадка была произведена удачно, однако к моменту посадки топливо из расходного бака вытекло в грузовой отсек и экипаж покидал вертолет по колено в керосине. К месту падения вертолета на лошадях уже скакали душманы, намереваясь взять их в плен, однако вовремя подоспел экипаж к-на Корсакова В. из группы м-ра Гайнутдинова В. Прикрыв ребят НУРСами и стрелковым оружием (на борту находилось 4 десантника),
к-н Корсаков выбрал площадку и  взял экипаж на борт
     За спасение экипажа к-н Корсаков В. был награжден орденом Ленина.

30 03 1980г. произошла боевая потеря вертолета Ми-8Т, КВ к-н Власов Ю.
     Звено вертолетов осуществляло высадку десантников в районе Файзабада  у н.п. Бахарак, занятого моджахедами. По вертолетам был открыт интенсивный огонь из двух ДШК, в результате вертолёт Власова Ю. получила сильные повреждения, возник пожар,  но экипажу удалось совершить вынужденную посадку за дувал во двор. Сразу, после покидания, вертолет взорвался, экипаж успел забежать в сарай. Пара м-р Гайнутдинов В.  к-н Оболонин В. (оба - замкомандира АЭ 181 ОВП) пошла на подбор летчиков.
     Душманы перенесли огонь на вертолет ведущего и, после нескольких попаданий, м-ру Гайнутдинову пришлось выходить из зоны обстрела, был смертельно ранен борттехник ст.л-т Кошелев Н. Борттехник был в бронежилете, но пуля вошла в незакрытую часть тела под правую ключицу в тот момент, когда он поднял руку, и вышла из-под левой ключицы. Несмотря на оказанную первую помощь, борттехник скончался по пути в госпиталь. Духи предприняли попытку захвата в плен сбитого экипажа Власова, забрались на крышу сарая и пытались проникнуть вовнутрь сарая. Тогда экипаж решил прорываться. Летчик-штурман Костриков Н. приоткрыл двери и кинул на крышу гранату, в это время все рванули из сарая, однако граната скатилась на землю, и борттехнику осколком отсекло мочку уха. В замешательстве успели добежать до вертолёта к-на Оболонина, сумевшего сесть и забрать экипаж.

24.04.1980г. произошло боевое повреждение вертолета Ми-8Т, КВ   к-н Копчиков В.
        Звено, ведомое командиром АЭ 181 ОВП м-ром Щербаковым В., осуществляло прикрытие войск в горном районе в 30км северо-восточнее Кундуза. В одном из заходов огнем ДШК был подбит вертолет замполита эскадрильи к-на Копчикова, он пошел на вынужденную посадку в самом центре кишлака Ромуаниши, который считался у летчиков дружественным. Тем не менее, по поврежденному вертолету стали бить из стрелкового оружия с разных сторон кишлака, экипажу (летчик-штурман ст.л-т Мокроусов Н., борттехник ст. л-т Руденко В. и офицер штаба, вылетевший для ознакомления с местностью) сразу после покидания горевшей машины пришлось занимать круговую оборону и отстреливаться. М-р Щербаков залпом НУРС-ов накрыл расчет ДШК, подбивший его ведомого и пошел на подбор экипажа. Под огнем противника он произвел посадку в 120м от вертолета к-на Копчикова и, забрав экипаж и пассажира, произвел взлет. В это время его прикрывала сверху вторая пара к-на Оболонина В..  Довольно эффективными в этом бою оказались пулеметы, установленные в дверных проемах. После зачистки района посадки вертолет был взят под охрану десантниками.
    Весна пришла и в Кундуз. Алые поля маков раскрашивали луга долины, кое-где проступала буйная зелень. Утром вызвали майора Гайнутдинова на КП.
- Получена шифровка с распоряжением о деблокировании зажатой в кишлаке разведгруппы, но, к сожалению, видимость в районе нулевая, задул «афганец» (ветер).
- С кем пойдёшь? – спросил начальник штаба.
- У меня пара готова. При выходе в район ведомый будет прикрывать, а я сяду и заберу группу - спокойно как об обыденном доложил он.
-Хорошо, действуйте на своё усмотрение.
   Когда дует «афганец» пыльная масса везде даже, как говорят, штаны не спасают, а небо становится оранжево желтым и видимость не более полукилометра.
   Вертолеты взлетели, на борту расположились стрелки с пулеметом и гранатометом, и пошли вдоль ущелья к цели. Кишлак располагался на границе входа в узкое ущелье и был зажат отвесными скалами. Обнаружив кишлак и определив зону боестолкновения, связавшись с разведгруппой Гайнутдинов приказав ведомому прикрывать и в случае чего прийти на выручку, стал энергично снижаться в район небольшой площади возле мечети.
     Радиообмен Гайнутдинова с экипажами и разведгруппой:
- 301-й произвел посадку в точке огневого соприкосновения.
- Я, 303-й наблюдаю группу, движущуюся к Вам, это духи.
- 301-й понял. Левый борт огонь по левому дуалу, угости непрошенных. Разворачиваюсь. Правый борт, приготовься, врежь им. Наши на подходе я их наблюдаю. 303-й отрежь хвост за нашими… заградительным.
    Вертолет как юла крутился на пятачке на высоте 2 – 3-х метрах над землёй, поднимая пыль. Стрелки открывали огонь по команде командира, обеспечивая тем самым успешный выход разведгруппы и посадки ее на борт. Десантники, загрузившись на борт, открыли такой шквальный огонь по духам, что в пыли и в дыму не было видно и в 10-ти метрах от вертолета. Перегруженная машина, тяжело оторвавшись, стала плавно набирать высоту. Отлетев с десяток километров от, вертолеты приземлились в безопасном месте, и часть десантников пересели на вертолет ведомого.
    За успешное выполнение данного боевого задания за мужество и героизм, проявленный при оказании интернационального долга Указом Президиумом СССР от 28 апреля 1980 года майору Гайнутдинову Вячеславу Карибуловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награду ему и командиру 2-й эскадрильи майору Щербакову Василию Васильевичу с аналогичной формулировкой вручили в Кабуле. Так открыли счет героев ставшие впоследствии легендой наши летчики выпускники Сызранского вертолетного училища им. 60-тия Октябрьской Социалистической Революции. В дальнейшем 12-ть летчиков выпускники этого училища в небе Афганистана стали Героями Советского Союза.
    Вечереет. Аэродром Кундуз. В курилке сидят и тихо разговаривают, старший штурман полка подполковник Филимонов А. И. и майор Гайнутдинов.
- Карибулович это правда, что тебя отзывают в Союз? Говорят, на командира полка представление ушло и на днях придёт приказ.
- Говорят... Но мне, что-то не очень хочется расставаться со всеми Вами и с работой здесь в Афгане. Понимаешь, как пришла эта весть, так я как бы со стороны смотрю на себя и на окружающий мир с тоской на сердце. Ведь здесь мы по-настоящему ощутили себя военными, способными воевать и у нас зародилось боевое братство. А это дорогого стоит.
- Может, хватит тебе летать. На днях придёт приказ на должность, а вмести с ним досрочное звание подполковник. А?
- Если не летать, то и звания, и должности не нужны мне, тем более я за восемь месяцев выполнил 398 боевых вылетов. Осталось всего два полета до 400 вылетов. Вот завтра слетаю на облет Ми-24. Зачеты инженеру по материальной части сдал.
- Так завтра вроде нам дали долгожданный выходной.
- Ну и что. Летать в праздник, да еще в такой, большая честь — это как день рождения.
- Во сколько вылет? А то ребята устраивают баньку, и стол Ким готовит праздничный, барашка будет. У десантников на «чимергес» (спиртоводяная смесь 40 град.) выменяли.
- Баньку я люблю. Думаю, в 11.00 – 12.00 я освобожусь уже. Обед на 16.00, так что успею попариться, возьмешь у меня в модуле березовый веник, распарь его. Да, ты завтра на зарядку бежишь? Дистанция 5 км, справишься?
- Обязательно. До завтра. Спокойной ночи.
- Спокойной ночи.
   Утро, 17 августа, аэродром Кундуз. Возле вертолета инженерно-технический состав готовит машину к облету. Лётчики стоят рядом уже готовые к вылету и вполголоса переговариваются.
- Ну что Степаныч машина готова? – поинтересовался Гайнутдинов у инженера.
- Почти. Сейчас тестирование автопилота закончим, и будет все готово. А тебе Карибулыч не терпится в небо взвиться, неугомонный.
- Хорошо. Только не бурчи.
-Товарищ майор вертолет к полету готов – доложил техник вертолета майору Гайнутдинову.
- Докладывай командиру вертолета майору Козовому, а я учлет, пока... – ответил Гайнутдинов.
- Ст. лейтенант Краснуха – представился борттехник.
- Ну что садимся и в перед, командуй командир – обратился подчеркнуто вежливо Гайнутдинов к майору Козовому.
  Экипаж, заняв свои места, майор Гайнутдинов сел спереди на место летчика – оператора, закрыл фонарь и помахав оставшимся на земле показал, что у него все в порядке, фонарь закрыт. Экипаж стал докладывать командиру о своих действиях. Запросив «Старт», командир стал запускать вертолет. После запуска, вырулили на взлетную, и остановились по оси ВПП. Выведя обороты на взлетный режим, проверив показания приборов, командир вертолета стал взлетать по самолетному. Но вдруг время как бы остановилось. Все наблюдающие за взлетом в «квадрате» замерли в предчувствии чего-то не осязаемо жуткого свершения…. Вертолет плавно оторвался от земли. Летчик чуть придержал машину для разгона скорости И… прозвучал хлопок, как выстрел из пушки вертолет клюнул носом и, ударившись о землю взорвавшись, загорелся… Все бросились к месту крушения, в надежде спасти экипаж... Усилия наземной группы ПСС были тщетны. Вертолет был заправлен, как говорят в авиации под заглушку, сгорел за 40 секунд вместе с экипажем. Впоследствии на удалении около одного километра от торца ВПП и по её оси была найдена лежка снайпера и гильза 12,7мм.

                Из боевого донесения:
17 августа 1980г. катастрофа вертолета Ми-24Д, КВ командир АЭ  м-р Козовой М.Р.
   Экипаж выполнял облет авиатехники после ремонта в зоне аэродрома Кундуз. Вертолет командира аэ м-ра Козового М.Р., сразу после взлета по невыясненной причине потерял управление и столкнулся с землей. Экипаж в составе командира вертолета, борттехника ст. л-та Краснухина К.Г. и занявшего место оператора - зам. по летной подготовке 181-го ОВП, Героя Советского Союза м-ра Гайнутдинова В.К., погибли.

                Продолжение следует.
В. Соколов


Рецензии